ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-4331/20 от 11.08.2020 2-го Западного окружного военного суда (Город Москва)

Председательствующий по делу Репин А.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-796

г. Москва

Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:

председательствующего -

Самойленко А.И.,

судей:

Великановой А.В., Левицкого Б.Ф.,

при секретаре Орловой М.С. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4331/2020 по апелляционной жалобе ответчика на решение 26 гарнизонного военного суда от 4 июня 2020 г., которым удовлетворён иск Токсанбаевой Сарсенкул Едиловны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> (далее – ОПФР по <адрес>) о досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Заслушав доклад судьи Великановой А.В., судебная коллегия

установила:

как видно из решения суда и материалов дела, Токсанбаева, являющаяся гражданкой Республики Казахстан, зарегистрирована по месту пребывания и проживает в <адрес>, работает <данные изъяты> в Коммунальном государственном учреждении «Средняя школа № Кармакшинского районного отдела образования» <адрес> (далее – Школа № ).

Решением ОПФР по г. Байконур от 19 марта 2020 г. № истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании её заявления от 12 декабря 2019 г.

Пенсионный орган исходил из того, что в стаж, требуемый для досрочного назначения пенсии, не могут быть включены периоды работы истца: с 12 февраля 1990 г. по 13 марта 1994 г. и с 14 марта 1994 г. по 28 августа 1995 г. – на должности <данные изъяты>; с 26 июля 1996 г. по 1 августа 1999 г., с 1 января по 31 декабря 2006 г., с 1 января 2007 г. по 1 июня 2012 г., с 5 по 21 июня 2012 г., с 25 по 30 июня 2012 г., с 3 по 15 июля 2012 г., 19 июля 2012 г., с 23 июля по 3 августа 2012 г., с 7 августа 2012 г. по 31 июля 2015 г., с 1 августа 2015 г. по 30 июня 2017 г., с 1 по 31 июля 2017 г., с 1 августа 2017 г. по 30 июня 2018 г., с 1 по 31 июля 2018 г., с 1 по 31 августа 2018 г. и с 9 ноября по 11 декабря 2019 г. – на <данные изъяты>, поскольку должность «<данные изъяты>» и наименование учреждения «<данные изъяты>» не предусмотрены соответствующим списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости; представлены сведения о начислении заработной платы частично; работодателем не представлены в пенсионный фонд сведения персонифицированного учёта и не перечислены страховые взносы; отсутствуют сведения об уплате страховых взносов, а также в связи с отменой в Республике Казахстан с 26 июля 1996 г. института досрочных пенсий за педагогическую деятельность. Кроме того, истцом в пенсионный орган не представлен документ, подтверждающий постоянное проживание в <адрес>.

Полагая свои права нарушенными, Токсанбаева обратилась в суд с иском, в котором просила признать незаконным и отменить решение ОПФР по <адрес> от 19 марта 2020 г. № 19861/19 и обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, указанные периоды работы и назначить пенсию досрочно с момента обращения в пенсионный орган, то есть с 12 декабря 2019 г.

Суд первой инстанции иск удовлетворил.

В апелляционной жалобе ответчик, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.

В обоснование жалобы указывает, что период трудовой деятельности истца с 12 февраля 1990 г. по 28 августа 1995 г. не включён в специальный стаж, так как должность воспитателя детского комбината не предусмотрена постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» и из архивной справки следует, что заработная плата в период с февраля по июль 1990 г. была начислена истцу частично.

Со ссылкой на положения Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», Федерального закона от 15 декабря 2011 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» отмечает, что периоды работы истца с 1 января по 31 декабря 2006 г., с 1 января 2007 г. по 1 июня 2012 г., с 5 по 21 июня 2012 г., с 25 по 30 июня 2012 г., с 3 по 15 июля 2012 г., 19 июля 2012 г., с 23 июля по 3 августа 2012 г. и с 7 августа 2012 г. по 31 июля 2015 г. не могут быть включены в специальный стаж, так как на момент вынесения пенсионным органом решения они не были подтверждены сведениями индивидуального (персонифицированного) учёта, то есть суммами страховых взносов, перечисленных за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации и учтённых на его лицевом счету.

Ссылаясь на Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. и пункт 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», отмечает, что при определении права на досрочную страховую пенсию по старости по законодательству Российской Федерации граждан, осуществлявших работу в государствах-участниках названного Соглашения по определённым специальности, профессии (должности) или в определённых условиях труда, аналогичные периоды работы, приобретённые по законодательству государств, в которых институт досрочных пенсий был отменён, учитываются как страховой стаж на общих основаниях, начиная с даты такой отмены. Поскольку институт досрочных пенсий за педагогическую деятельность в Республике Казахстан отменён с 26 июля 1996 г., периоды работы истца с 26 июля 1996 г. по 1 августа 1999 г., с 1 августа 2015 г. по 31 августа 2018 г. и с 9 ноября по 11 декабря 2019 г. не зачтены в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

Полагает, что, исходя из Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города <адрес> Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г., документ, подтверждающий факт постоянного проживания в <адрес>, является обязательным для назначения досрочной страховой пенсии. В соответствии с требованиями действующего законодательства Токсанбаевой было предложено представить недостающие документы до 12 марта 2020 г., однако истец в установленный срок сведения, подтверждающие постоянное проживание в г. Байконур, в пенсионный орган не представила.

Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.

В соответствии со статьями 1 и 4 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города <адрес>, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 г. город <адрес> является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды. На период аренды комплекса «<адрес>» г. <адрес> в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан.

Жителем г. <адрес> признается гражданин Российской Федерации или гражданин Республики Казахстан, проживающий на территории города и зарегистрированный (прописанный) в администрации г. <адрес>.

В силу статей 6 и 7 названного Соглашения под администрацией г. <адрес> понимаются органы исполнительной власти, действующие под непосредственным руководством главы этой администрации, который координирует, в том числе деятельность правоохранительных органов.

Исходя из положений статей 1, 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города <адрес> Республики Казахстан, заключённого <адрес> 27 апреля 1996 г., пенсионное обеспечение жителей <адрес>, производится по нормам законодательства Российской Федерации. При этом под жителями <адрес> понимаются граждане Российской Федерации, граждане Республики Казахстан, граждане третьих государств и лица без гражданства, постоянно проживающие в г<адрес>.

Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу названного Соглашения.

Статьями 1, 5-8, 10 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.

Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах - участниках Соглашения, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами.

Государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

В силу части 3 статьи 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 20 ГК РФ местом жительства признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Из копий удостоверения личности истца, справки отделения по вопросам миграции УМВД России на комплексе «Байконур» (л.д. 24), справки администрации <адрес> (л.д. 27) и договора временного найма жилого помещения (л.д. 28-29) следует, что Токсанбаева, 17 апреля 1968 года рождения, является гражданкой Республики Казахстан и согласно сведениям правоохранительных органов и организаций социального обслуживания <адрес>, фактическим постоянным местом жительства истца является названный населённый пункт, в котором она зарегистрирована в установленном порядке в администрации <адрес>, как проживающая на его территории.

При таких данных суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что, учитывая особый статус <адрес> и режима проживания в нём граждан Республики Казахстан, и, принимая во внимание, что истец фактически проживает на территории г. Байконур, она обоснованно обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии, несмотря на отсутствие у неё постоянной регистрации в <адрес>.

Правильным является и вывод гарнизонного военного суда о том, что пенсионное обеспечение граждан Республики Казахстан, проживающих в <адрес>, производится по нормам законодательства Российской Федерации, и отмена на территории Республики Казахстан института досрочных пенсий лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, не может служить основанием для отказа в назначении Токсанбаевой страховой пенсии по старости досрочно в случае, если она отвечает соответствующим условиям её назначения.

Исходя из положений части 1 статьи 4 и статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а именно имеют соответствующие возраст, страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент.

В силу пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Согласно подпункту «м» пункта 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьёй 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются, в том числе:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённый постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Список должностей и учреждений, Правила);

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления – для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее – Список профессий и должностей).

