Председательствующий по делу Игнатов С.В. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-752
г. Москва |
Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - | ФИО3, |
судей: | ФИО4, Новикова М.Ю., |
с участием помощника судьи Шиловой Г.С. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-50/8284/2021 по апелляционной жалобе истца на решение 26 гарнизонного военного суда от 10 февраля 2021 г., которым <данные изъяты> ФИО5 <данные изъяты> отказано в удовлетворении иска к Федеральному государственному казённому учреждению «Управление <данные изъяты><адрес>» (далее – УВО <данные изъяты> по <адрес>) и <данные изъяты> - филиал <данные изъяты> о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Новикова М.Ю., судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО2 проходит <данные изъяты> на должности <данные изъяты>.
С июня 2020 г. денежное довольствие выплачивается ему без учёта районного коэффициента 1,4, предусмотренного распоряжением Совета Министров СССР от 20 июля 1987 г. № 1644рс.
Посчитав свои права нарушенными, ФИО2 обратился в суд с иском, в котором просил возложить на УВО <данные изъяты> по <адрес> обязанность произвести перерасчёт и доплатить ему денежное довольствие за период с июня по ноябрь 2020 г. с учётом районного коэффициента 1,4.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе истец, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении искового заявления.
В обоснование жалобы указывает, что ответчик не представил доказательств, свидетельствующих о законности приостановления спорной выплаты, а также аналитических, информационных, справочных и иных материалов по результатам ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности, которые бы подтверждали доводы ответчика о неправомерности производства истцу выплаты районного коэффициента с 1 января 2012 г.
Отмечает, что, вопреки ошибочному мнению врио начальника УВО <данные изъяты> по <адрес>, распоряжение Совета Министров СССР от 20 июля 1987 г. № 1644рс не отменено постановлением Правительства РФ от 31 января 2012 г. № 60.
Считает, что решение о приостановлении спорной выплаты при наличии финансового обеспечения по утверждённой смете финансирования влечёт нарушение правил оплаты труда и действующего законодательства Российской Федерации, в том числе положений приказа Росгвардии от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Федеральной службы <данные изъяты>».
Полагает несостоятельным довод ответчика о том, что названное распоряжение Совета Министров СССР не подлежит применению при разрешении вопроса об обеспечении денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел, проходящих службу на комплексе «<данные изъяты>» и в <адрес>, как противоречащее постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1237.
Отмечает, что Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 157 установлено правопреемство Росгвардии по обязательствам Министерства внутренних дел РФ в отношении передаваемых в ведение подразделений, а также, что до вступления в силу нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность Росгвардии, применяются нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов, регулирующих деятельность внутренних войск МВД РФ.
Со ссылкой на Федеральные законы от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от ДД.ММ.ГГГГ № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» отмечает, что отсутствие в настоящее время в Росгвардии утверждённой в установленном порядке нормативной базы, регулирующей обеспечение социальной защиты сотрудников, имеющих специальные звания полиции и проходящих службу на комплексе «<адрес>» и в <адрес>, в вопросе применения районного коэффициента 1,4 к денежному довольствию, не лишает их права на получение такового в прежнем порядке, на основании распоряжения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№рс.
Считает необоснованным вывод суда о том, что данное распоряжение противоречит постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, поскольку последнее распространяет своё действие на территорию Российской Федерации, а включение <адрес>, являющегося административно-территориальной единицей Республики Казахстан, в постановление Правительства РФ может повлечь нарушение условий международного договора и Конституции Республики Казахстан.
Указывает, что в рамках международного сотрудничества между Правительствами Российской Федерации и Республики Казахстан заключены международные договоры и соглашения об основных принципах и условиях использования космодрома «<данные изъяты>» и социальной защиты граждан Российской Федерации, проживающих на территории <адрес> и комплекса «<данные изъяты>». Применение процентных надбавок и районного коэффициента к системам оплаты труда обеспечивается действующим на территории <адрес> распоряжением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, а также иными нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, изданных с соблюдением норм международного права.
Обращает внимание на то, что по сообщению Финансово-экономического департамента проект постановления Правительства РФ о внесении изменений в постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ относительно установления районного коэффициента не прошёл процедуру согласования. Вместе с тем в целях соблюдения единых подходов к обеспечению социальной защищённости сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также сотрудников других органов, проходящих службу на комплексе «Байконур» и в <адрес>, Росгвардией разрабатывается проект постановления Правительства РФ об установлении дополнительной выплаты за важность выполняемых задач в размере одного месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью. Данное обстоятельство, по мнению автора жалобы, не способствует обеспечению сотрудников выплатой районного коэффициента 1,4 и направлено на установление иной выплаты в меньшем размере. Считает, что действия должностных лиц Росгвардии нарушают положения статьи 37 Конституции РФ о праве граждан на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и требования упомянутых нормативных правовых актов, а также ухудшают социальную защищённость сотрудников по сравнению с иным персонал <данные изъяты>
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно распоряжению Совета Министров СССР от 20 июля 1987 г. № 1644рс к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций, учреждений и воинских частей, расположенных в <адрес> (ныне <данные изъяты>) и посёлках Тюратаме, Акае <адрес> Республики Казахстан установлен районный коэффициент 1,4.
