Председательствующий по делу Голуб И.В. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-96/1481
г. Москва |
Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - | Самойленко А.И., |
судей: | Великановой А.В., Новикова М.Ю., |
с участием помощника судьи Орловой М.С. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-9572/2020 по апелляционной жалобе ответчика на решение 26 гарнизонного военного суда от 6 ноября 2020 г., которым удовлетворено исковое заявление Ермаханова Кашкинбая к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур (далее – ОПФР по г. Байконур) о назначении страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Великановой А.В., судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, решением ОПФР по г. Байконур от 23 января 2020 г. <данные изъяты> Ермаханову, являющемуся гражданином Республики Казахстан, отказано в назначении страховой пенсии по старости на основании его заявления от 5 декабря 2019 г. ввиду непредставления истцом в пенсионный орган документа, подтверждающего постоянное проживание в г. Байконур.
Полагая свои права нарушенными, Ермаханов обратился в суд с иском, в котором просил отменить названное решение и обязать ОПФР <данные изъяты> назначить ему страховую пенсию по старости с момента обращения с заявлением пенсионный орган, то есть с 5 декабря 2019 г.
Суд первой инстанции иск удовлетворил.
Суд отменил решение ОПФР по г. Байконур от 23 января 2020 г. <данные изъяты> и возложил на ответчика обязанность назначить Ермаханову страховую пенсию по старости с 5 декабря 2019 г.
В апелляционной жалобе ответчик, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы указывает, что пенсионное обеспечение жителей г. Байконур осуществляется в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г. по нормам законодательства Российской Федерации. При этом под жителями г. Байконур понимаются граждане Российской Федерации, Республики Казахстан и лица без гражданства, постоянно проживающие в г. Байконур. Кроме того, в силу Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие, в том числе по трудовому договору. Город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, в нём установлен особый режим безопасного функционирования, включающий ограничение на постоянное проживание граждан на его территории. В соответствии с Положением об условиях особого режима пребывания в городе Байконур от 17 апреля 1998 г. решение на постоянное проживание (регистрацию по месту жительства) принимается режимной комиссией и утверждается Главой администрации г. Байконур. На основании протокола режимной комиссии Отделением УФМС по Московской области в г. Байконур производится регистрационный учёт граждан по месту пребывания или месту жительства. Таким образом, с учётом специфики функционирования г. Байконур постоянное проживание (регистрация по месту жительства) является основополагающим фактором для реализации гражданами Республики Казахстан права на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со статьями 1 и 4 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти (Москва, 23 декабря 1995 г.) г. Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды, на период которой г. Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан. Жителем г. Байконур признаётся гражданин Российской Федерации или гражданин Республики Казахстан, проживающий на территории города и зарегистрированный (прописанный) в администрации г. Байконур.
Исходя из положений статей 6 и 7 названного Соглашения, под администрацией г. Байконур понимаются органы исполнительной власти, действующие под непосредственным руководством главы этой администрации, который координирует, в том числе деятельность правоохранительных органов.
Порядок пенсионного обеспечения граждан Республики Казахстан, проживающих на территории г. Байконур, урегулирован Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти (Москва, 23 декабря 1995 г.) и Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан (Алма-Ата, 27 апреля 1996 г.).
В соответствии с требованиями статей 1 и 4 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти и статьями 1, 3, 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан, г. Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды, на период которой в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан. Жителями города Байконур признаются граждане Российской Федерации, Республики Казахстан и третьих государств и лица без гражданства, постоянно проживающие в г. Байконур. Пенсионное обеспечение жителей г. Байконур производится по нормам законодательства Российской Федерации и в российских рублях. Финансирование выплаты пенсий жителям г. Байконур, назначенных (пересчитанных) в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, статьями 8, 10 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. предусмотрено, что органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах - участниках Соглашения, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами.
Государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и её размера.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами являются, в том числе постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие на территории Российской Федерации и работающие по трудовому договору.
Помимо этого, судебная коллегия учитывает, что в силу пункта 1 статьи 20 ГК РФ местом жительства признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из копий удостоверения личности истца, справки отделения по вопросам миграции УМВД России <данные изъяты> (л.д. 9) и справки из паспортного стола <данные изъяты> (л.д. 12) усматривается, что Ермаханов, <данные изъяты> является гражданином Республики Казахстан, фактическим постоянным местом жительства истца является жилое помещение по адресу: <адрес>, в котором он с супругой, являющейся нанимателем жилого помещения, зарегистрирован в установленном порядке в администрации г. Байконур, как проживающий на территории города.
При таких данных суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что, учитывая особый статус г. Байконур и режима проживания в нём граждан Республики Казахстан, и, принимая во внимание, что истец фактически проживает на территории г. Байконур и относится к лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, он обоснованно обратился в ОПФР по г. Байконур с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, несмотря на отсутствие у него постоянной регистрации в г. Байконур, и законных оснований для отказа ему в назначении пенсии по мотиву указанному, в решении ОПФР по г. Байконур от 23 января 2020 г., у ответчика не имелось.
Поскольку апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его законность и обоснованность, либо опровергали выводы суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к выводу о том, что принятое по делу решение по существу является правильным, а апелляционная жалоба ответчика по изложенным основаниям удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 6 ноября 2020 г. по иску Ермаханова Кашкинбая к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи
«Подписи»