ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-4496/2021 от 07.09.2021 2-го Западного окружного военного суда (Город Москва)

Председательствующий по делу Поземин О.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-995

г. Москва

Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:

председательствующего -

Самойленко А.И.,

судей:

Великановой А.В., Житникова Ю.В.,

при секретаре Реве Д.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4496/2021 по апелляционной жалобе ответчика на решение 26 гарнизонного военного суда от 21 июня 2021 г., которым частично удовлетворён иск Бижановой Куляш Зейнуллаевны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконуру (далее – ОПФР по г. Байконуру) о досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Заслушав доклад судьи Великановой А.В., судебная коллегия

установила:

как видно из решения суда и материалов дела, Бижанова, являющаяся гражданкой Республики Казахстан, проживает в г. Байконуре. Решением ОПФР по г. Байконуру от 14 апреля 2021 г. № 27163/20 истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, на основании её заявления от 21 декабря 2020 г.

Пенсионный орган исходил из того, что в стаж, требуемый для досрочного назначения пенсии, не могут быть включены период работы истца с 13 октября 2016 г. по 30 июня 2019 г. на должности <данные изъяты> государственного предприятия <данные изъяты> здравоохранения <данные изъяты> (далее – Областной медицинский центр) ввиду отмены в Республике Казахстан с июля 1996 г. института досрочных пенсий за лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения и период с 1 июля 2019 г. по 21 декабря 2020 г. на должности <данные изъяты> государственного предприятия <данные изъяты> (далее – Многофункциональная больница г. Байконура) по тому же основании, а также в связи с отсутствием сведений об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Республики Казахстан.

Полагая свои права нарушенными, Бижанова обратилась в суд с иском, в котором просила признать незаконным и отменить решение ОПФР по г. Байконуру от 14 апреля 2021 г. № 27163/20 и обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, указанные периоды работы, и назначить досрочно страховую пенсию по старости с даты обращения в пенсионный орган – с 21 декабря 2020 г.

Суд первой инстанции иск удовлетворил частично.

Суд признал незаконным и отменил решение ОПФР по г. Байконуру от 14 апреля 2021 г. № 27163/20 в части отказа во включении в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периодов работы с 13 октября 2016 г. по 30 июня 2019 г. на должности <данные изъяты> Областного медицинского центра и с 1 июля 2019 г. по 21 декабря 2020 г. на должности <данные изъяты> Многофункциональной больницы г. Байконура, и обязал ответчика включить их в специальный стаж истца.

В удовлетворении требований о признании решения пенсионного органа незаконным в части отказа Бижановой в назначении страховой пенсии по старости досрочно с 21 декабря 2020 г. и о возложении на ответчика данной обязанности суд отказал.

В апелляционной жалобе ответчик, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.

В обоснование жалобы указывает на ошибочность вывода суда о том, что период работы истца за пределами Российской Федерации подлежит включению в специальный стаж. Отмечает, что в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», применяются правила международного права Российской Федерации.

Считает, что, исходя из Соглашения между Правительством Российской Федерацией и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур от 27 апреля 1996 г. и Соглашения о гарантиях прав граждан – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., при новом установлении пенсий в рамках Соглашения с бывшими республиками СССР территориальным органам Пенсионного фонда РФ необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового), льготного стажа, приобретённого на территории государств – участников Соглашения, а также подтверждение сохранения института досрочных страховых пенсий путём направления запросов в компетентные учреждения этих государств. При установлении пенсии на территории Российской Федерации в рамках Соглашения с бывшими республиками СССР для подтверждения льготного стажа, приобретённого на территории государств-участников после 13 марта 1992 г., необходимо наличие подтверждения компетентного органа о включении соответствующего периода на территории данного государства в стаж, дающий право на досрочную пенсию по законодательству этого государства.

Отмечает, что согласно пункту 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н, к заявлению гражданин должен приложить документы, подтверждающие периоды работы, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Вопрос о подтверждении права на льготное пенсионное обеспечение решается только на предприятиях и в организациях, обладающих соответствующей информацией и выдающих справки о характере работы. Вместе с тем в Республике Казахстан действие Закона РК от 17 июня 1991 г. № 675-XII «О пенсионном обеспечении граждан Республики Казахстан», устанавливающего пенсии за выслугу лет врачам и другим медицинским работникам, непосредственно занятым на лечебной работе, с 27 июля 1997 г. было приостановлено, а в связи с вступлением в действие с 1 января 1998 г. Закона РК от 16 января 1996 г. № 32-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон Казахской ССР «О пенсионном обеспечении граждан в Казахской ССР» назначение пенсии за выслугу лет вообще не предусмотрено.

