ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-535 от 25.05.2021 2-го Западного окружного военного суда (Город Москва)

Председательствующий в суде первой инстанции – Плотников Г.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-535

25 мая 2021 г. г. Москва

Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:

председательствующего - Самойленко А.И.,

судей: Новикова М.Ю., Романова В.С.,

с участием помощника судьи Шиловой Г.С., представителя военного прокурора 29 военной прокуратуры войсковая часть - полевая почта <данные изъяты><данные изъяты> ФИО1 рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1149/2021 по апелляционной жалобе начальника Полевого учреждения Центрального Банка Российской Федерации № <данные изъяты> (далее – Полевое учреждение Банка России № <данные изъяты>) ФИО2 на решение 26 гарнизонного военного суда от 10 марта 2021 г., которым частично удовлетворён иск военного прокурора 29 военной прокуратуры войсковая часть - полевая почта <данные изъяты> (далее – военный прокурор) в защиту прав ФИО3 к Центральному Банку Российской Федерации и Полевому учреждению Банка России № <данные изъяты> о взыскании денежных средств.

Заслушав доклад судьи Романова В.С., объяснения представителя военного прокурора капитана юстиции ФИО1, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

военный прокурор обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что ФИО3 с 7 сентября 2016 г. работает в должности <данные изъяты> в Полевом учреждении Банка России № <данные изъяты>. В период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. ему выплачивалась заработная плата без повышения должностного оклада на 50 процентов, установленного статьёй 3 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. № 284-ФЗ «О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях» (далее – Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 284-ФЗ).

Полагая нарушенными права ФИО3 на получение заработной платы в полном объёме, военный прокурор в исковом заявлении просил суд взыскать с Полевого учреждения Банка России № <данные изъяты> в пользу ФИО3 доплату к заработной плате с учётом повышенного должностного оклада на 50 процентов за указанный период, а всего в общей сумме 827 175 руб. 18 коп.

Решением гарнизонного военного суда иск военного прокурора удовлетворён частично.

Суд взыскал с Центрального Банка России в лице Полевого учреждения Банка России № в пользу ФИО3 сумму невыплаченной заработной платы с учётом должностного оклада в повышенном на 50 процентов, установленного статьёй 3 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. № 284-ФЗ за период его трудовой деятельности с 1 февраля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. в размере 795 946 руб. 50 коп.

В удовлетворении иска военного прокурора в части требования о взыскании с ответчика в пользу ФИО3 указанного вида денежных средств за период его трудовой деятельности в январе 2020 года в размере 31 228 руб. 68 коп. судом отказано.

В апелляционной жалобе начальник Полевого учреждения Банка России № ФИО2 просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе военному прокурору в удовлетворении иска.

В обоснование апелляционной жалобы ФИО2, анализируя положения Федерального закона от 30 декабря 2006 г. № 284-ФЗ, Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», Положение о полевых учреждениях Банка России от 5 июня 1998 г. (действовавшего до 1 апреля 2020 г.) и Положение о полевых учреждениях Банка России, утверждённого Банком России и Министром обороны Российской Федерации 17 марта 2020 г., указывает, что Полевое учреждение Банка России № не входит в состав Вооружённых Сил Российской Федерации и, следовательно, не относится к объединениям, соединениям, воинским частям и организациям Вооружённых Сил Российской Федерации в смысле статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. № 284-ФЗ и военная служба в Банке России не предусмотрена. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту направляются в полевые учреждения Банка России не на воинские должности, что предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2008 г. № 49 «О перечне организаций, осуществляющих деятельность в интересах обороны страны и безопасности государства, в которых военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут направляться не на воинские должности».

По мнению ответчика, финансирование мероприятий, связанных с реализацией социальных гарантий и компенсаций, установленных только для органов, финансируемых государством из федерального бюджета и предусмотренных Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. № 284-ФЗ, является расходным обязательством Российской Федерации, а не Банка России.

Ссылка суда в решении на Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Казахстан, заключенного 20 января 1995 года в г. Москве, является необоснованной, поскольку оно не регулирует правоотношения, связанные с реализацией прав и социальных гарантий граждан.

По мнению ответчика, поскольку Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 284-ФЗ устанавливает дополнительные меры социальной защиты для лиц, работающих в воинских формированиях на территориях Республик Белоруссии и Казахстана, а также Киргизской Республики, и в международных соглашениях между этими странами термины «воинские формирования» в каждом государстве отличаются, то лица, работающие в воинских формированиях указанных стран, будут поставлены в неравные условия.

На апелляционную жалобу военным прокурором поданы письменные возражения, в которых он указывает на законность решения гарнизонного военного суда и просит отказать ответчику в удовлетворении апелляционной жалобы.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия исходит из следующего.

В соответствии со статьёй 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно статье 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с задачами перечисленных выше органов, учреждений и организаций для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

Статьёй 83 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предусмотрено, что Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, образовательные и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.

Согласно статье 86 того же Федерального закона полевые учреждения Банка России осуществляют банковские операции в соответствии с этим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также нормативными актами Банка России.

Полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместно Банком России и Министерством обороны Российской Федерации.

Полевые учреждения Банка России предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, а также физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможны.

В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» совместным приказом Председателя Центрального банка Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации от 5 июня 1998 г. № ОД-270дсп/262дсп утверждено Положение о полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации, которое действовало до 1 апреля 2020 г.

