ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-131/2021 от 28.09.2021 2-го Западного окружного военного суда (Город Москва)

Председательствующий по делу Сидельников М.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-1101

г. Москва

Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:

председательствующего -

Самойленко А.И.,

судей:

Великановой А.В., Новикова М.Ю.,

с участием помощника судьи Шепелевой О.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-131/2021 по апелляционной жалобе представителя ответчика Данько <данные изъяты>. на решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 20 июля 2021 г., которым удовлетворено исковое заявление Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Нижегородской области» (далее – УФО) к военнослужащей войсковой части <данные изъяты> капитану Аникиной <данные изъяты> о взыскании денежных средств.

Заслушав доклад судьи Великановой А.В., судебная коллегия

установила:

как видно из решения суда и материалов дела, начальник УФО обратился в суд с иском, в котором указал, что Аникина проходит военную службу <данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты>. В связи с направлением её в служебную командировку в период с 1 сентября по 26 декабря 2020 г. <данные изъяты> для прохождения профессиональной переподготовки ответчику был выдан денежный аванс на оплату расходов по проезду, найму жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные) в размере 210 600 руб. По прибытии из командировки Аникина представила авансовый отчёт об израсходованных суммах, к которому приложила документы, подтверждающие произведённые расходы на общую сумму 16 715,90 руб., а по выданному ей денежному авансу в размере 193 884,10 руб. не отчиталась.

В этой связи истец на основании абзаца второго статьи 5 Федерального закона от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» просил привлечь Аникину к полной материальной ответственности и взыскать с неё в пользу УФО 193 884,10 руб.

Суд первой инстанции иск удовлетворил.

В апелляционной жалобе представитель ответчика, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.

В обоснование жалобы, ссылаясь на положения статьи 148 ГПК РФ и разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, изложенные в пункте 17 постановления от 24 июня 2008 г. № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству», относительно порядка определения состава лиц, участвующих в деле, указывает, что, поскольку начальник УФО, как должностное лицо, гражданской процессуальной способностью не обладает и самостоятельный материальный интерес в деле у него отсутствует, иск подлежит оставлению без рассмотрения.

Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.

В силу пунктов 1, 3 Положения о порядке и размерах выплат на командировочные расходы, связанные со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, утверждённого постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2020 г. № 553, при направлении военнослужащих в служебные командировки на территории Российской Федерации им возмещаются: расходы по проезду в порядке, определённом Правительством РФ; расходы по бронированию и найму жилого помещения (кроме случая, когда направленному в служебную командировку военнослужащему или сотруднику предоставляется бесплатное жилое помещение), которые возмещаются в размере фактических затрат, подтверждённых соответствующими документами, по нормам, установленным в Положении; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, связанные со служебными командировками. Возмещение военнослужащим и сотрудникам иных расходов, связанных со служебными командировками, осуществляется при условии, что они произведены с разрешения или ведома должностного лица, имеющего право направлять военнослужащих и сотрудников в служебные командировки, и при наличии документов, подтверждающих размер фактических затрат.

По возвращении из служебной командировки военнослужащие обязаны в течение 3 служебных дней представить авансовый отчёт (отчёт) об израсходованных в связи со служебной командировкой суммах и произвести окончательный расчёт по выданным им перед отъездом в служебную командировку денежным авансам на командировочные расходы. К авансовому отчёту прилагаются документы о бронировании и найме жилого помещения, фактических расходах по проезду (включая оплату услуг по оформлению проездных документов) и иных расходах, связанных со служебной командировкой.

Согласно пункту 134 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат, утверждённого приказом Министра обороны РФ от 6 декабря 2019 г. № 727 (далее – Порядок), военнослужащим, направляемым в командировку, по месту прохождения военной службы возмещаются расходы по проезду, бронированию и найму жилого помещения, а также дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), и иные расходы, связанные со служебной командировкой, согласно Федеральному закону от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», постановлениям Правительства РФ от 20 апреля 2000 г. № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества», от 18 апреля 2020 г. № 553 «О порядке и размерах выплат на командировочные расходы, связанные со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, внесении изменения в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. № 354 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 140 Порядка в случае вызванной условиями выполнения служебного задания необходимости проживания военнослужащих не в гостинице оплата расходов по бронированию и найму жилого помещения производится на основании следующих документов, подтверждающих размер фактических затрат: 1) при проживании в жилом помещении организации, предоставляющей гостиничные услуги: счёт или другой документ организации, предоставляющей гостиничные услуги, подтверждающий фактические затраты по проживанию без учёта стоимости дополнительных услуг, заверенный печатью установленного образца данной организации; кассовый чек об оплате услуг за проживание, а при осуществлении расчётов без применения контрольно-кассовой техники - документ, оформленный на бланке строгой отчетности для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчётов с использованием платежных карт; 2) при проживании в жилом помещении индивидуального предпринимателя, предоставляющего гостиничные услуги: договор найма (поднайма) жилого помещения с указанием размера платы за жилое помещение и копии свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя; кассовый чек об оплате услуг за проживание, а при осуществлении расчётов без применения контрольно-кассовой техники - приходный кассовый ордер или документ, оформленный на бланке строгой отчетности для осуществления наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платежных карт. Проживание вне гостиниц (в однодневной командировке) оформляется приказом должностного лица, направляющего в командировку.