Отмечает, что из справок о подтверждении стажа истца в спорные периоды не следует, что её работа на соответствующих должностях по законодательству Республики Казахстан даёт право на досрочную пенсию.

Рассмотрев материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.

Исходя из положений статей 1, 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан, заключённого в г. Алма-Ате 27 апреля 1996 г., пенсионное обеспечение жителей г. Байконура, производится по нормам законодательства Российской Федерации. При этом под жителями г. Байконура понимаются граждане Российской Федерации, граждане Республики Казахстан, граждане третьих государств и лица без гражданства, постоянно проживающие в г. Байконуре.

Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу названного Соглашения.

Статьями 1, 5-8, 10 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.

Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах - участниках Соглашения, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами.

Государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

В силу части 3 статьи 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Таким образом, пенсионное обеспечение граждан Республики Казахстан, проживающих в г. Байконуре, производится по нормам законодательства Российской Федерации, и отмена на территории Республики Казахстан института досрочных пенсий лицам, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не может служить основанием для отказа в назначении Бижановой страховой пенсии по старости досрочно в случае, если она отвечает соответствующим условиям её назначения.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В числе названных условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», – возраст, страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент.

С наличием страхового стажа определённой продолжительности связывается право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Так, в силу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Согласно части 1.1 той же статьи закона страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на её получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Исходя из приложения 7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» и пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», гражданам, которые указаны в пункте 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее наступления сроков, предусмотренных приложением 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до наступления таких сроков.

В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Согласно подпункту «н» пункта 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённый постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В названный Список согласно наименованию должностей и наименованию учреждений включены врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность, больницы всех наименований и центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

Из копий удостоверения личности истца и адресной справки следует, что Бижанова, <данные изъяты>, является гражданкой <данные изъяты>, проживает и зарегистрирована по месту жительства в <данные изъяты>

Из копий трудовой книжки и справок с места работы видно, что в периоды с 13 октября 2016 г. по 30 июня 2019 г. истец работала на должности <данные изъяты> и с 1 июля 2019 г. по 21 декабря 2020 г. – <данные изъяты>

В силу подпункта «а» пункта 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению согласно приложению, утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30-32 Федерального закона «О страховых пенсиях», необходимы, в том числе документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Согласно пункту 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, являющихся приложением к распоряжение Правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 г. № 99р, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. № 203-16).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчёта указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы по найму после 1 января 2002 г. могут быть включены в подсчёт трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В Республике Казахстан органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Некоммерческое <данные изъяты>

Согласно выписке по поступлению и движению денежных средств, представленной <данные изъяты>, Многофункциональная больница г. Байконура перечисляет в АО «<данные изъяты>» страховые взносы в пользу Бижановой.

Таким образом, удовлетворяя требование истца о включении в стаж для определения права на пенсию по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» указанных периодов работы, суд первой инстанции, руководствуясь приведёнными нормами, обоснованно исходил из того, что Бижанова работала в спорный период в должности и учреждении, предусмотренных соответствующими списками, осуществляя лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, дающими ей право в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а отсутствие на территории Республики Казахстан института досрочных пенсий за выслугу лет не является безусловным основанием для отказа в зачёте спорных периодов в специальный стаж истца.

Доводы апелляционной жалобы ответчика судебная коллегия отвергает как несостоятельные, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права, в том числе международных договоров, регулирующих пенсионное обеспечение жителей г. Байконура, и не опровергают выводы суда о праве истца на включение спорных периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

При таких данных решение суда первой инстанции является законным и обоснованным правильным, а апелляционная жалоба ответчика по изложенным основаниям удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение 26 гарнизонного военного суда от 21 июня 2021 г. по иску Бижановой Куляш Зейнуллаевны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконуру оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 8 сентября 2021 г.

«Подписи»