ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Указ Президента РФ от 20.12.2016 N 696 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года"

УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
В целях обеспечения реализации государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны постановляю:
1. Утвердить прилагаемые Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года.
2. Правительству Российской Федерации обеспечить реализацию Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года.
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
20 декабря 2016 года
N 696
Утверждены
Указом Президента
Российской Федерации
от 20 декабря 2016 г. N 696
ОСНОВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
I. Общие положения
1. Настоящими Основами определяются цель, задачи и приоритетные направления государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, а также механизмы ее реализации.
2. Государственная политика Российской Федерации в области гражданской обороны (далее - государственная политика в области гражданской обороны) является совокупностью скоординированных и объединенных единым замыслом политических, военных, социально-экономических, правовых, информационных и специальных мер, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в области защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (далее - опасности, возникающие при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях).
3. Настоящие Основы являются документом стратегического планирования Российской Федерации.
4. Нормативно-правовую базу настоящих Основ составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, иные документы стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Российской Федерации в области гражданской обороны.
II. Оценка состояния гражданской обороны, основные проблемы
и тенденции ее развития
5. Поддержание состояния гражданской обороны на требуемом уровне необходимо для эффективной защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях.
6. Основными факторами, влияющими на состояние гражданской обороны, являются:
а) нарастание рисков возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе связанных с глобальным изменением климата, ухудшением технического состояния объектов производственной и транспортной инфраструктуры, критически важных и потенциально опасных объектов;
б) увеличение в среднесрочной и долгосрочной перспективе размера возможного ущерба от крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и объема работ по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
в) угроза возникновения очагов вооруженных конфликтов и их эскалации;
г) сохранение вероятности возникновения эпидемий, в том числе вызванных новыми, неизвестными ранее возбудителями инфекционных заболеваний человека и животных;
д) растущая угроза проявлений экстремизма.
7. В целях повышения уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, проводятся следующие мероприятия:
а) приведение в соответствие с современными требованиями нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области гражданской обороны;
б) обучение населения в области гражданской обороны в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) совершенствование системы управления гражданской обороной, систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
г) планирование мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, а также мероприятий по инженерной, радиационной, химической, биологической и медицинской защите населения;
д) разработка и внедрение современных средств и технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
е) приведение в соответствие с задачами в области гражданской обороны, решаемыми в мирное время и при возникновении военных конфликтов, структуры, состава и численности органов управления гражданской обороной, сил и средств гражданской обороны, а также уровня готовности указанных сил и средств к использованию по предназначению;
ж) создание группировок сил гражданской обороны для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;
з) повышение эффективности реагирования органов управления гражданской обороной и сил гражданской обороны на крупномасштабные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера;
и) совершенствование системы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне.
8. Основными тенденциями развития гражданской обороны, которые определяются военно-политическими, военно-техническими и социально-экономическими факторами, являются:
а) повышение оперативности реагирования сил гражданской обороны на крупномасштабные чрезвычайные ситуации;
б) дифференцированный подход к защите населения, материальных и культурных ценностей на определенных территориях Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, который позволит оптимизировать финансовые и материальные ресурсы и обеспечит необходимый уровень защищенности населения, материальных и культурных ценностей;
в) повышение роли гражданской обороны в системе обеспечения национальной безопасности;
г) формирование новых подходов к организации и ведению гражданской обороны на основе внедрения передовых технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях.
III. Цель, задачи, приоритетные направления государственной
политики в области гражданской обороны и мероприятия
по ее реализации
9. Целью государственной политики в области гражданской обороны является обеспечение необходимого уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях.