В силу пункта 3 Правил, работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии её выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1-1.14 раздела «Наименование учреждений» списка.

В Список должностей и учреждений, согласно пункту 1 наименования должностей и пунктам 1.1, 1.8 наименования учреждений, включена должность учителя общеобразовательного учреждения, в том числе школ всех наименований, а также должность воспитателя дошкольного образовательного учреждения – ясли-сад (сад-ясли).

В соответствующих разделах Списка профессий и должностей включены в качестве учреждения «школы всех типов и наименований» и должность «учитель».

Кроме того, суд первой инстанции, принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ, изложенную соответственно в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П и в постановлении от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», обоснованно руководствовался действовавшим до 1 января 2003 г. Общесоюзным классификатором «Отрасли народного хозяйства», утвержденным Госкомстатом СССР, Госпланом СССР и Госстандартом СССР 1 января 1976 г., согласно которому «детский комбинат» являлся дошкольным воспитательным учреждением, и указанное наименование было тождественно дошкольному воспитательному учреждению «ясли-сад», которое в свою очередь предусмотрено Списком, и работа в нём на должности «воспитатель» засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Из копии страхового свидетельства (л.д. 25) и копий материалов пенсионного дела Токсанбаевой: трудовой книжки, выписки из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, архивной справки от 10 декабря 2019 г. № Т-1035, ответа на запрос от 11 декабря 2019 г. № 3т-Ш/71, архивной справки от 11 декабря 2019 г. № 3т-Ш/71, сообщения Управления образования города <адрес> от 13 декабря 2019 г. и приложенных к нему архивных справок, сообщения директора Школы № от 25 февраля 2020 г. № и архивной справки от 3 апреля 2020 г. № 3т-Ш/46 видно, что истец зарегистрирована в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», педагогическую деятельность осуществляет с 1988 года, в том числе в периоды с 12 февраля 1990 г. по 13 марта 1994 г. и с 14 марта 1994 г. по 28 августа 1995 г. – на должности <данные изъяты>; с 26 июля 1996 г. по 1 августа 1999 г. – на должности учителя средних школ № 25 и № 85; с 1 января по 31 декабря 2006 г., с 1 января 2007 г. по 1 июня 2012 г., с 5 по 21 июня 2012 г., с 25 по 30 июня 2012 г., с 3 по 15 июля 2012 г., 19 июля 2012 г., с 23 июля по 3 августа 2012 г., с 7 августа 2012 г. по 31 июля 2015 г., – на должности <данные изъяты> в Государственном бюджетном образовательном учреждении «Средняя школа № им. К.Э. Циолковского», с 1 августа 2015 г. по 30 июня 2017 г., с 1 по 31 июля 2017 г., с 1 августа 2017 г. по 30 июня 2018 г., с 1 по 31 июля 2018 г., с 1 по 31 августа 2018 г. и с 9 ноября 2019 г. по настоящее время – на должности учителя в Школе № .

Таким образом, истец в спорные периоды осуществляла педагогическую деятельность в должностях и в учреждениях, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Статьёй 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (часть 2 статьи 11).

Согласно частям 2, 4 статьи 14 того же Федерального закона при подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.

Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Пунктами 5, 11 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. № 1015, установлено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

В силу подпункта «а» пункта 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению согласно приложению, утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30-32 Федерального закона «О страховых пенсиях», необходимы, в том числе документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Согласно пункту 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, являющихся приложением к распоряжение Правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 г. № 99р, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. № 203-16).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчёта указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. могут быть включены в подсчёт трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что с учётом особого статуса г. <адрес>, при назначении досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Республики Казахстан, проживающими в г. <адрес>, за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в специальный стаж педагогической деятельности, могут быть включены в подсчёт страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в Пенсионный Фонд Российской Федерации или в соответствующие органы Республики Казахстан - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. При этом последнее обстоятельство должно быть подтверждено справкой компетентных органов данного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Согласно копии выписки из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, в 1996, 2002-2006 годах страхователем – Управлением образования города Байконур были уплачены страховые взносы на пенсионное обеспечение Токсанбаевой в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

В Республике Казахстан органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация «Правительство для граждан».