Вместе с тем из материалов дела усматривается, что ФИО2 проходил службу <данные изъяты>.
После включения в соответствии с Указом Президента РФ от <данные изъяты> «Вопросы Федеральной службы <данные изъяты>» <данные изъяты> охраны в структуру <данные изъяты> истец, имеющий специальное звание <данные изъяты>, в октябре 2016 г. был назначен на должность <данные изъяты>
Из расчётных листков по денежному довольствию ФИО5 за период с января 2019 г. по август 2020 г. (л.д. 48-57) усматривается, что до июня 2020 г. выплата денежного довольствия производилась ему с учётом районного коэффициента 1,4.
Как следует из копии телеграммы в адрес начальника <данные изъяты> (л.д. 154), на основании письменного указания УВО <данные изъяты> по <адрес> выплата указанного районного коэффициента сотрудникам, проходящим службу на комплексе «<данные изъяты>» и в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ приостановлена в связи с несоответствием требованиям действующего законодательства, регулирующего порядок обеспечения их денежным довольствием, и выработкой <данные изъяты> с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти единого подхода к выплате денежного довольствия названной категории сотрудников.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» на лиц, проходящих службу в Росгвардии и имеющих специальные звания полиции, распространены положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который регулирует, в том числе отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников (статья 44).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обеспечение денежным довольствием сотрудников осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 8 части 6 статьи 2 того же Федерального закона сотрудникам устанавливаются дополнительные выплаты, в том числе коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдалённых, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Частью 15 статьи 2 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что к денежному довольствию сотрудников, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдалённых, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В силу части 16 статьи 2 того же Федерального закона Правительству РФ предписано установить порядок применения коэффициентов и выплаты процентных надбавок, указанных в части 15, а также размеры таких коэффициентов и процентных надбавок.
Согласно преамбуле к постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1237 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях» оно издано в целях реализации, в том числе Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Пунктом 1 названного постановления Правительства РФ установлены размеры коэффициентов (районных, за военную службу (службу) в высокогорных районах, за военную службу (службу) в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдалённых местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, согласно приложению.
При этом <адрес> в приложении к постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1237 не указан.
Кроме того, абзацем вторым пункта 1 данного постановления предусмотрено, что другие районные коэффициенты и процентные надбавки за военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдалённых местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях в отношении указанных военнослужащих, сотрудников и лиц, помимо районных коэффициентов и процентных надбавок, установленных настоящим постановлением, не применяются.
Постановление вступило в силу с 1 января 2012 г., за исключением специально оговоренных в нём категорий лиц (пункт 5).
Согласно пунктам 37, 39 Порядка обеспечения денежным довольствием лиц, имеющих специальные звания полиции и проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, а также предоставления им отдельных выплат, утверждённого приказом Росгвардии от 26 сентября 2017 г. № 406 (далее – Порядок), к денежному довольствию сотрудников, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Размеры коэффициентов и процентных надбавок, а также правила их применения определены Правительством РФ.
Помимо этого судебная коллегия учитывает, что на основании постановления Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 1021 «О ежемесячной надбавке к должностному окладу за особые условия службы сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции» и подпунктом 3 пункта 18 Порядка сотрудникам, замещающим штатные должности в подразделениях (органах), дислоцированных на комплексе «Байконур» Российской Федерации, выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы в размере 100 процентов должностного оклада.
В силу подпунктов 3.1 и 5 пункта 27 Порядка лицам, проходящим службу в Росгвардии и имеющим специальные звания полиции, с октября 2019 г. производится выплата надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, в частности, за службу в районах экологического кризиса на <данные изъяты> и в <адрес>) – 30 процентов от должностного оклада, и за замещение штатных должностей <данные изъяты> по <адрес> – 60 процентов от должностного оклада.
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. № 878 «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» с 1 января 2012 г. сотрудникам органов внутренних дел, к которым на тот момент относился истец, были значительно увеличены размеры должностных окладов и окладов в соответствии с присвоенным специальным званием.
Таким образом, в отношении лиц, на которых распространяется действие Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 2012 года была фактически сформирована новая система денежного довольствия, упорядочено применение коэффициентов и процентных надбавок к денежному довольствию в связи с прохождением службы в районах с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями и установлены правила их производства.
При этом действующим законодательством определено, что обеспечение денежным довольствием сотрудников осуществляется только в соответствии с Федеральным законом «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и возможность сохранения ранее существовавшего порядка применения районных коэффициентов к денежному довольствию названным сотрудникам новым правовым регулированием не предусмотрена.
Отсутствует указание на необходимость установления районного коэффициента 1,4 к денежному довольствию лиц, проходящих службу в Росгвардии и имеющих специальные звания полиции, и в самом распоряжении ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№рс.
При таких данных оснований для применения распоряжения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№рс в отношении истца не имеется, а поэтому суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что действиями ответчика права ФИО5 не нарушены, и правомерно отказал в удовлетворении иска.
Таким образом, решение гарнизонного военного суда по существу является правильным, а апелляционная жалоба истца по изложенным основаниям удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 10 февраля 2021 г. по иску ФИО5 <данные изъяты> к Федеральному государственному казённому учреждению <данные изъяты>»оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи: