4 марта 1998 года N Пр-314
------------------------------------------------------------------
ПИСЬМО
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принимая решение о подписании и обнародовании Федерального закона "О порядке принятия и вступления в силу поправок к
Конституции Российской Федерации", считаю необходимым обратить внимание депутатов Государственной Думы на недостатки этого Закона.
Названный Федеральный закон не содержит четкого определения понятия "поправка к
Конституции Российской Федерации", что вытекает из сопоставления части 2 статьи 2 и частей 1 и 2 статьи 3 с частью 4 статьи 3 Федерального закона. В частности, поправка к
Конституции Российской Федерации не может содержать положений об исключении глав 3 - 8 из текста
Конституции Российской Федерации, поскольку исключение каждой из этих глав влечет за собой изменение основ конституционного строя Российской Федерации, пересмотр которых не входит в компетенцию палат Федерального Собрания.
Неприемлемым является положение части 3 статьи 6 Федерального закона о создании согласительной комиссии в связи с отклонением Советом Федерации Закона Российской Федерации о поправке к
Конституции Российской Федерации. Указанный Закон принимается в порядке, установленном для принятия федеральных конституционных законов, в случае отклонения которых Советом Федерации
Конституцией Российской Федерации не предусматривается создание согласительной комиссии.
Не урегулирован должным образом вопрос о пересмотре установленных Советом Федерации результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации Закона Российской Федерации о поправке к
Конституции Российской Федерации, осуществляемом на основании соответствующего решения Верховного Суда Российской Федерации. Это обусловлено тем, что в Федеральном законе не определены полномочия Верховного Суда Российской Федерации в случае обжалования Постановления Совета Федерации, содержащего указанные результаты.
Учитывая особую значимость данного Федерального закона, вношу в Государственную Думу законопроект о внесении в названный Федеральный закон необходимых изменений и дополнений, который предлагаю рассмотреть в первоочередном порядке.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
4 марта 1998 года
N Пр-314
Проект
Вносится Президентом
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ПОРЯДКЕ ПРИНЯТИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ
Статья 1. Внести в Федеральный закон "О порядке принятия и вступления в силу поправок к
Конституции Российской Федерации" следующие изменения и дополнения:
1. Часть 4 статьи 3 изложить в следующей редакции:
"4. Если поправкой к
Конституции Российской Федерации из текста
Конституции Российской Федерации исключается статья, часть или пункт статьи, исключаемый текст заменяется словами "Исключена (исключен) поправкой к
Конституции Российской Федерации" с указанием наименования Закона Российской Федерации о поправке к
Конституции Российской Федерации. При этом номера исключаемых статей или их частей либо буквы, обозначающие исключаемые пункты, сохраняются.".
2. Статью 4 изложить в следующей редакции:
"Статья 4. Принятие предложения о поправке к
Конституции Российской Федерации к рассмотрению Государственной Думой
1. Поступившее в Государственную Думу предложение о поправке к
Конституции Российской Федерации подлежит осуществляемой в соответствии с Федеральным законом о порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов проверке с точки зрения соблюдения требований
Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального закона об условиях и о порядке внесения предложения о поправке к
Конституции Российской Федерации.
2. По результатам проверки в соответствии с Федеральным законом о порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов вносится предложение о принятии к рассмотрению Государственной Думой проекта Закона Российской Федерации о поправке к
Конституции Российской Федерации либо предложение о возвращении указанного проекта его инициатору в случае несоблюдения требований
Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального закона.".
3. В статье 6:
а) часть 1 дополнить словами "в соответствии с Федеральным законом о порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов";
б) часть 3 изложить в следующей редакции:
"3. Если за одобрение Закона Российской Федерации о поправке к
Конституции Российской Федерации проголосовало менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации, указанный Закон считается отклоненным, а процедура принятия поправки - прекращенной.
Повторное внесение в Государственную Думу предложения о данной поправке допускается в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.".
4. Статью 7 изложить в следующей редакции:
"Статья 7. Опубликование для всеобщего сведения Закона Российской Федерации о поправке к
Конституции Российской Федерации1. Текст принятого Закона Российской Федерации о поправке к
Конституции Российской Федерации подлежит опубликованию для всеобщего сведения.
2. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не позднее пяти дней со дня принятия Закона Российской Федерации о поправке к
Конституции Российской Федерации направляет в Собрание законодательства Российской Федерации и "Российскую газету" уведомления, включающие текст названного Закона с указанием дат его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации.".
5. В статье 11:
а) в части 3 слова "регламентом Совета Федерации" заменить словами "Федеральным законом о порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов";
б) в части 4:
дополнить часть новыми абзацами вторым и третьим следующего содержания:
"Верховный Суд Российской Федерации устанавливает соответствие Постановления Совета Федерации, содержащего результаты рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации Закона Российской Федерации о поправке к
Конституции Российской Федерации, требованиям настоящего Федерального закона, а также проверяет ведение учета, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Верховный Суд Российской Федерации вправе проверить соблюдение законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации порядка одобрения Закона Российской Федерации о поправке к
Конституции Российской Федерации.";
абзацы второй и третий считать соответственно абзацами четвертым и пятым;
в) часть 5 изложить в следующей редакции:
"5. В случае установления Верховным Судом Российской Федерации несоответствия Постановления Совета Федерации, содержащего результаты рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации Закона Российской Федерации о поправке к
Конституции Российской Федерации, требованиям настоящего Федерального закона, а также ненадлежащего ведения учета, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанное Постановление подлежит отмене Советом Федерации.
Если Верховный Суд Российской Федерации установит, что ведение учета, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, не позволяет с достоверностью установить результаты рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации Закона Российской Федерации о поправке к
Конституции Российской Федерации, данный Закон считается не получившим одобрения необходимого числа субъектов Российской Федерации.";
г) дополнить статью частями 6 и 7 следующего содержания:
"6. Если Верховным Судом Российской Федерации будет установлено, что законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации нарушен порядок одобрения Закона Российской Федерации о поправке к
Конституции Российской Федерации, данный субъект Российской Федерации подлежит исключению из числа субъектов Российской Федерации, одобривших названный Закон.
Если в результате указанной процедуры число субъектов Российской Федерации, одобривших в надлежащем порядке Закон Российской Федерации о поправке к
Конституции Российской Федерации, будет составлять менее чем две трети, Закон считается не получившим одобрения необходимого числа субъектов Российской Федерации.
7. В случае установления Верховным Судом Российской Федерации нарушений, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, вопрос о результатах рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации Закона Российской Федерации о поправке к
Конституции Российской Федерации подлежит повторному рассмотрению Советом Федерации.".
6. Часть 1 статьи 14 исключить.
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ПОРЯДКЕ ПРИНЯТИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ПОПРАВОК
Данный законопроект содержит положения, направленные на приведение в соответствие с
Конституцией Российской Федерации Федерального закона "О порядке принятия и вступления в силу поправок к
Конституции Российской Федерации" и на устранение имеющегося в этом Законе внутреннего противоречия, а также положения, определяющие полномочия Верховного Суда Российской Федерации в случае обжалования Постановления Совета Федерации об установлении результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации Закона Российской Федерации о поправке к
Конституции Российской Федерации.
Так, предлагаемая редакция части 4 статьи 3 названного Федерального закона приведена в соответствие с частью 2 статьи 2 и частями 1 и 2 статьи 3 этого Закона.
В части 3 статьи 6 Федерального закона исключено положение о создании согласительной комиссии в случае отклонения Советом Федерации Закона Российской Федерации о поправке к
Конституции Российской Федерации. Указанный Закон Российской Федерации принимается в порядке, установленном для принятия федеральных конституционных законов, в случае отклонения которых Советом Федерации
Конституцией Российской Федерации не предусматривается создание согласительной комиссии.
Определение полномочий Верховного Суда Российской Федерации в случае обжалования Постановления Совета Федерации, содержащего результаты рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации Закона Российской Федерации о поправке к
Конституции Российской Федерации, потребовало внесения изменений и дополнений в процедуру установления Советом Федерации указанных результатов, предусмотренную статьей 11 Федерального закона.
Кроме того, в статьи 4, 6, 7, 11 и 14 внесены изменения редакционного характера.