УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ
ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА
И ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В соответствии со статьей 7.4 Федерального закона
от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" постановляю:
1. Преобразовать Межведомственную комиссию по противодействию финансированию терроризма в Межведомственную комиссию по противодействию финансированию терроризма и экстремистской деятельности.
2. Утвердить прилагаемые:
а) Положение о Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма и экстремистской деятельности;
б) состав Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма и экстремистской деятельности по должностям.
3. Установить, что в целях замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической, экстремистской или диверсионной деятельности (в том числе к финансированию терроризма, экстремистской деятельности или диверсии) при отсутствии оснований для включения таких организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо оснований для применения к таким организации или физическому лицу мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в связи с их включением в перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения, составляемые Советом Безопасности Организации Объединенных Наций или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, в Межведомственную комиссию по противодействию финансированию терроризма и экстремистской деятельности направляются:
а) имеющиеся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти и Следственного комитета Российской Федерации материалы, содержащие сведения о возможной причастности организации или физического лица к террористической, экстремистской или диверсионной деятельности (в том числе к финансированию терроризма, экстремистской деятельности или диверсии);
б) поступившие в Федеральную службу по финансовому мониторингу обращения компетентных органов иностранных государств о возможной причастности организации или физического лица к террористической или диверсионной деятельности (в том числе к финансированию терроризма или диверсии).
4. Рекомендовать органам прокуратуры Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным государственным органам и организациям направлять имеющиеся в их распоряжении материалы, содержащие сведения о возможной причастности организации или физического лица к террористической, экстремистской или диверсионной деятельности (в том числе к финансированию терроризма, экстремистской деятельности или диверсии), в Межведомственную комиссию по противодействию финансированию терроризма и экстремистской деятельности.
5. Председателю Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма и экстремистской деятельности в 2-х месячный срок утвердить:
а) регламент Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма и экстремистской деятельности;
б) формы решений, принимаемых Межведомственной комиссией по противодействию финансированию терроризма и экстремистской деятельности;
в) персональный состав Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма и экстремистской деятельности по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, представители которых входят в состав данной Межведомственной комиссии по должностям.
6. Внести в Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденное Указом Президента Российской Федерации
от 13 июня 2012 г. N 808 "Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 25, ст. 3314; N 45, ст. 6211; 2013, N 52, ст. 7137; 2015, N 4, ст. 641; 2016, N 11, ст. 1522; 2019, N 26, ст. 3411; 2021, N 18, ст. 3125; 2022, N 10, ст. 1474; N 35, ст. 6065; 2023, N 14, ст. 2394; N 47, ст. 8393; 2024, N 53, ст. 8661; 2025, N 26, ст. 3600), изменение, заменив в подпункте 17(3) пункта 5 слова "Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма" словами "Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма и экстремистской деятельности".
7. Внести в Указ Президента Российской Федерации от 4 января 2024 г. N 11 "Об определении отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2024, N 2, ст. 395) изменение, заменив в подпункте "б" пункта 9 слова "межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма," словами "Межведомственной комиссией по противодействию финансированию терроризма и экстремистской деятельности".
8. Внести в Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2025 г. N 328 "О приеме в гражданство Российской Федерации граждан Республики Абхазия и Республики Южная Осетия" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2025, N 20, ст. 2421) изменение, заменив в подпункте "в" пункта 6 слова "межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма," словами "Межведомственной комиссией по противодействию финансированию терроризма и экстремистской деятельности".
9. Признать утратившими силу:
пункты 2, 3, 4 и 5 Указа Президента Российской Федерации
от 18 ноября 2015 г. N 562 "О Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6576);
Указ Президента Российской Федерации
от 18 ноября 2021 г. N 661 "О внесении изменений в Положение о Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма, утвержденное Указом Президента Российской Федерации
от 18 ноября 2015 г. N 562" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 47, ст. 7826);
Указ Президента Российской Федерации
от 5 декабря 2022 г. N 877 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации
от 18 ноября 2015 г. N 562 "О Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма" и в Положение, утвержденное этим Указом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 50, ст. 8890).
10. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
23 октября 2025 года
N 774
Утверждено
Указом Президента
Российской Федерации
от 23 октября 2025 г. N 774
ПОЛОЖЕНИЕ
О МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ
ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Межведомственная комиссия по противодействию финансированию терроризма и экстремистской деятельности (далее - Межведомственная комиссия) является межведомственным координационным органом, образованным в целях осуществления предусмотренных статьей 7.4 Федерального закона
от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" функций по противодействию финансированию терроризма и экстремистской деятельности.
2. Межведомственная комиссия в своей деятельности руководствуется
Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, а также настоящим Положением.
3. Межведомственная комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными государственными органами и организациями (далее - органы и организации).
4. Основными задачами Межведомственной комиссии являются:
а) рассмотрение представленных органами и организациями материалов, содержащих сведения о возможной причастности организации или физического лица к террористической, экстремистской или диверсионной деятельности (в том числе к финансированию терроризма, экстремистской деятельности или диверсии);
б) рассмотрение представленных Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) обращений компетентных органов иностранных государств, свидетельствующих о возможной причастности организации или физического лица к террористической или диверсионной деятельности (в том числе к финансированию терроризма или диверсии);
в) проверка достаточности оснований подозревать причастность организации или физического лица к террористической, экстремистской или диверсионной деятельности (в том числе к финансированию терроризма, экстремистской деятельности или диверсии).
5. Межведомственная комиссия для решения возложенных на нее задач имеет право:
а) принимать решения о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической, экстремистской или диверсионной деятельности (в том числе к финансированию терроризма, экстремистской деятельности или диверсии) (далее - решение о замораживании имущества организации или физического лица), вносить изменения в ранее принятые решения или отменять их;
б) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы и информацию от органов и организаций, а также от компетентных органов иностранных государств;
в) приглашать на свои заседания должностных лиц и специалистов органов и организаций, а также компетентных органов иностранных государств.
6. Межведомственная комиссия рассматривает поступившие материалы и обращения, содержащие сведения о возможной причастности организации или физического лица к террористической, экстремистской или диверсионной деятельности (в том числе к финансированию терроризма, экстремистской деятельности или диверсии), в срок, не превышающий 60 календарных дней.
7. По результатам рассмотрения материалов, указанных в подпункте "а" пункта 4 настоящего Положения, Межведомственная комиссия принимает одно из следующих решений:
а) о замораживании имущества организации или физического лица - в случае если Межведомственная комиссия определит, что в представленных материалах содержатся достаточные основания подозревать причастность организации или физического лица к террористической, экстремистской или диверсионной деятельности (в том числе к финансированию терроризма, экстремистской деятельности или диверсии), и при этом отсутствуют основания для включения таких организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо основания для применения к таким организации или физическому лицу мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в связи с их включением в перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения, составляемые Советом Безопасности Организации Объединенных Наций (ООН) или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН;
б) об отсутствии оснований для замораживания имущества организации или физического лица - в случае если Межведомственная комиссия определит, что в представленных материалах не имеется достаточных оснований подозревать причастность организации или физического лица к террористической, экстремистской или диверсионной деятельности (в том числе к финансированию терроризма, экстремистской деятельности или диверсии).
8. По результатам рассмотрения обращений, указанных в подпункте "б" пункта 4 настоящего Положения, Межведомственная комиссия принимает одно из следующих решений:
а) о замораживании имущества организации или физического лица - в случае если Межведомственная комиссия определит, что в представленных обращениях содержатся достаточные основания подозревать причастность организации или физического лица к террористической или диверсионной деятельности (в том числе к финансированию терроризма или диверсии), и при этом отсутствуют основания для включения таких организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо основания для применения к таким организации или физическому лицу мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в связи с их включением в перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения, составляемые Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН;
б) об отсутствии оснований для замораживания имущества организации или физического лица - в случае если Межведомственная комиссия определит, что в представленных обращениях не имеется достаточных оснований подозревать причастность организации или физического лица к террористической или диверсионной деятельности (в том числе к финансированию терроризма или диверсии).
