ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1279/20 от 02.06.2020 2-го Западного окружного военного суда (Город Москва)

Председательствующий по делу Плотников Г.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-566

г. Москва

Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:

председательствующего -

Ряузова А.Н.,

судей:

Великановой А.В., Житникова М.Ю.,

при секретаре Орловой М.С. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1279/2020 по апелляционной жалобе ответчика на решение 26 гарнизонного военного суда от 10 марта 2020 г., которым удовлетворён иск Шингисовой Жамал Мухамбеткалиевны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур (далее – ОПФР по г. Байконур) о досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Заслушав доклад судьи Великановой А.В., судебная коллегия

установила:

как видно из решения суда и материалов дела, Шингисова, являющаяся гражданкой Республики Казахстан, зарегистрирована по месту пребывания и проживает в <адрес>, работает <данные изъяты> в Коммунальном государственном учреждении «Средняя школа № Кармакшинского районного отдела образования» г. Байконур (далее – Школа № ).

Решением ОПФР по г. Байконур от 28 августа 2018 г. № истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании её заявления от 16 мая 2018 г. Пенсионный орган исходил из того, что в стаж, требуемый для досрочного назначения пенсии, не могут быть включены периоды работы истца на должности учителя с 26 июля 1996 г. по 29 января 1998 г., с 17 августа 2015 г. по 30 апреля 2018 г. – ввиду отмены в Республике Казахстан с 26 июля 1996 г. института досрочных пенсий за педагогическую деятельность, а также периоды с 1 января 2007 г. по 5 сентября 2010 г. и с 1 сентября по 31 декабря 2011 г. – в связи с непредставлением работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений персонифицированного учёта и неперечислением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Полагая свои права нарушенными, Шингисова обратилась в суд с иском, в котором просила признать незаконным и отменить решение ОПФР по г. Байконур от 28 августа 2018 г. № и обязать ответчика включить ей в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периоды работы учителем с 26 июля 1996 г. по 29 января 1998 г., с 1 января 2007 г. по 5 сентября 2010 г., с 1 сентября по 31 декабря 2011 г., с 17 августа 2015 г. по 30 апреля 2018 г. и с учётом её проживания в г<адрес> назначить досрочно страховую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган, то есть с 16 мая 2018 г.

Суд первой инстанции иск удовлетворил.

В апелляционной жалобе ответчик, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.

В обоснование жалобы, ссылаясь на Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 г. и положения Федерального закона от 15 декабря 2011 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», указывает, что с учётом специфики функционирования г. Байконур постоянное проживание (регистрация по месту жительства) в нём является основополагающим юридическим фактом, необходимым для реализации гражданами Республики Казахстан права на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии постоянной регистрации им не может быть назначена страховая пенсия даже при соблюдении иных необходимых для этого условий.

Со ссылкой на Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. и пункт 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» отмечает, что при определении права на досрочную страховую пенсию по старости по законодательству Российской Федерации граждан, осуществлявших работу в государствах-участниках названного Соглашения по определённым специальности, профессии (должности) или в определённых условиях труда, аналогичные периоды работы, приобретённые по законодательству государств, в которых институт досрочных пенсий был отменён, учитываются как страховой стаж на общих основаниях, начиная с даты такой отмены. Поскольку институт досрочных пенсий за педагогическую деятельность в Республике Казахстан отменён с 26 июля 1996 г., спорные периоды работы истца не были зачтены в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

Обращает внимание на то, что на момент принятия ОПФР по г. Байконур решения периоды работы Шингисовой с 1 января 2007 г. по 5 сентября 2010 г. и с 1 сентября по 31 декабря 2011 г. на должности учителя не были подтверждены сведениями индивидуального (персонифицированного) учёта в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях», то есть суммами страховых взносов, перечисленных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации на застрахованное лицо и учтённых на лицевом счёте истца. При отсутствии таких сведений либо оспаривания их достоверности факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтверждён путём предоставления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ. В этой связи полагает, что суд не в полной мере установил обстоятельства дела и дал им неверную правовую оценку.

Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.

В соответствии со статьями 1 и 4 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 г. город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды. На период аренды комплекса «Байконур» г. Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан.

Жителем г. Байконур признается гражданин Российской Федерации или гражданин Республики Казахстан, проживающий на территории города и зарегистрированный (прописанный) в администрации г. Байконур.

Исходя из положений статей 1, 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан, заключённого в г. Алма-Ате 27 апреля 1996 г., пенсионное обеспечение жителей г. Байконур, производится по нормам законодательства Российской Федерации. При этом под жителями г. Байконур понимаются граждане Российской Федерации, граждане Республики Казахстан, граждане третьих государств и лица без гражданства, постоянно проживающие в г. Байконур.

Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу названного Соглашения.

Статьями 1, 5-8, 10 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.

Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах - участниках Соглашения, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами.

Государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

В силу части 3 статьи 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Таким образом, пенсионное обеспечение граждан Республики Казахстан, проживающих в г. Байконур, производится по нормам законодательства Российской Федерации, и отмена на территории Республики Казахстан института досрочных пенсий лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, не может служить основанием для отказа в назначении Шингисовой страховой пенсии по старости досрочно в случае, если истец отвечает соответствующим условиям её назначения.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В числе названных условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», – возраст, страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент.

