ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Письмо Президента РФ от 04.03.1998 N Пр-320 "Об отклонении Федерального закона "О гидрометеорологической службе""

4 марта 1998 года N Пр-320
------------------------------------------------------------------
ПИСЬМО
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю Федеральный закон "О гидрометеорологической службе", принятый Государственной Думой 21 января 1998 г. и одобренный Советом Федерации 18 февраля 1998 г.
Федеральный закон "О гидрометеорологической службе" (далее именуется Закон), провозглашая необходимость урегулирования отношений в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, в значительной части посвящен определению сферы деятельности и полномочий соответствующего федерального органа исполнительной власти. Вместе с тем в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" данные вопросы призваны решать Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Кроме того, ряд положений Закона противоречит другим федеральным законам.
Так, в статье 2 Закона установлено, что правовое регулирование деятельности гидрометеорологической службы осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях. Из этой формулировки следует, что за рамками правового регулирования остались нормы, установленные Конституцией Российской Федерации, в частности, норма пункта "р" статьи 71, относящая метеорологическую службу к предметам ведения Российской Федерации.
В статье 5 Закона определяется сфера деятельности федерального органа исполнительной власти, иначе говоря его функции, что в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации, и, следовательно, не может быть предметом закона. Кроме того, термин "государственное управление", используемый в этой статье, а также в названии главы II и статьи 6 Закона, не соответствует терминологии, используемой в Конституции Российской Федерации.
В статьях 6 и 7 Закона определены полномочия Правительства Российской Федерации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях. Однако эти вопросы урегулированы Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" и, следовательно, не могут быть предметом данного Закона.
В статье 8 Закона закреплено, что специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях создает подведомственные ему территориальные органы, другие организации. В соответствии с частью 1 статьи 78 Конституции Российской Федерации органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Подобное замечание относится также и к части 3 статьи 21 Закона, в которой также употребляется термин "подведомственные" применительно к юридическим лицам. Однако в гражданском законодательстве Российской Федерации термин "подведомственные" не используется.
Статья 9 Закона предусматривает финансирование не только деятельности гидрометеорологической службы, но и работ, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций. Однако комплекс этих вопросов, не имеющих прямого отношения к гидрометеорологической службе, должен решаться в других нормативных правовых актах, например, в положении о соответствующем федеральном органе исполнительной власти. Кроме того, не совсем понятна методика определения источников финансирования. Если речь идет о выполнении работ федерального значения, то источником финансирования являются средства федерального бюджета и иные источники, а если работы осуществляются по заказам субъектов Российской Федерации, то используются средства этих субъектов. Кроме того, из формулировки части 1 этой статьи вытекает, что деятельность федеральных органов исполнительной власти предполагается финансировать не только за счет средств федерального бюджета, но и за счет иных источников, что не согласуется с Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации".
Положения статьи 10 Закона, касающиеся имущества специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, урегулированы гражданским законодательством Российской Федерации.
В статье 14 Закона закреплено, что деятельность гидрометеорологической службы по обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации информационной продукцией осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами. Полагаем, что правовое регулирование информационных процессов не может осуществляться без использования базового в этой области законодательства, такого, например, как Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации".
Содержание статьи 16 Закона не согласуется с ее названием. В названии говорится о порядке использования информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационной продукции, а в содержании - о том, что информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационная продукция являются открытыми и общедоступными, и что информация общего назначения относится к федеральным информационным ресурсам в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
В статье 17 Закона урегулированы вопросы, касающиеся Российского государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении. Однако эти вопросы, в частности о создании фондов, в соответствии со статьями 110 и 112 Конституции Российской Федерации отнесены к компетенции Правительства Российской Федерации и решаются им самостоятельно.
Некоторые положения статей 18 и 19 Закона не согласуются с Федеральным законом Российской Федерации "Об информации, информатизации и защите информации".
Так, в части 1 статьи 18 Закона указано, что все юридические и физические лица обязаны предоставлять информацию о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в порядке, установленном указанным органом. Однако в статье 8 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" сказано, что перечни предоставляемой в обязательном порядке документированной информации и перечни органов и организаций, ответственных за сбор и обработку федеральных информационных ресурсов, утверждает Правительство Российской Федерации.
Статья 19 Закона в части, относящейся к предоставлению информации бесплатно или за плату, не согласуется со статьей 13 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации", в соответствии с которой перечень информационных услуг, предоставляемых пользователям из государственных информационных ресурсов бесплатно или за плату, не возмещающую в полном размере расходы на услуги, устанавливает Правительство Российской Федерации.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
4 марта 1998 года
N Пр-320