6 января 1999 года N Пр-16
------------------------------------------------------------------
ПИСЬМО
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с частью 3 статьи
107 Конституции Российской Федерации отклоняю принятый Государственной Думой 11 декабря 1998 г. и одобренный Советом Федерации 24 декабря 1998 г. Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве" (далее именуется Федеральный закон).
Земельным кодексом РСФСР и другими федеральными законами личное подсобное хозяйство характеризуется как цель или форма сельскохозяйственного производства. Однако Федеральным законом соответствующие отношения регулируются таким образом, словно личное подсобное хозяйство является юридическим лицом или не имеющим такого статуса объединением граждан. Подобный подход к регулированию отношений, связанных с ведением личного подсобного хозяйства, представляется неправомерным.
По конкретным положениям Федерального закона имеются следующие замечания.
В формулировке понятия "личное подсобное хозяйство" (статья 3) используется неопределенный в правовом отношении термин "хозяйство". Таким образом, в Федеральном законе остался неразрешенным вопрос, что следует понимать под личным подсобным хозяйством. В связи с этим представляются неслучайными внутренние противоречия Федерального закона, одними положениями которого регулируются вопросы ведения личного подсобного хозяйства как особой формы деятельности в области сельскохозяйственного производства, а другими - определяется правовое положение личного подсобного хозяйства как лица. Обращает на себя внимание игнорирование требований ряда федеральных законов и правил юридической техники при регулировании соответствующих отношений. Полагаю необходимым определить понятие "личное подсобное хозяйство" с учетом требований действующих федеральных законов, после чего переработать и другие положения Федерального закона.
Статьями 3, 5, 6, 17 и 18 Федерального закона определяются порядок создания, регистрации, прекращения личного подсобного хозяйства, состав его участников, порядок управления им и иные вопросы подобного рода. В настоящее время личное подсобное хозяйство является формой ведения гражданами сельскохозяйственного производства для личных нужд. Федеральным законом предлагается по-иному трактовать личное подсобное хозяйство и тем самым поставить не только сам процесс соответствующей сельскохозяйственной деятельности, но даже возможность его осуществления в зависимость от выполнения целого ряда ничем не оправданных требований. При этом указанные вопросы в одних случаях решаются аналогично тому, как это осуществляется в отношении юридических лиц, а в других - как индивидуальных предпринимателей. Следует подчеркнуть, что
Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами не допускается определение правового положения личного подсобного хозяйства как лица. В целях обеспечения прав граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, соблюдения требований федеральных законов статьи 3, 5, 6, 17 и 18 следует исключить и внести коррективы в другие положения Федерального закона.
Статьями 4, 7, 8 и 11 Федерального закона в части, касающейся регулирования земельных отношений, в основном дублируются положения
Земельного кодекса РСФСР, а в некоторых случаях определяются соответствующие отношения вопреки ему. Полагаю целесообразным названные статьи исключить.
Статьями 7, 9 - 13 Федерального закона в части, касающейся регулирования имущественных отношений, либо дублируются положения
Гражданского кодекса Российской Федерации, либо определяются соответствующие отношения вопреки ему.
Статьей 14 Федерального закона на органы местного самоуправления возлагаются полномочия, которыми они не могут быть наделены в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах местного самоуправления" и другими федеральными законами о местном самоуправлении.
Статьями 15 и 16 Федерального закона регулируются бюджетные отношения, а также отношения, связанные с пенсионным обеспечением и медицинским обслуживанием граждан. При этом игнорируется то обстоятельство, что указанные отношения должны регулироваться другими федеральными законами. Нельзя не сказать и о том, что в Федеральном законе эти отношения регулируются вопреки целому ряду федеральных законов.
В статье 20 Федерального закона даются конкретные поручения Правительству Российской Федерации. Однако
Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" законодательная власть такими полномочиями не наделена.
В Федеральном законе имеются и другие противоречия федеральным законам.
Учитывая, что реализация Федерального закона может нарушить права значительного числа граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, а также то обстоятельство, что в нем игнорируются требования целого ряда федеральных законов, полагаю недопустимым его принятие в предложенной редакции.
Президент
Российской Федерации
Б.Н.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
6 января 1999 года
N Пр-16