В силу названного Положения в своей деятельности полевые учреждения руководствуются Федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «Об обороне», иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, воинскими уставами, нормативными правовыми актами Банка России, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации.

Полевые учреждения являются воинскими учреждениями, входят в единую централизованную систему Банка России, создаются в составе видов и родов Вооруженных Сил Российской Федерации, при армиях, дивизиях и других приравненных к ним воинских частях, в которых предусмотрена военная служба. Полевые учреждения имеют действительное и условное наименование воинской части, печать установленного образца, их возглавляют начальники.

Полевые учреждения комплектуются служащими и военнослужащими. Правовое положение служащих определяется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и действующим трудовым законодательством.

Аналогичные требования содержатся и в Положении о полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации, утверждённого совместным приказом Председателя Центрального банка Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации от 17 марта 2020 г. № 712-дсп/№ 205/2/116дсп.

Кроме того, согласно пункту 2.5 данного Положения организационная структура полевых учреждений Банка России определяется начальником Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации и Председателем Банка России.

Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Полевое учреждение Банка России № является как составной частью Банка России и при осуществлении банковской деятельности руководствуется названным выше Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными актами Банка России, так и относится к воинскому учреждению, созданному в составе военного ведомства, которое в процессе своей деятельности, в том числе в вопросе социальной защиты служащих, работающих в нем, должно учитывать нормативные правовые акты, устанавливающие для данной категории лиц дополнительные льготы и гарантии.

В частности, в целях усиления мер социальной защиты для лиц, работающих в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. № 284-ФЗ установлены дополнительные гарантии и компенсации.

Согласно статье 1 и пункту 1 части 1 статьи 3 этого Федерального закона под воинскими формированиями Российской Федерации, дислоцированными на территории Республики Казахстан, в целях этого Федерального закона понимаются объединения, соединения, воинские части и организации Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также военные суды, военные прокуратуры и военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации. Лицам, работающим в воинских формированиях, устанавливаются должностные оклады (тарифные ставки) с повышением на 50 процентов.

Как следует из статей 1, 9 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Казахстан, заключенного 20 января 1995 года в г. Москве, банковское обслуживание воинских формирований Российской Федерации производится полевыми учреждениями Банка России с соблюдением законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Казахстан в порядке, определяемом соглашениями между Банком России и Национальным банком Республики Казахстан. Под воинскими формированиями Российской Федерации понимаются воинские части, учреждения, предприятия, организации и компетентные органы Российской Федерации, временно находящиеся на территории Республики Казахстан.

Исходя из приведённых правовых норм и установленных судом обстоятельств дела ФИО3 имеет право на особые условия оплаты труда в виде установления должностного оклада с повышением на 50 процентов, поскольку работает в Полевом учреждении Банка России № , которое относится к воинским формированиям, дислоцированным на территории Республики Казахстан, и предназначено для банковского обслуживания соответствующих организаций, находящихся на этой территории.

В период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. заработная плата выплачивалась ФИО3 без учёта повышения должностного оклада на 50 процентов.

Согласно расчёту, приложенному к исковому заявлению и произведённому главным экономистом группы расчётов Полевого учреждения Банка России № ФИО11 размер недоплаты истцу заработной платы за указанный период составляет 827 175 руб. 18 коп.

В соответствии с частью 2 статьи 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Поскольку военный прокурор с иском обратился в суд 11 февраля 2021 г., то с учётом приведённых обстоятельств и требований части 2 статьи 392 ТК РФ суд пришёл к верному выводу о необходимости взыскания с ответчика в пользу ФИО3 спорных денежных средств за период его трудовой деятельности в Полевом учреждении Банка России № с 1 февраля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. в размере 795 946 руб. 50 коп. (за вычетом спорных денежных средств за январь 2020 года в сумме 31 228 руб. 68 коп.).

По изложенным основаниям несостоятельны доводы апелляционной жалобы ответчика в обоснование своей позиции об отсутствии у ФИО3 права на получение спорных денежных средств.

Беспредметно утверждение ответчика в апелляционной жалобе о том, что социальные гарантии и компенсации лицам, работающим в воинских формированиях на территории Республики Казахстан, установлены только для органов, финансируемых за счёт федерального бюджета, к которым Банк России не относится.

Так, в силу статьи 88 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» условия оплаты труда служащих Банка России определяются Советом директоров в соответствии с федеральными законами.

Положение о полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации также предусматривает, что вопросы финансового обеспечения деятельности полевых учреждений регулируются федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, решениями Совета директоров Банка России, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации, руководителей других войск, воинских формирований и организация, при которых созданы полевые учреждения.

Кроме того, в соответствии с трудовым договором работодатель, заключив его, обязался обеспечивать ФИО3 заработной платой и иными выплатами в порядке и на условиях, установленных, в том числе законодательством Российской Федерации.

Выплата заработной платы в повышенном размере для отдельных категорий работников из числа гражданского персонала предусмотрена именно федеральным законом, поэтому требование истца является обоснованным.

Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения суда.

Руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение 26 гарнизонного военного суда от 10 марта 2021 г. по иску военного прокурора 29 военной прокуратуры войсковая часть - полевая почта в защиту прав ФИО3 оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Полевого учреждения Центрального Банка Российской Федерации № ФИО2 - без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.

«Подписи»