9. В случае принятия решения о замораживании имущества физического лица Межведомственная комиссия назначает такому лицу ежемесячное гуманитарное пособие, установленное пунктом 4 статьи 7.4 Федерального закона
от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в размере, установленном Правительством Российской Федерации.
10. Межведомственная комиссия вправе запрашивать дополнительную информацию, необходимую для принятия решений, предусмотренных пунктами 7 и 8 настоящего Положения, и для назначения физическому лицу ежемесячного гуманитарного пособия, установленного пунктом 4 статьи 7.4 Федерального закона
от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". При этом срок, предусмотренный пунктом 6 настоящего Положения, может увеличиваться, но не более чем на 30 календарных дней, а при необходимости получения дополнительной информации от компетентного органа иностранного государства - не более чем на 90 календарных дней.
11. Решение Межведомственной комиссии о замораживании имущества организации или физического лица в день его принятия направляется в Росфинмониторинг и подлежит размещению на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Росфинмониторинга).
12. Информация об организациях и физических лицах, в отношении которых Межведомственной комиссией приняты решения о замораживании их имущества, доводится Росфинмониторингом до сведения заинтересованных органов и организаций по перечню согласно приложению к настоящему Положению в порядке и сроки, которые определяются соглашениями, заключенными Росфинмониторингом с такими органами и организациями.
13. Межведомственная комиссия в письменной форме информирует о принятом в соответствии с пунктом 7 или 8 настоящего Положения решении орган, организацию или компетентный орган иностранного государства, на основании материалов и обращений которых Межведомственной комиссией принято соответствующее решение, в течение пяти календарных дней со дня его принятия.
14. Физическое лицо, в отношении которого принято решение о замораживании его имущества, вправе направить в Межведомственную комиссию заявление в письменной форме об изменении размера назначенного ему ежемесячного гуманитарного пособия, установленного пунктом 4 статьи 7.4 Федерального закона
от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
15. Поступившие в Межведомственную комиссию заявление, предусмотренное пунктом 14 настоящего Положения, иное обращение физического лица, в отношении которого Межведомственной комиссией принято решение о замораживании его имущества, либо обращение организации, в отношении которой Межведомственной комиссией принято решение о замораживании ее имущества, рассматриваются и по ним принимаются решения в порядке, установленном регламентом Межведомственной комиссии.
16. При поступлении в Межведомственную комиссию от органов и организаций, компетентных органов иностранных государств, на основании материалов и обращений которых ею приняты решения о замораживании имущества организации или физического лица, документов, подтверждающих изменение сведений о таких организации или физическом лице, Межведомственная комиссия может внести изменения в ранее принятое решение.
17. При поступлении в Межведомственную комиссию от органов и организаций, компетентных органов иностранных государств, на основании материалов и обращений которых ею приняты решения о замораживании имущества организации или физического лица, документов, обосновывающих необходимость отмены такого решения, либо информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо в перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения, составляемые Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, Межведомственная комиссия может отменить ранее принятое решение.
18. Решения Межведомственной комиссии, предусмотренные пунктами 15 - 17 настоящего Положения, направляются в Росфинмониторинг и подлежат размещению на официальном сайте Росфинмониторинга.
19. Порядок размещения на официальном сайте Росфинмониторинга принятых Межведомственной комиссией решений определяется Росфинмониторингом.
20. Информация об организациях и физических лицах, в отношении которых Межведомственной комиссией отменены ранее принятые решения о замораживании их имущества, доводится Росфинмониторингом до сведения заинтересованных органов и организаций по перечню согласно приложению к настоящему Положению в порядке и сроки, которые определяются соглашениями, заключенными Росфинмониторингом с такими органами и организациями.
21. Межведомственная комиссия не реже одного раза в год осуществляет проверку и уточнение сведений об организациях и физических лицах, в отношении которых приняты решения о замораживании их имущества. В этих целях Межведомственная комиссия в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 настоящего Положения направляет запросы в органы и организации, компетентные органы иностранных государств, на основании материалов и обращений которых Межведомственной комиссией приняты решения о замораживании имущества организации или физического лица. Межведомственная комиссия на основании полученных на свои запросы письменных ответов может вносить изменения в ранее принятые решения или отменять их.
22. Решения Межведомственной комиссии могут быть обжалованы в суд.
23. Состав Межведомственной комиссии формируется из числа представителей федеральных органов исполнительной власти.
24. Межведомственная комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с регламентом, подписанным членами Межведомственной комиссии и утвержденным председателем Межведомственной комиссии.
25. Председатель Межведомственной комиссии:
а) по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, представители которых входят в состав Межведомственной комиссии, утверждает ее персональный состав;
б) организует работу Межведомственной комиссии;
в) созывает заседания Межведомственной комиссии;
г) председательствует на заседаниях Межведомственной комиссии;
д) назначает ответственного секретаря Межведомственной комиссии, который не входит в состав Межведомственной комиссии.
26. Заседания Межведомственной комиссии проводятся по мере необходимости с учетом сроков, установленных пунктами 6 и 10 настоящего Положения и регламентом Межведомственной комиссии.
27. Заседания Межведомственной комиссии могут проводиться в очной форме, заочной форме или в режиме видеоконференции.
28. Заседание Межведомственной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют все ее члены.
29. Члены Межведомственной комиссии обладают равными правами при обсуждении рассматриваемых на заседании вопросов.
30. Решение Межведомственной комиссии считается принятым, если за него проголосовали все члены Межведомственной комиссии. Решение Межведомственной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем Межведомственной комиссии и ответственным секретарем Межведомственной комиссии.
31. Подготовку и организацию заседаний Межведомственной комиссии, контроль за исполнением решений Межведомственной комиссии, а также решение текущих вопросов ее деятельности осуществляет ответственный секретарь Межведомственной комиссии.
32. Запросы и информационные письма Межведомственной комиссии, а также ответы на заявления и обращения, предусмотренные соответственно пунктами 14 и 15 настоящего Положения, подписываются председателем Межведомственной комиссии или ответственным секретарем Межведомственной комиссии.
33. Организационное, правовое и материально-техническое обеспечение деятельности Межведомственной комиссии осуществляется Росфинмониторингом.
34. Межведомственная комиссия имеет печать и бланки со своим наименованием.
Утвержден
Указом Президента
Российской Федерации
от 23 октября 2025 г. N 774
СОСТАВ
МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ФИНАНСИРОВАНИЮ
ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДОЛЖНОСТЯМ
1. Заместитель директора Росфинмониторинга, курирующий вопросы противодействия финансированию терроризма и экстремистской деятельности (председатель Межведомственной комиссии).
2. Заместитель начальника управления службы ФСБ России.
3. Заместитель начальника главного управления в центральном аппарате МВД России.
4. Заместитель директора департамента МИДа России.
Приложение
к Положению о Межведомственной
комиссии по противодействию
финансированию терроризма
и экстремистской деятельности
ПЕРЕЧЕНЬ
ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ, ДО СВЕДЕНИЯ КОТОРЫХ ДОВОДИТСЯ
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИЯХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦАХ, В ОТНОШЕНИИ
КОТОРЫХ ПРИНЯТЫ (ОТМЕНЕНЫ) РЕШЕНИЯ О ЗАМОРАЖИВАНИИ
ИХ ИМУЩЕСТВА
1. МВД России.
2. МИД России.
3. Минюст России.
4. ФСБ России.
5. ФНС России.
6. Федеральная пробирная палата.
7. Казначейство России.
8. Роскомнадзор.
9. Росреестр.
10. Следственный комитет Российской Федерации.
11. Банк России.
12. Госкорпорация "Росатом".
13. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации.
14. Федеральная нотариальная палата.
15. Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации.
16. Нотариальные палаты субъектов Российской Федерации.
17. Саморегулируемые организации аудиторов.