Согласно выписке по поступлению и движению денежных средств, представленной НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан», ГУ Кармакшинский райотдел образования с сентября 2015 г. перечисляет в АО «Единый накопительный пенсионный фонд» страховые взносы в пользу Токсанбаевой.

Что касается периодов работы истца с 1 января 2007 г. по 1 июня 2012 г., с 5 по 21 июня 2012 г., с 25 по 30 июня 2012 г., с 3 по 15 июля 2012 г., 19 июля 2012 г., с 23 июля по 3 августа 2012 г. и с 7 августа 2012 г. по 31 июля 2015 г., – на должности <данные изъяты> в ГБОУ «Средняя школа № им. К.Э. Циолковского», по которым отсутствуют сведения о перечислении страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ, то судебная коллегия находит обоснованным вывод гарнизонного военного суда о том, что данное обстоятельство не может являться основанием для того, чтобы не включать перечисленные периоды в специальный стаж.

Действительно, в силу пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» уплата страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), возлагается на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объёме производить соответствующие платежи.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункта 7 Правил учёта страховых взносов, включаемых в расчётный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. ФИО12, А.С. ФИО13 и Т.В. ФИО14» и в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию. Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объёме страховых взносов в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объёме получить трудовую пенсию. Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов.

Ссылка ответчика на отсутствие в выписке из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица сведений о страховом стаже истца с кодом условий труда за период работы с 1 января по 31 декабря 2006 г. на должности учителя в ГБОУ «Средняя школа № им. К.Э. Циолковского» также является несостоятельной по следующим основаниям.

Исходя из приведённых данных, должность «учитель» и учреждение «общеобразовательные учреждения: школы всех наименований» включены в Список должностей и учреждений.

В силу пунктов 1, 2 статьи 11, статьи 15 и статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» обязанность по представлению сведений и документов, подтверждающих право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложена на работодателя, который несёт ответственность за не представление либо представление неполных сведений.

При этом каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что в указанный период условия работы Токсанбаевой отличались от работы на этой же должности и в этом же учреждении в период с 14 апреля 2001 г. по 31 декабря 2005 г., который в соответствии с решением ОПФР по г. <адрес> от 19 марта 2020 г. подлежит зачёту в специальный стаж истца, требуемый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, материалы дела не содержат.

Поэтому период работы с 1 января по 31 декабря 2006 г. также подлежит включению в указанный стаж.

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» за гражданами, достигшими до 1 января 2019 г. возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на её досрочное назначение), на социальную пенсию, и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за её назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», сохраняется право на страховую пенсию по старости (в том числе на её досрочное назначение), на социальную пенсию без учёта изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.

Таким образом, поскольку на дату обращения истца в ОПФР по г. – 12 декабря 2019 г., специальный стаж Токсанбаевой, с учётом периода, включённого в подсчёт пенсионным органом – 08 лет 07 мес. 26 дн., и спорного периода – 21 года 03 мес. 13 дн., составлял 29 лет 11 мес. 09 дн., то есть более требуемых 25 лет, и, следовательно, она имела право на досрочное назначение пенсии до 1 января 2019 г., гарнизонный военный суд, принимая во внимание, что согласно объяснениям ответчика иных оснований для отказа в назначении истцу пенсии досрочно не имелось, правомерно возложил на ОПФР по г. <данные изъяты> обязанность по отмене решения от 19 марта 2020 г. № / и назначению Токсанбаевой страховой пенсии по старости с 12 декабря 2019 г. – даты обращения в пенсионный орган.

При таких данных решение суда первой инстанции по существу является правильным, а апелляционная жалоба ответчика по изложенным основаниям удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение 26 гарнизонного военного суда от 4 июня 2020 г. по иску Токсанбаевой Сарсенкул Едиловны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. <адрес> оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

«Подписи»