Согласно Методическим указаниям по применению форм первичных учётных документов и формированию регистров бухгалтерского учёта органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утверждённым приказом Министерства финансов РФ от 30 марта 2015 г. № 52н, авансовый отчёт (ф. 0504505) применяется для учёта расчётов с подотчётными лицами, при условии оформления на бумажном носителе. Подотчётное лицо приводит сведения о себе на лицевой стороне авансового отчёта и заполняет графы 1-6 на оборотной стороне о фактически израсходованных им суммах с указанием документов, подтверждающих произведённые расходы. Документы, приложенные к авансовому отчёту, нумеруются подотчётным лицом в порядке их записи в отчёте. Авансовый отчёт утверждается руководителем учреждения или лицом, им уполномоченным. На оборотной стороне авансового отчёта графы 7-10, содержащие сведения о расходах, принимаемых учреждением к бухгалтерскому учёту, и бухгалтерские корреспонденции заполняются лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учёта.

Из материалов дела следует, что в соответствии с распоряжением <данные изъяты> и приказом командира войсковой части <данные изъяты> Аникина, проходящая военную службу в <данные изъяты>, в период с 1 сентября по 26 декабря 2020 г. была направлена в служебную командировку в <данные изъяты> для прохождения профессиональной переподготовки.

В этой связи 25 августа 2020 г. УФО, в котором войсковая часть <данные изъяты> состоит на финансовом обеспечении, на основании заявления ответчика перечислило ей денежный аванс на оплату расходов по проезду, найму жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), в размере 210 600 руб.

В соответствии с распоряжением начальника организационно-планового управления <данные изъяты>. обучение военнослужащих по программам дополнительного профессионального образования было приостановлено ввиду эпидемиологической обстановки и они откомандированы к местам прохождения военной службы с последующим доучиванием путём использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

Согласно выписке из приказа командира войсковой части <данные изъяты> Аникина с указанной даты полагалась прибывшей из служебной командировки.

Из копий служебного задания и авансового отчёта № 3199 видно, что 23 ноября 2020 г. ответчик представила в УФО авансовый отчёт об израсходованных в связи со служебной командировкой суммах, к которому приложила документы, подтверждающие произведённые расходы на общую сумму 16 715,90 руб., а именно: 9 600 руб. – суточные, 1 966,70 и 3 154, 20 руб. – проезд и 1995 руб. – проживание. По выданному ей денежному авансу в размере 193 884,10 руб. Аникина на момент обращения УФО с иском в суд и принятия судом решения не отчиталась.

Кроме того, в письменных объяснениях от 16 июля 2021 г., поданных в суд первой инстанции, ответчик указала, что по командировочным расходам отчиталась частично. Документы, связанные с проживанием в <данные изъяты> за период <данные изъяты> к авансовому отчёту не приложила.

О наличии у ответчика задолженности перед УФО на сумму 193 884,10 руб. также указано в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела от 9 марта 2021 г., вынесенного в отношении Аникиной.

Таким образом, исходя из приведённых норм и обстоятельств дела, ответчик, которой денежные средства в размере 210 600 руб. на командировочные расходы были переданы под отчёт, в течение трёх дней по возвращении из служебной командировки была обязана отчитаться в израсходовании денежных сумм. Однако Аникиной в финансовый орган не были предоставлены документы, подтверждающие проживание в гостинице в период нахождения в командировке со 2 сентября по 1 октября 2020 г., а также об израсходовании в связи с командировкой 193 884,10 руб.

Кроме того, из материалов дела следует, что условия выполнения ответчиком служебного задания в командировке не требовали её проживания не в гостинице и командованием соответствующих указаний на этот счёт, как это предусмотрено Порядком, не давалось.

Согласно абзацам первому и третьему пункта 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082, Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооружённых Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций. В структуру Министерства обороны РФ входят центральные органы военного управления и иные подразделения.

Исходя из Порядка организации деятельности управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по военным округам, субъектам Российской Федерации и федерального казенного учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации» и их взаимодействия с органами военного управления, воинскими частями и организациями Вооружённых Сил Российской Федерации при осуществлении финансового обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны РФ от 9 марта 2017 г. № 150, УФО осуществляют в полном объёме ведение бухгалтерского учёта воинской части, состоящей на финансовом обеспечении, принимают меры на местах по досудебному урегулированию споров, защите в установленном порядке законных прав и интересов Министерства обороны и воинских частей. Обеспечение личного состава Вооружённых Сил денежным довольствием, денежным содержанием, заработной платой и другими выплатами производится, в том числе через УФО, которые обеспечивают начисление и выплату денежного довольствия, отдельных и иных выплат военнослужащим, установленных Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, Министерства обороны.

В соответствии со статьями 2, 5 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» под прямым действительным ущербом понимается, в том числе утрата или уменьшение наличного имущества.

Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинён по неосторожности военнослужащим, которому имущество было вверено на основании документа (документов), подтверждающего (подтверждающих) получение им этого имущества для обеспечения хранения, перевозки и (или) выдачи этого имущества либо производства финансовых расчётов.

Таким образом, право требования начальником УФО в судебном порядке возместить вред и соответственно обязанность ответчика по его возмещению возникли вследствие причинения Министерству обороны РФ в лице подведомственного ему финансового органа ущерба в результате неисполнения ответчиком обязанности по производству окончательного расчёта по выданному ей перед отъездом в служебную командировку денежному авансу.

При таких данных начальник УФО, как заинтересованное лицо, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обоснованно обратился в суд за защитой нарушенного права, и суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что спорные денежные средства подлежат взысканию с Аникиной в пользу истца.

Таким образом, решение гарнизонного военного суда по существу является правильным, а апелляционная жалоба представителя ответчика по изложенным основаниям удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 20 июля 2021 г. по иску Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Нижегородской области» к Аникиной <данные изъяты> оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика Данько <данные изъяты> – без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.

Председательствующий

Судьи

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 28 сентября 2021 г.

«Подписи»