ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Указ Президента РФ от 13.04.1996 N 549 (ред. от 17.09.2020) "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального собрания Российской Федерации в законотворческом процессе"

УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ПОРЯДКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С ПАЛАТАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ЗАКОНОТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
В целях определения порядка реализации права законодательной инициативы Президента Российской Федерации и его участия в законотворческом процессе при принятии федеральных законов постановляю:
Утвердить прилагаемое Положение о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
13 апреля 1996 года
N 549
Утверждено
Указом Президента
Российской Федерации
от 13 апреля 1996 г. N 549
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ С ПАЛАТАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В ЗАКОНОТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
1. Разработка проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов (далее - законопроекты, законопроект), которые предполагается внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) в порядке законодательной инициативы Президента Российской Федерации, осуществляется по поручению Президента Российской Федерации или Руководителя Администрации Президента Российской Федерации подразделениями Администрации Президента Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти.
2. Предложения подразделений Администрации Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и граждан о разработке законопроектов, которые предполагается внести в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы Президента Российской Федерации, направляются Руководителю Администрации Президента Российской Федерации.
3. Руководитель Администрации Президента Российской Федерации направляет указанные в пункте 2 настоящего Положения предложения с поручением в 7-дневный срок рассмотреть их и подготовить по ним замечания и предложения:
первому заместителю Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, на которого возложена организация работы полномочного представителя Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее - полномочные представители Президента Российской Федерации в палатах Федерального Собрания);
заместителям Руководителя Администрации Президента Российской Федерации;
помощникам и советникам Президента Российской Федерации, если законопроект затрагивает вопросы, относящиеся к их компетенции;
полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации);
полномочному представителю Президента Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе);
полномочному представителю Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации;
в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации;
в иные подразделения Администрации Президента Российской Федерации, если законопроект затрагивает вопросы, относящиеся к их компетенции.
4. Замечания и предложения, предусмотренные пунктом 3 настоящего Положения, направляются в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации для обобщения.
Обобщенные замечания и предложения, а также при необходимости проект поручения Президента Российской Федерации или Руководителя Администрации Президента Российской Федерации о разработке соответствующего законопроекта направляются Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации Руководителю Администрации Президента Российской Федерации.
5. Подразделения Администрации Президента Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, ответственные за разработку законопроекта, в установленный Президентом Российской Федерации или Руководителем Администрации Президента Российской Федерации срок направляют Руководителю Администрации Президента Российской Федерации законопроект и пояснительную записку к нему, а также при необходимости - финансово-экономическое обоснование к законопроекту.
6. Руководитель Администрации Президента Российской Федерации направляет законопроект на заключение в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, а также дает поручение в 7-дневный срок подготовить замечания и предложения по данному законопроекту:
первому заместителю Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, на которого возложена организация работы полномочных представителей Президента Российской Федерации в палатах Федерального Собрания;
заместителям Руководителя Администрации Президента Российской Федерации;
помощникам и советникам Президента Российской Федерации, если законопроект затрагивает вопросы, относящиеся к их компетенции;
полномочным представителям Президента Российской Федерации в палатах Федерального Собрания и полномочному представителю Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации.
Указанные лица направляют замечания и предложения по законопроекту в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации.
Полномочные представители Президента Российской Федерации в палатах Федерального Собрания по согласованию с руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти направляют в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации замечания и предложения по законопроекту, а также при необходимости - предложения о назначении официального представителя Президента Российской Федерации при рассмотрении законопроекта палатами Федерального Собрания Российской Федерации (далее - официальный представитель).
7. Окончательный текст законопроекта, который предполагается внести в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы Президента Российской Федерации, подготавливается в Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации и направляется Руководителю Администрации Президента Российской Федерации вместе с проектом письма Президента Российской Федерации в Государственную Думу и другими сопроводительными материалами.
8. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе:
представляет позицию Президента Российской Федерации по рассматриваемым Государственной Думой законопроектам;
при необходимости обеспечивает по согласованию с руководством Государственной Думы первоочередное рассмотрение на заседаниях Совета Государственной Думы, комитетов Государственной Думы, а также на заседаниях Государственной Думы законопроектов, внесенных Президентом Российской Федерации;
представляет на заседаниях Совета Государственной Думы, комитетов Государственной Думы, а также на заседаниях Государственной Думы законопроекты, внесенные Президентом Российской Федерации, за исключением случаев, когда Президентом Российской Федерации назначен официальный представитель;
обеспечивает рассмотрение Государственной Думой в первом чтении текстов законопроектов, внесенных Президентом Российской Федерации, в неизмененном виде, за исключением случаев, когда Президент Российской Федерации согласен изменить текст внесенного им законопроекта до рассмотрения его Государственной Думой в первом чтении в порядке, предусмотренном ее Регламентом.
8.1. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе вправе исполнять обязанности официального представителя в случае отсутствия его на заседании Совета Государственной Думы, комитета Государственной Думы либо на заседании Государственной Думы.
9. Для обоснования законопроектов, внесенных Президентом Российской Федерации, а также замечаний и предложений Президента Российской Федерации по иным законопроектам, рассматриваемым на заседаниях комитетов Государственной Думы и заседаниях Государственной Думы, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе вправе привлекать работников федеральных органов исполнительной власти, работников подразделений Администрации Президента Российской Федерации и ученых. Привлечение работников федеральных органов исполнительной власти и работников подразделений Администрации Президента Российской Федерации осуществляется по согласованию соответственно с руководителями федеральных органов исполнительной власти или подразделений Администрации Президента Российской Федерации.
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе согласовывает позиции официальных представителей, привлеченных им работников федеральных органов исполнительной власти, работников Администрации Президента Российской Федерации и ученых, определяет порядок их выступлений при рассмотрении на заседаниях комитетов Государственной Думы и на заседаниях Государственной Думы законопроектов, внесенных Президентом Российской Федерации, а также при рассмотрении на заседаниях Государственной Думы замечаний и предложений Президента Российской Федерации по иным законопроектам.
Официальный представитель согласовывает свою позицию по законопроекту с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Государственной Думе.
10. При рассмотрении на заседаниях комитетов Государственной Думы поправок и предложений по законопроектам, внесенным Президентом Российской Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе совместно с официальным представителем (в случае его назначения) и при участии Государственно-правового управления Президента Российской Федерации осуществляют предварительное согласование поправок и предложений.
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе совместно с Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации направляют Президенту Российской Федерации поправки и предложения по указанным законопроектам с соответствующим обоснованием.
В случае получения согласия Президента Российской Федерации на внесение в законопроект представленных ему поправок и предложений полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе оглашает эти поправки и предложения на заседании комитета Государственной Думы, назначенного ответственным по законопроекту, и на заседании Государственной Думы.
11. Законопроекты, направленные Президенту Российской Федерации Советом Государственной Думы, передаются в установленном порядке в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации для подготовки по ним замечаний и предложений, которые направляются полномочному представителю Президента Российской Федерации в Государственной Думе.
Указанные законопроекты при необходимости могут быть направлены Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации в подразделения Администрации Президента Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, если законопроекты затрагивают вопросы, относящиеся к их компетенции.
12. Законопроекты, внесенные Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации), сенаторами Российской Федерации, депутатами Государственной Думы, Правительством Российской Федерации, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, принятые Государственной Думой в первом чтении и направленные Президенту Российской Федерации в соответствии с постановлениями Государственной Думы, передаются в установленном порядке в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации для подготовки проектов заключений Президента Российской Федерации на указанные законопроекты.
Копии поступивших из Государственной Думы законопроектов направляются в установленном порядке:
первому заместителю Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, на которого возложена организация работы полномочных представителей Президента Российской Федерации в палатах Федерального Собрания;
заместителям Руководителя Администрации Президента Российской Федерации;
помощникам и советникам Президента Российской Федерации, если законопроект затрагивает вопросы, относящиеся к их компетенции;
полномочным представителям Президента Российской Федерации в палатах Федерального Собрания и полномочному представителю Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации.
Указанные лица в 5-дневный срок со дня получения копии законопроекта направляют замечания и предложения по законопроекту в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации для учета при подготовке проекта заключения Президента Российской Федерации на законопроект.
Проект заключения Президента Российской Федерации на законопроект, подготовленный в Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации, направляется в установленном порядке Президенту Российской Федерации.
13. В случае если комитетом Государственной Думы принято решение об учете замечаний и предложений Президента Российской Федерации по рассматриваемому законопроекту, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе или официальный представитель формулирует по поручению Президента Российской Федерации замечания и предложения главы государства в виде поправок к законопроекту.
14. При необходимости полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе:
проводит консультации с руководством Государственной Думы и комитетов Государственной Думы, с руководством фракций и депутатских групп, а также с депутатами Государственной Думы;
согласовывает сроки и порядок рассмотрения на заседаниях комитетов Государственной Думы и на заседаниях Государственной Думы законопроектов, внесенных Президентом Российской Федерации, а также замечаний и предложений Президента Российской Федерации по иным рассматриваемым Государственной Думой законопроектам;
запрашивает дополнительные информационные и справочные материалы от федеральных органов исполнительной власти и подразделений Администрации Президента Российской Федерации.
15. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе осуществляет полномочия, предусмотренные пунктами 9 и 13 настоящего Положения, в случае если замечания и предложения, содержащиеся в заключении Президента Российской Федерации на законопроект, не касаются концепции законопроекта.
В случае если замечания и предложения касаются концепции законопроекта, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе при рассмотрении на заседаниях Совета Государственной Думы, комитетов Государственной Думы, а также на заседаниях Государственной Думы законопроекта во втором чтении представляет позицию Президента Российской Федерации, изложенную в заключении, и дает необходимые пояснения.
16. Порядок освещения в средствах массовой информации позиции Президента Российской Федерации по законопроектам, принятым Государственной Думой, определяется Руководителем Администрации Президента Российской Федерации.
17. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации:
представляет позицию Президента Российской Федерации по рассматриваемым Советом Федерации федеральным конституционным законам, одобренным Государственной Думой, и федеральным законам, принятым Государственной Думой;
обеспечивает по согласованию с руководством Совета Федерации своевременное рассмотрение на заседаниях комитетов и комиссий Совета Федерации, а также на заседаниях Совета Федерации одобренных Государственной Думой федеральных конституционных законов и принятых Государственной Думой федеральных законов, проекты которых были внесены Президентом Российской Федерации;
представляет на заседаниях комитетов и комиссий Совета Федерации, а также на заседаниях Совета Федерации одобренные Государственной Думой федеральные конституционные законы и принятые Государственной Думой федеральные законы, проекты которых были внесены Президентом Российской Федерации, за исключением случаев, когда Президентом Российской Федерации назначен официальный представитель;
информирует комитеты и комиссии Совета Федерации о рассмотрении в Государственной Думе законопроектов, внесенных Президентом Российской Федерации, и о принятых поправках к ним;
при необходимости проводит консультации с руководством Совета Федерации, комитетов и комиссий Совета Федерации;
при необходимости запрашивает дополнительные информационные и справочные материалы от федеральных органов исполнительной власти и подразделений Администрации Президента Российской Федерации.
Официальный представитель согласовывает свою позицию по законопроекту с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Совете Федерации.
17.1. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации вправе исполнять обязанности официального представителя в случае отсутствия его на заседании комитета или комиссии Совета Федерации либо на заседании Совета Федерации.
18. Для обоснования позиции Президента Российской Федерации по федеральным конституционным законам и федеральным законам, рассматриваемым на заседаниях комитетов и комиссий Совета Федерации, а также на заседаниях Совета Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации вправе привлекать работников федеральных органов исполнительной власти, работников подразделений Администрации Президента Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 9 настоящего Положения для полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе, и ученых, осуществлять иные полномочия, предусмотренные указанным пунктом для полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе.
19. Федеральный конституционный закон, федеральный закон, направленные Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования, передаются в установленном порядке в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации для подготовки предложений о подписании и обнародовании федерального конституционного закона, федерального закона или об отклонении федерального закона.
Копии федерального закона направляются в установленном порядке для подготовки предложений о подписании и обнародовании федерального закона или о его отклонении:
первому заместителю Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, на которого возложена организация работы полномочных представителей Президента Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации;
заместителям Руководителя Администрации Президента Российской Федерации;
помощникам и советникам Президента Российской Федерации, если федеральный закон затрагивает вопросы, относящиеся к их компетенции;
полномочным представителям Президента Российской Федерации в палатах Федерального Собрания и полномочному представителю Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации.
Указанные лица направляют предложения в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации в 7-дневный срок со дня поступления федерального закона Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
20. Предложения о подписании и обнародовании федерального конституционного закона, федерального закона или об отклонении федерального закона подготавливаются Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации в 10-дневный срок со дня поступления федерального конституционного закона, федерального закона Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. При подготовке указанных предложений по федеральному закону учитываются предложения лиц, которым в соответствии с пунктом 19 настоящего Положения были направлены копии федерального закона.
В случае нарушения установленных Конституцией Российской Федерации требований к порядку принятия и одобрения федеральных законов и предусмотренных ею условий и процедур Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации подготавливает предложение Президенту Российской Федерации о возвращении федерального закона в соответствующую палату Федерального Собрания Российской Федерации без рассмотрения.
Предложения направляются в установленном порядке Президенту Российской Федерации.
Предложение об отклонении федерального закона или о его возвращении без рассмотрения направляется Президенту Российской Федерации вместе с проектом письма Президента Российской Федерации в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
21. В случае отклонения Президентом Российской Федерации федерального закона и его повторного рассмотрения Государственной Думой полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе, за исключением случаев, когда Президентом Российской Федерации назначен официальный представитель, представляет на заседаниях Совета Государственной Думы, комитетов Государственной Думы, а также на заседаниях Государственной Думы позицию Президента Российской Федерации, изложенную в его письме в Государственную Думу, и дает соответствующие пояснения.
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе при необходимости проводит консультации с руководством Государственной Думы и комитетов Государственной Думы о процедуре повторного рассмотрения отклоненного Президентом Российской Федерации федерального закона, а также осуществляет полномочия, предусмотренные пунктом 9 настоящего Положения, в случае если замечания и предложения, послужившие основанием для отклонения Президентом Российской Федерации федерального закона, не касаются концепции федерального закона.
22. В случае если комитетом Государственной Думы принято решение об учете замечаний и предложений Президента Российской Федерации по отклоненному федеральному закону, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе или официальный представитель участвует в заседании соответствующего комитета и формулирует по поручению Президента Российской Федерации замечания и предложения главы государства в виде норм закона для выработки согласованной редакции отклоненного федерального закона.
23. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации:
обеспечивает по согласованию с руководством Совета Федерации своевременное рассмотрение на заседаниях комитетов и комиссий Совета Федерации, а также на заседаниях Совета Федерации отклоненных Президентом Российской Федерации и повторно рассмотренных Государственной Думой федеральных законов в порядке, установленном частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации;
обосновывает на заседаниях комитетов и комиссий Совета Федерации, а также на заседаниях Совета Федерации позицию Президента Российской Федерации в связи с отклонением им федерального закона, за исключением случаев, когда Президентом Российской Федерации назначен официальный представитель.
24. Для обоснования позиции Президента Российской Федерации по отклоненному федеральному закону полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации вправе привлекать работников федеральных органов исполнительной власти, работников подразделений Администрации Президента Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 9 настоящего Положения для полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе, а также ученых.