ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Письмо Президента РФ от 27.06.1997 N Пр-1014 "О Федеральном законе "О народных художественных промыслах""

27 июня 1997 года N Пр-1014
------------------------------------------------------------------
ПИСЬМО
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
На основании части 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю представленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон "О народных художественных промыслах", принятый Государственной Думой 4 июня 1997 года и одобренный Советом Федерации 11 июня 1997 года.
Анализ Федерального закона свидетельствует, что он лишен какого-либо правового содержания.
Закон состоит из 13 статей. Из них три носят технико - юридический характер (предмет регулирования Федерального закона, правовое регулирование отношений в области народных художественных промыслов, вступление Федерального закона в силу). Еще одна статья посвящена определению понятий.
В оставшихся девяти статьях содержится 16 отсылок к иным нормативным правовым актам - уже принятым федеральным законам (шесть), конкретным отраслям законодательства (две), законодательству "вообще" (четыре), законодательству субъектов Российской Федерации (две) и актам Правительства Российской Федерации (две).
Все нормативное содержание Федерального закона сводится в конечном итоге к:
определению понятий;
установлению перечня изделий, которые не могут быть отнесены к изделиям художественных промыслов;
определению полномочий Правительства Российской Федерации по двум вопросам - утверждение примерного перечня видов производства и групп изделий художественного промысла и утверждение типового положения о художественно-экспертных советах;
определению полномочий субъектов Российской Федерации по одному вопросу - установление "мест традиционного бытования художественных промыслов".
Все эти вопросы не требуют принятия закона и могут быть решены Правительством Российской Федерации в полном объеме.
Кроме того, Федеральный закон входит в противоречие с Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами Российской Федерации.
Например, в пункте 3 статьи 5 Федерального закона устанавливается, что "подготовка мастеров народных художественных промыслов осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "Об образовании".
В данном случае ссылка на Закон Российской Федерации "Об образовании" несостоятельная, так как после внесения в него в январе 1996 года изменений и дополнений он называется Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (N 12-ФЗ).
Кроме того, в пункте 3 неудачно сформулирована отсылка в части подготовки мастеров народных художественных промыслов.
Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" не содержит норм и положений, непосредственно устанавливающих порядок подготовки мастеров народных художественных промыслов. По совокупности статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" вводятся лишь общие установочные нормы правового регулирования отношений, возникающих в области образования.
В пункте 1 статьи 10 Федерального закона содержатся положения, посвященные защите прав юридических и физических лиц от недобросовестной конкуренции в области народных художественных промыслов. В этом пункте обозначаются какие-то неясные юридические действия (понятия), которые связаны с "индивидуализацией юридического лица" или "индивидуализацией продукции народных художественных промыслов". Федеральный закон определяет, что названные права защищаются в порядке, определяемом Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Употребление такой правовой конструкции расходится с Гражданским кодексом Российской Федерации, поскольку в Гражданском кодексе нет таких понятий, как "индивидуализация юридического лица" и "индивидуализация продукции народных художественных промыслов". Следует отметить, что в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" внесены изменения и дополнения. Например, слово "РСФСР" заменено словами "Российская Федерация" в соответствующем падеже, поэтому он переименован и называется Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (N 83-ФЗ).
В статье 12 Федерального закона вводится ответственность за его нарушение. В настоящее время ни рассматриваемый Федеральный закон, ни иные законодательные акты Российской Федерации не содержат статей, раскрывающих признаки противоправных деяний и устанавливающих ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о народных художественных промыслах.
Таким образом, Федеральный закон "О народных художественных промыслах" является типичным примером имитации законотворческой деятельности.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
27 июня 1997 года
N Пр-1014