10. Задачами государственной политики в области гражданской обороны являются:
а) совершенствование с учетом современных требований нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области гражданской обороны в части, касающейся защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
б) завершение реконструкции систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, и создание в установленном порядке локальных систем оповещения;
в) повышение качества подготовки должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к выполнению мероприятий по гражданской обороне;
г) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны;
д) обеспечение эффективного функционирования сил и средств гражданской обороны, поддержание необходимого уровня их готовности к использованию по предназначению, оснащение их современным вооружением и специальной техникой;
е) формирование условий для дальнейшего развития системы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне с учетом экономических, географических и других особенностей регионов;
ж) оптимизация мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, а также повышение эффективности их выполнения;
з) внедрение современных технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, с использованием технических средств, созданных отечественными производителями;
и) своевременный учет тенденций изменения характера современных вооруженных конфликтов и проявлений экстремизма;
к) формирование новых подходов к организации и ведению гражданской обороны, обеспечивающих необходимый уровень защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, характерных для определенных территорий Российской Федерации, при минимальном уровне финансовых и материальных затрат.
11. Приоритетными направлениями государственной политики в области гражданской обороны являются:
а) совершенствование нормативно-правовой, нормативно-технической и методической базы в области гражданской обороны с учетом изменений, вносимых в законодательные акты Российской Федерации, и внедрения в Российской Федерации системы стратегического планирования;
б) совершенствование системы управления гражданской обороной, систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
в) совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
г) развитие сил гражданской обороны путем совершенствования их организации и подготовки к использованию по предназначению, а также путем повышения уровня их оснащенности современной специальной техникой;
д) повышение качества подготовки населения в области гражданской обороны;
е) развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.
12. Мероприятиями по реализации государственной политики в области гражданской обороны являются:
а) совершенствование нормативно-правовой, нормативно-технической и методической базы в области гражданской обороны, в том числе:
принятие нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в области гражданской обороны с учетом современных подходов, и их своевременная актуализация;
формирование правовых и методических основ функционирования системы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне с учетом социально-экономических и географических особенностей регионов;
внедрение принципа приоритетности профилактических мероприятий в надзорной деятельности в области гражданской обороны;
завершение формирования единой системы требований (правил), предъявляемых к проведению мероприятий по гражданской обороне;
б) совершенствование системы управления гражданской обороной, систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, в том числе:
обеспечение эффективного взаимодействия системы управления гражданской обороной с единой системой государственного управления в стране;
развитие Национального центра управления в кризисных ситуациях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, и подготовка специалистов по управлению рисками;
интеграция ведомственных систем управления и информационных ресурсов, обеспечивающих решение задач в области гражданской обороны;
развитие центров управления в кризисных ситуациях на региональном уровне с возложением на них задач по обеспечению координации деятельности органов управления гражданской обороной, управления силами и средствами гражданской обороны;
развитие пунктов управления гражданской обороны, включая подвижные (мобильные), повышение уровня их технической оснащенности, в том числе оснащение их средствами автоматизации;
совершенствование информационной поддержки принятия решений в области гражданской обороны с использованием ресурсов центров управления в кризисных ситуациях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;
развитие систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
комплексное использование возможностей единой сети электросвязи Российской Федерации, а также других технических средств передачи информации для доведения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
повышение эффективности оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах, а также при угрозе возникновения (возникновении) крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) совершенствование защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, в том числе:
развитие методов, средств и способов проведения мероприятий по гражданской обороне, направленных на повышение защищенности населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
формирование единых технических требований к продукции, предназначенной для нужд гражданской обороны;
совершенствование норм и правил инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов капитального строительства и контроля за их выполнением;
совершенствование градостроительных норм с учетом необходимости комплексного использования заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства в целях обеспечения инженерной защиты населения;
совершенствование средств индивидуальной и коллективной защиты;
оптимизация фонда защитных сооружений гражданской обороны с учетом современных норм и правил инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
совершенствование учета защитных сооружений гражданской обороны и контроля за их состоянием и содержанием;
развитие и внедрение новых многовариантных подходов к организации эвакуации, рассредоточения и отселения населения из зон возможных опасностей и размещения его в безопасных районах;
создание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в соответствии с географическими и природно-климатическими особенностями регионов, уровнем их социально-экономического развития и возможными опасностями, которые могут возникнуть при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
разработка средств индивидуальной защиты нового поколения для населения, современных средств радиационной, химической и биологической защиты населения, разведки и контроля для нужд гражданской обороны, накопление их запасов;
планирование мероприятий, направленных на восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, обеспечение безопасности дорожного движения на маршрутах выдвижения сил гражданской обороны в зоны чрезвычайных ситуаций и очаги поражения, а также координация проведения таких мероприятий;
совершенствование мер, направленных на первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
проведение научных исследований в области разработки и внедрения новых методов и технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
г) развитие сил гражданской обороны, в том числе:
обеспечение готовности спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, и их взаимодействия с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами при подготовке и проведении мероприятий по гражданской обороне;
формирование в мирное время высокомобильной группировки сил гражданской обороны, способной эффективно выполнять сложные задачи при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
наращивание группировки сил гражданской обороны путем создания на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальных формирований;
обеспечение органов управления гражданской обороной и сил гражданской обороны современной отечественной техникой и экипировкой, авиационно-спасательными технологиями и медицинским оборудованием;
планирование и проведение мероприятий по наращиванию группировки сил гражданской обороны при возникновении военных конфликтов и крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
внедрение новых технологий спасания и автоматизированных информационно-управляющих систем в деятельность органов управления гражданской обороной и сил гражданской обороны;
совершенствование подготовки кадров в области гражданской обороны, включая разработку профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и среднего профессионального образования;
повышение эффективности комплексных, командно-штабных, тактико-специальных и специальных учений, штабных и объектовых тренировок по гражданской обороне, проводимых с участием органов управления гражданской обороной и сил гражданской обороны;
планирование и проведение на регулярной основе тренировок по гражданской обороне;
д) повышение качества подготовки населения в области гражданской обороны, в том числе:
разработка и внедрение новых форм, программ и методов подготовки в области гражданской обороны с использованием современных технических средств обучения, информационных технологий и тренажеров;
повышение эффективности использования средств массовой информации и современных информационных технологий в целях подготовки населения в области гражданской обороны;
организация и проведение обязательной подготовки соответствующих групп населения в образовательных организациях, учебно-методических центрах, на курсах гражданской обороны и в учебно-консультационных пунктах по гражданской обороне;
реализация комплекса мер, направленных на дооснащение и развитие существующей учебно-материальной базы учебно-методических центров, курсов гражданской обороны и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне;
е) развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны, в том числе:
расширение международного сотрудничества по вопросам гражданской обороны и обеспечение продвижения за рубежом российских пожарно-спасательных технологий и подходов к антикризисному управлению;
изучение передовых технологий иностранных государств и международных организаций в области гражданской обороны и применение их в Российской Федерации;
участие органов управления гражданской обороной и сил гражданской обороны в мероприятиях, проводимых Международной организацией гражданской обороны, оказание содействия в обучении и подготовке иностранных специалистов в области гражданской обороны;
участие органов управления гражданской обороной и сил гражданской обороны в международных акциях по защите и спасанию населения в зонах бедствий и оказанию гуманитарной помощи;
совершенствование международной договорно-правовой базы в области гражданской обороны и чрезвычайного гуманитарного реагирования;
реализация Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015 - 2030 годы, принятой на Третьей Всемирной конференции ООН по снижению риска бедствий.
13. Реализация государственной политики в области гражданской обороны позволит:
а) сформировать отвечающую современным требованиям нормативно-правовую, нормативно-техническую и методическую базу в области гражданской обороны;
б) сформировать единую систему требований к мероприятиям по гражданской обороне и правил их проведения;
в) оптимизировать с учетом современных угроз систему мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
г) сформировать новые подходы к организации и ведению гражданской обороны на основе передовых технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
д) обеспечить дифференцированный подход к защите населения, материальных и культурных ценностей на определенных территориях Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, обеспечивающий необходимый уровень защищенности.
IV. Механизмы реализации государственной политики в области
гражданской обороны
14. Механизмами реализации государственной политики в области гражданской обороны являются:
а) нормативно-правовое, нормативно-техническое и методическое регулирование в области гражданской обороны;
б) программные, плановые и методические документы, направленные на достижение цели и реализацию задач государственной политики в области гражданской обороны;
в) планирование и проведение мероприятий по гражданской обороне в комплексе с мероприятиями, проводимыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по переводу этих органов и организаций на работу в условиях военного времени;
г) использование правовых, экономических и иных мер защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
д) разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями при проведении мероприятий по гражданской обороне;
е) мониторинг и оценка состояния гражданской обороны;
ж) организация и проведение научных исследований в области гражданской обороны.
15. Способом оперативного реагирования на угрозы национальной безопасности в области гражданской обороны в целях преодоления кризисных ситуаций является введение в действие планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично.
V. Показатели состояния гражданской обороны и оценка
эффективности реализации государственной политики в области
гражданской обороны
16. Показатели состояния гражданской обороны отражаются в Плане гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации.
17. Показателями состояния гражданской обороны являются:
а) показатели, включенные в перечень показателей состояния национальной безопасности Российской Федерации;
б) показатели, включаемые в доклад о состоянии гражданской обороны в Российской Федерации.
18. Эффективность реализации государственной политики в области гражданской обороны оценивается с учетом достижения требуемых показателей состояния национальной безопасности Российской Федерации, а также с учетом решения задач государственной политики в области гражданской обороны.
VI. Функции и порядок взаимодействия федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и организаций при реализации государственной
политики в области гражданской обороны
19. Государственная политика в области гражданской обороны реализуется посредством скоординированной и целенаправленной деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, основанной на законодательстве Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
20. Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской обороны, руководит организацией и ведением гражданской обороны в соответствии с полномочиями, возложенными на него федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
21. Обеспечение координации деятельности органов управления гражданской обороной, управления силами и средствами гражданской обороны, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области гражданской обороны осуществляют органы повседневного управления, находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны.
22. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне в пределах своих полномочий.
23. В федеральных органах исполнительной власти мероприятия по защите военнослужащих, сотрудников, имеющих специальные звания, федеральных государственных гражданских служащих и работников, а также материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, планируются, организуются и проводятся с учетом специфики деятельности этих органов.
24. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно представляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, сведения о достижении показателей эффективности реализации государственной политики в области гражданской обороны в составе доклада о состоянии гражданской обороны.
25. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, ежегодно представляет в Правительство Российской Федерации сведения о достижении показателей эффективности реализации государственной политики в области гражданской обороны в составе доклада о состоянии гражданской обороны в Российской Федерации.
26. Результаты оценки состояния гражданской обороны в Российской Федерации отражаются в ежегодном докладе Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Президенту Российской Федерации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.
VII. Ресурсное обеспечение мероприятий по реализации
государственной политики в области гражданской обороны
27. Источниками ресурсного обеспечения мероприятий по реализации государственной политики в области гражданской обороны являются:
а) федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты и средства организаций;
б) создаваемые в целях гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
28. Основными механизмами ресурсного обеспечения мероприятий по реализации государственной политики в области гражданской обороны являются:
а) формирование и исполнение расходных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предусматривающих ресурсное обеспечение мероприятий по гражданской обороне, в том числе:
формирование и выполнение государственного оборонного заказа;
разработка государственных, региональных, муниципальных и ведомственных программ, предусматривающих финансовое обеспечение мероприятий по гражданской обороне;
б) формирование перечней организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления;
в) создание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
29. Настоящие Основы могут уточняться в связи с изменением социально-экономической ситуации, а также характера угроз, которые могут возникнуть на территории Российской Федерации в мирное и военное время.