ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 ноября 1995 г. N Пр-1614
Принятие Федерального закона "О поэтапном прекращении участия Российской Федерации в осуществлении международных санкций, введенных против Союзной Республики Югославии", вызвано стремлением отменить ограничения, которые негативно сказались на жизненном уровне населения СРЮ, укрепить традиционные дружественные отношения и возобновить полномасштабное сотрудничество в интересах обоих государств.
Президент Российской Федерации разделяет озабоченность Федерального Собрания положением, сложившимся на территории бывшей Югославии.
Российской стороной принимаются меры в Совете Безопасности ООН, в рамках контактной группы и на двусторонней основе с целью урегулирования кризиса на территории бывшей Югославии.
Существенным элементом этого урегулирования является вопрос об отмене санкций в отношении Союзной Республики Югославии.
В настоящее время представители Российской Федерации в качестве посредников принимают участие в прямых контактах руководителей противоборствующих сторон с целью политического урегулирования на территории бывшей Югославии.
В последнее время Россия предприняла энергичные усилия по использованию имеющихся возможностей для облегчения положения гражданского населения Союзной Республики Югославии. Оказывается масштабная гуманитарная помощь. С соблюдением установленных Советом Безопасности ООН процедур осуществляется поставка в СРЮ более 5 тыс. тонн дизельного топлива в гуманитарных целях.
Предусматриваемое Законом одностороннее (даже поэтапное) прекращение участия Российской Федерации в осуществлении введенных Советом Безопасности ООН санкций в отношении СРЮ явилось бы нарушением Россией своих обязательств по Уставу ООН и противоречило бы
Конституции Российской Федерации, которая обладает высшей юридической силой на территории России. В соответствии со статьей
15 Конституции Российской Федерации такой Закон не имел бы юридической силы.
Президент Российской Федерации как гарант
Конституции Российской Федерации не может не учитывать положения части 4 статьи 15 Конституции, тем более что обязательства членов ООН по Уставу имеют преимущественную силу перед их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению.
В случае принятия такого Закона и рассмотрения его Конституционным Судом Российской Федерации он в силу указанных причин был бы признан неконституционным.
Кроме того, нельзя не принимать во внимание и невозможность практической реализации предусматриваемых Законом односторонних мер в связи с отсутствием общей границы между Россией и СРЮ.
Односторонний отказ России соблюдать Устав ООН означал бы попытку поставить под сомнение систему поддержания международного мира и безопасности, основанную на совместных действиях государств, прежде всего постоянных членов Совета Безопасности, что не отвечало бы стратегическим интересам Российской Федерации.
Подробная аргументация в связи с вопросом о прекращении участия Российской Федерации в осуществлении международных санкций в отношении СРЮ содержится в письме Президента Российской Федерации в Государственную Думу от 14 сентября 1995 г. (N Пр-1261).
С учетом изложенного и на основании части 3 статьи
107 Конституции Российской Федерации отклоняю Федеральный закон "О поэтапном прекращении участия Российской Федерации в осуществлении международных санкций, введенных против Союзной Республики Югославии", принятый Государственной Думой, одобренный Советом Федерации и направленный 27 октября 1995 г. для подписания и обнародования.
Для выработки не противоречащих
Конституции Российской Федерации и ее международным обязательствам и интересам мероприятий Российской Федерации с целью отмены Советом Безопасности ООН мер в отношении СРЮ предлагается создать согласительную комиссию. В ее состав можно было бы включить заместителя министра иностранных дел Российской Федерации Крылова С.Б., директора департамента международных организаций МИДа России Горелика А.С., профессора Дипломатической академии МИДа России, Чрезвычайного и Полномочного Посла Хлестова О.Н. и представителей палат Федерального Собрания.
Создание такой комиссии необходимо для обеспечения единства внешнеполитической линии Российского государства в этом важном вопросе.
При этом предлагается учесть следующее.
1. Пути решения вопросов, возникающих при применении по решению Совета Безопасности ООН санкций, следует искать не в одностороннем прекращении участия России в осуществлении санкций в отношении СРЮ, что явилось бы нарушением Устава ООН и противоречило бы
Конституции Российской Федерации, а в настойчивой работе в целях отмены Советом Безопасности ООН соответствующих резолюций или их изменении.
Возможность такого правомерного решения оговорена распоряжением Президента Российской Федерации
от 23 июля 1993 г. N 516-рп (пункт 8).
Предлагается: определить комплекс дополнительных мероприятий российской стороны с целью отмены Советом Безопасности ООН мер в отношении СРЮ.
2. Закон (статья 1) устанавливает, что Российская Федерация прекращает участие в международных санкциях против СРЮ поэтапно. В то же время Закон не только не определяет этапы прекращения участия России в осуществлении санкций, но даже не содержит критериев для их выделения.
При этом возникает вопрос, при наличии каких условий и каким органом государственной власти определяются сроки прекращения участия России в осуществлении санкций.
Такие формулировки Закона создают ситуацию неопределенности при его реализации, тем более что Президенту и Правительству Российской Федерации предлагается (статья 2) привести свои нормативные акты в соответствие с Законом в месячный срок.
Предлагается: установить четкие критерии для определения сроков осуществления комплекса дополнительных мероприятий российской стороны с целью отмены Советом Безопасности ООН мер в отношении СРЮ.
3. Ситуацию неопределенности при реализации Закона еще более усугубляет содержащееся в статье 3 Закона поручение МИДу России проинформировать ООН о поэтапном прекращении участия России в осуществлении санкций против СРЮ.
Согласно статье 4 Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Итак, абсолютно не ясно, о чем же должен уведомить ООН МИД России: о том, что Россия прекратила участие в осуществлении санкций со дня опубликования Закона, или о том, что Россия прекратит это участие после приведения Президентом и Правительством Российской Федерации своих нормативных актов в соответствие с Законом, или о том, что Россия будет прекращать такое участие поэтапно после приведения нормативных актов в соответствие с Законом.
Предлагается: сформулировать мероприятия российской стороны с целью отмены Советом Безопасности ООН мер в отношении СРЮ (включая сроки их осуществления) таким образом, чтобы не дезориентировать ни российские организации, ни ООН и ее членов, ни саму Союзную Республику Югославию.
4. Нельзя не принимать во внимание, что на территории бывшей Югославии размещен миротворческий контингент Вооруженных Сил Российской Федерации.
Предлагается: учитывать фактор обеспечения безопасности российского миротворческого контингента на территории бывшей Югославии.
5. Решение вопроса об отмене санкций в отношении СРЮ является неотъемлемым элементом процесса политического урегулирования на территории бывшей Югославии в целом.
В частности, прекращение участия Российской Федерации в осуществлении санкций против СРЮ может рассматриваться как односторонняя отмена Россией эмбарго на поставки оружия и военного снаряжения в СРЮ при сохранении Россией такого эмбарго в отношении иных государств, образовавшихся на территории бывшей Югославии. Это может быть использовано другими странами как предлог для отмены такого эмбарго в отношении иных государств, образовавшихся на территории бывшей Югославии.
Предлагается: увязать дополнительные мероприятия российской стороны с целью отмены Советом Безопасности ООН мер в отношении СРЮ с процессом политического урегулирования на территории бывшей Югославии.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН