Председательствующий по делу Плотников Г.А. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-1270
г. Москва |
Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - | Великановой А.В., |
судей: | Новикова М.Ю., Романова В.С., |
при секретаре Фадееве Г.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-7019/2020 по апелляционной жалобе ответчика на решение 26 гарнизонного военного суда от 7 сентября 2020 г., которым удовлетворён иск Рахматулина ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур (далее – ОПФР по г. Байконур) о назначении страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Великановой А.В., судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, решением ОПФР по г. Байконур от 14 июля 2020 г. № № Рахматулину, являющемуся гражданином Республики Казахстан, отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду непредставления истцом в пенсионный орган документа, подтверждающего постоянное проживание в г. Байконур. Кроме того, в стаж не был включён период работы истца с 20 января 1989 г. по 10 июня 1996 г. на должности <данные изъяты> в Малом частном предприятии «Экспресс транс авто» в г. Алматы Республики Казахстан.
Полагая свои права нарушенными, Рахматулин обратился в суд с иском, в котором просил признать названное решение пенсионного органа незаконным и обязать ОПФР по г. Байконур назначить ему страховую пенсию по старости с даты возникновения права – 11 июня 2020 г., включив в страховой стаж период трудовой деятельности с 20 января 1989 г. по 10 июня 1996 г.
Суд первой инстанции иск удовлетворил.
Суд признал незаконным и отменил решение ОПФР по г. Байконур от 14 июля 2020 г. № №, возложив на ответчика обязанность включить в страховой стаж истца период работы с 20 января 1989 г. по 10 июня 1996 г. на должности <данные изъяты> в МЧП «Экспресс транс авто» и назначить ему страховую пенсию с учётом данного периода трудовой деятельности с 11 июня 2020 г.
В апелляционной жалобе ответчик, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы указывает, что пенсионное обеспечение жителей г. Байконур осуществляется в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г. и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. по нормам законодательства Российской Федерации.
Со ссылкой на Федеральные законы 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. № 1015, определяющие порядок пенсионного обеспечения в Российской Федерации, отмечает, что решение о включении периодов трудовой деятельности, имевших место за пределами Российской Федерации, на территории государств – участников соглашений, должно приниматься на основании документов о трудовом (страховом) стаже при условии их надлежащего подтверждения, а органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, должны предъявлять соответствующие требования к их оформлению.
Полагает, что спорный период работы истца должным образом, в том числе показаниями свидетелей, подтверждён не был, и включение его в стаж только на основании записи в трудовой книжке является ошибочным.
Кроме того, со ссылкой на упомянутое международное соглашение от 27 апреля 1996 г., а также Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 г. и Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» указывает, что застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие, в том числе по трудовому договору. Город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, в нём установлен особый режим безопасного функционирования, включающий ограничение на постоянное проживание граждан на его территории. В соответствии с Положением об условиях особого режима пребывания в городе Байконур от 17 апреля 1998 г. решение на постоянное проживание (регистрацию по месту жительства) принимается режимной комиссией и утверждается Главой администрации г. Байконур. На основании протокола режимной комиссии Отделением УФМС по Московской области в г. Байконур производится регистрационный учёт граждан по месту пребывания или месту жительства. Таким образом, автор жалобы полагает, что с учётом специфики функционирования г. Байконур постоянное проживание (регистрация по месту жительства) является основополагающим фактором для реализации гражданами Республики Казахстан права на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со статьями 1 и 4 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти (Москва, 23 декабря 1995 г.) г. Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды, на период которой г. Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан. Жителем г. Байконур признаётся гражданин Российской Федерации или гражданин Республики Казахстан, проживающий на территории города и зарегистрированный (прописанный) в администрации г. Байконур.
Исходя из положений статей 6 и 7 названного Соглашения, под администрацией г. Байконур понимаются органы исполнительной власти, действующие под непосредственным руководством главы этой администрации, который координирует, в том числе деятельность правоохранительных органов.
Порядок пенсионного обеспечения граждан Республики Казахстан, проживающих на территории г. Байконур, урегулирован Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти (Москва, 23 декабря 1995 г.) и Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан (Алма-Ата, 27 апреля 1996 г.).
В соответствии с требованиями статей 1 и 4 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти и статьями 1, 3, 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан, г. Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды, на период которой в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан. Жителями города Байконур признаются граждане Российской Федерации, Республики Казахстан и третьих государств и лица без гражданства, постоянно проживающие в г. Байконур. Пенсионное обеспечение жителей г. Байконур производится по нормам законодательства Российской Федерации и в российских рублях. Финансирование выплаты пенсий жителям г. Байконур, назначенных (пересчитанных) в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, статьями 8, 10 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. предусмотрено, что органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах - участниках Соглашения, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами.
Государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и её размера.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами являются, в том числе постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие на территории Российской Федерации и работающие по трудовому договору.
Помимо этого, судебная коллегия учитывает, что в силу пункта 1 статьи 20 ГК РФ местом жительства признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из копий удостоверения личности истца, справки отделения по вопросам миграции УМВД России на комплексе «Байконур» (л.д. 4-5), копии страхового свидетельства (л.д. 23) и сведений о состоянии индивидуального лицевого счёта застрахованного лица (л.д. 25-31) усматривается, что Рахматулин, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Республики Казахстан, фактическим постоянным местом жительства истца является г. Байконру, в котором он зарегистрирован в установленном порядке в администрации г. Байконур, как проживающий на его территории, и, кроме того, истец зарегистрирован в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования».
При таких данных суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что, учитывая особый статус г. Байконур и режима проживания в нём граждан Республики Казахстан, и, принимая во внимание, что истец фактически проживает на территории г. Байконур и относится к лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, он обоснованно обратился в ОПФР по г. Байконур с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, несмотря на отсутствие у него постоянной регистрации в г. Байконур, и законных оснований для отказа ему в назначении пенсии по указанному мотиву у ответчика не имелось.
Безосновательными являются и доводы жалобы о невозможности включения в страховой стаж истца периода работы с 20 января 1989 г. по 10 июня 1996 г. на должности инженера автоматики в МЧП «Экспресс транс авто» в г. Алматы Республики Казахстан.
В соответствии с частью 4 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Пунктом 2 статьи 6 и статьёй 10 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (г. Москва, 13 марта 1992 г.) предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ёе размера.
Согласно частям 1, 4 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
В силу частей 6 и 9 статьи 21 того же закона перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, правил обращения за указанной пенсией устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
В соответствии с пунктами 4, 5, 10 и 11 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых постановление Правительства РФ от 2 октября 2014 г. № 1015, при подсчёте страхового стажа подтверждаются периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда РФ об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11-17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно пункту 46 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчёта, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утверждённых приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. № 884н, в случае несогласия гражданина с решением, вынесенным территориальным органом Пенсионного фонда РФ, данное решение может быть обжаловано в суд.
Кроме того, пунктом 65 названных Правил предусмотрено, что проверка документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться путём камеральной проверки, выездной проверки и направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда РФ в соответствующую организацию, государственный (муниципальный орган), компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Как следует из общей части индивидуального лицевого счёта Рахматулина (л.д. 25-31), период его работы с 20 января 1989 г. по 10 июня 1996 г. в МЧП «Экспресс транс авто» отражён в качестве периода трудовой деятельности, включаемого в страховой стаж для назначения страховой пенсии, в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счёта застрахованного лица по форме, утверждённой приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 января 2019 г. № 2н.
Из копии трудовой книжки серии № (л.д. 13-21) усматривается, что на основании приказа директора МЧП «Экспресс транс авто» от 20 января 1989 г. № № истец принят на работу в названное предприятие на должность <данные изъяты> и 10 июня 1996 г. на основании приказа от 10 июня 1996 г. № № уволен по собственному желанию (статья 32 действовавшего на тот момент Кодекса законов о труде Республики Казахстан).
Запись в трудовой книжке произведена в установленном порядке, без исправлений, заверена печатью предприятия и сомнений не вызывает.
Каких-либо доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что сведения, содержащиеся в трудовой книжке истца в этой части, неправильные или неточные, в материалах дела не имеется и не представлено в суд апелляционной инстанции.
Отсутствие архивных документов, подтверждающих спорный период работы истца, не должно препятствовать реализации Рахматулиным права своевременно и в полном объёме получить страховую пенсию по старости, поскольку обязанность принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих значение для определения права на пенсию и её размера, возлагается на соответствующие компетентные органы государств – участников Содружества.
Довод ответчика о том, что спорный период работы Рахматулина подлежал подтверждению свидетельскими показаниями, является несостоятельным, поскольку не основан на приведённых нормах действующего законодательства.
Кроме того, пунктом 42 Правил определено, что периоды работы, предусмотренные подпунктом «б» пункта 2 настоящих Правил, то есть периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, свидетельскими показаниями не подтверждаются.
Таким образом, рассматривая заявленные истцом требования в связи с возникшим спором о периодах работы, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, обоснованно исходил из того, что период работы истца в МЧП «Экспресс транс авто» с 20 января 1989 г. по 10 июня 1996 г. подлежит включению в стаж при назначении страховой пенсии по старости.
Поскольку апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его законность и обоснованность, либо опровергали выводы суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к выводу о том, что принятое по делу решение по существу является правильным, а апелляционная жалоба ответчика по изложенным основаниям удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 23 сентября 2019 г. по иску Рахматулина ФИО2 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи
«Подписи»