С наличием страхового стажа определённой продолжительности связывается право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Так, в силу пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Согласно части 1.1 той же статьи закона страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на её получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Исходя из приложения 7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» и пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», гражданам, которые указаны в пункте 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее наступления сроков, предусмотренных приложением 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до наступления таких сроков.

В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Согласно подпункту «м» пункта 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьёй 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в том числе Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённый постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Список).

В названный Список, согласно пункту 1 наименования должностей и пункту 1.1 наименования учреждений, включена должность учителя общеобразовательного учреждения, в том числе школ всех наименований.

Из копий удостоверения личности истца, адресной справки (л.д. 14), поквартирных карточек (л.д. 16-18), договора найма жилого помещения (л.д. 19) и справки администрации г. Байконур (л.д. 20) следует, что Шингисова, 1966 года рождения, является гражданкой Республики Казахстан, с 2002 года зарегистрирована по месту пребывания в г. Байконур и проживает в жилом помещении, предоставленном ей и членам её семьи администрацией г. Байконур.

Из копий страхового свидетельства (л.д. 30), справки от 13 января 2020 г. (л.д. 34), трудовой книжки (л.д. 118-123), архивных справок (л.д. 130, 133-137), справок управления образования (л.д. 140-144) видно, что истец зарегистрирована в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», педагогическую деятельность осуществляет с 1990 года, в том числе в периоды с 26 июля 1996 г. по 29 января 1998 г. – на <данные изъяты> в средней школе № , с 1 января 2007 г. по 5 сентября 2010 г. и с 1 сентября по 31 декабря 2011 г. – на должности <данные изъяты> в Государственном образовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № имени Ю.А. Гагарина, с 17 августа 2015 г. по настоящее время в Школе № .

Статьёй 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (часть 2 статьи 11).

Согласно частям 2, 4 статьи 14 того же Федерального закона при подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.

Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Пунктами 5, 11 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. № 1015, установлено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

В силу подпункта «а» пункта 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению согласно приложению, утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30-32 Федерального закона «О страховых пенсиях», необходимы, в том числе документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Согласно пункту 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, являющихся приложением к распоряжение Правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 г. № 99р, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. № 203-16).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчёта указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. могут быть включены в подсчёт трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Из изложенного следует, что с учётом особого статуса г. Байконур, при назначении досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Республики Казахстан, проживающими в г. Байконур, за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в специальный стаж педагогической деятельности, могут быть включены в подсчёт страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в Пенсионный Фонд Российской Федерации или в соответствующие органы Республики Казахстан - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. При этом последнее обстоятельство должно быть подтверждено справкой компетентных органов данного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В Республике Казахстан органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация «Правительство для граждан».

Согласно выписке по поступлению и движению денежных средств, представленной НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» (л.д. 145-149), ГУ Кармакшинский райотдел образования с 2015 года перечислял в АО «Единый накопительный пенсионный фонд» страховые взносы в пользу Шингисовой.

Что касается периодов работы истца с 1 января 2007 г. по 5 сентября 2010 г. и с 1 сентября по 31 декабря 2011 г. на должности учителя русского языка и литературы в ГОУ средняя общеобразовательная школа № имени Ю.А. Гагарина, по которым отсутствуют сведения о перечислении страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, то судебная коллегия исходит из следующего.

Из материалов дела (л.д. 65-67) следует, что страхователем в отношении Шингисовой страховые взносы в указанные периоды не производились по причине отсутствия у истца регистрации по месту жительства в г. Байконур.

Вместе с тем в силу пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» уплата страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), возлагается на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объёме производить соответствующие платежи.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункта 7 Правил учёта страховых взносов, включаемых в расчётный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой» и в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию. Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объёме страховых взносов в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объёме получить трудовую пенсию. Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов.

Кроме того, в соответствии со статьёй 20 ГК РФ местом жительства признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В этой связи, вопреки доводам жалобы, несмотря на отсутствие регистрации по месту жительства, Шингисова, постоянно проживающая в г. Байконур с 2002 года, зарегистрированная в установленном порядке в администрации города и работающая в этом же населённом пункте на основании трудового договора, фактически относится к числу жителей г. Байконур, на которых распространяется пенсионное законодательство Российской Федерации.

Таким образом, исходя из приведённых норм и совокупности исследованных доказательств, следует, что истец в периоды с 26 июля 1996 г. по 29 января 1998 г., с 1 января 2007 г. по 5 сентября 2010 г., с 1 сентября по 31 декабря 2011 г. и с 17 августа 2015 г. по 30 апреля 2018 г. работала на должности учителя в школе, осуществляя педагогическую деятельность в должности, дающей право в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации на досрочное назначение ей страховой пенсии по старости.

Доводы апелляционной жалобы ответчика судебная коллегия отвергает как несостоятельные, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права, в том числе международных договоров, регулирующих пенсионное обеспечение жителей г. Байконур, и не опровергают выводы суда о праве истца на включение спорных периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

При таких данных решение суда первой инстанции по существу является правильным, а апелляционная жалоба ответчика по изложенным основаниям удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение 26 гарнизонного военного суда от 10 марта 2020 г. по иску Шингисовой Жамал Мухамбеткалиевны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

«Подписи»