Председательствующий по делу Хараборкин А.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-1046
23 сентября 2021 г. | г. Москва |
Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - | ФИО1 |
судей: | ФИО2, Манохина В.В., |
при помощнике судьи Скакун О.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-109/2021 по апелляционной жалобе ответчика на решение Тверского гарнизонного военного суда от 29 июня 2021 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части № майора ФИО3 об оспаривании действий начальника Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Тверской области» (далее – УФО), связанных с отказом в согласовании приказа.
Заслушав доклад судьи Манохина В.В., судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Скоков проходит военную службу в войсковой части № (г. Тверь) и с 9 октября 2019 года включен в список на предоставление служебных жилых помещений с составом семьи 4 человека (супруга, сын, дочь). При этом он проживает в жилом помещении, снимаемым им по договору найма от 9 октября 2019 года.
9 октября 2019 года он обратился к командиру войсковой части № с рапортом, приложив необходимые документы о выплате ему денежной компенсации за наем данного жилого помещения, на котором командиром воинской части наложена резолюция «установленным порядком», после чего 16 апреля 2020 года сопроводительным письмом в УФО был направлен проект приказа о выплате ФИО3 денежной компенсации.
Однако до рассмотрения финансовым органом вопроса о согласовании указанного проекта приказа, командир войсковой части № письмом от 28 мая 2020 года отозвал его вместе со всеми документами из УФО и 1 июня этого же года данный проект приказа был направлен обратно в воинскую часть.
4 марта 2021 года командир войсковой части № вновь подготовил и направил в УФО проект приказа на выплату ФИО3 денежной компенсации за период с 9 октября по 31 декабря 2019 года и к этому проекту приказа был приложен новый рапорт ФИО3 о выплате компенсации от 17 февраля 2021 года.
По данному проекту приказа в УФО был составлен лист разногласий, согласно которому, основанием для отказа в согласовании послужил тот факт, что период выплаты компенсации указан с 9 октября по 31 декабря 2019 года, а рапорт на ее получение был написан только 17 февраля 2021года.
После этого войсковой частью № в УФО был представлен первоначальный рапорт ФИО3 на выплату ему денежной компенсации от 9 октября 2019 года, однако УФО вновь отказалось согласовывать проект приказа, поскольку он был подготовлен и направлен в УФО с нарушением сроков, предусмотренных п. 19 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 года № 303 (далее - Инструкция).
Полагая свои права нарушенными, Скоков обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия начальника УФО, связанные с отказом в согласовании проекта приказа на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения и возложить обязанность согласовать проект этого приказа.
Кроме того, он просил взыскать в его пользу судебные расходы, связанные с уплатой им государственной пошлины.
Гарнизонный военный суд административный иск удовлетворил частично, обязав начальника УФО повторно рассмотреть вопрос о согласовании проекта приказа командира войсковой части № на выплату ФИО3 денежной компенсации за наем жилых помещений с 9 октября по 31 декабря 2019 года.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления суд ФИО3 отказал.
В апелляционной жалобе административный ответчик, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказать.
В обоснование жалобы приводит п. 3 Положения о порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим -гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909 (далее – Положение) и п. 1 Инструкции.
Обращает внимание на то, что в связи с указанными в письме жилищного органа обстоятельствами о наличие по месту службы ФИО3 жилых фондов, командиром войсковой части № было принято решение отозвать проект приказа в целях недопущения нанесения материального ущерба государству путем незаконной выплаты.
Указывает, что Скоков с мая 2020 года до февраля 2021 года к командиру войсковой части № по поводу вышеуказанной денежной компенсации не обращался, а проект приказа на выплату денежной компенсации до февраля 2021 года повторно командованием воинской части не издавался.
Ссылаясь на п. 7 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 6 декабря 2019 года № 727 (далее –Порядок), указывает, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается военнослужащим ежемесячно вместе с денежным довольствием за истекший месяц. Таким образом, начиная с ноября (декабря) 2019 года ФИО3 было известно, что денежная компенсация за наем жилых помещений за период с 9 октября по 31 декабря 2019 года ему не выплачена, однако с заявлением в суд он обратился только в мае 2021 года, в связи с чем срок обращения с административным исковым заявлением в суд был им пропущен.
Отмечает, что судом оставлено без внимания его обращение 2 апреля 2021 года к командиру войсковой части № с просьбой назначить административное разбирательство на предмет правомерности выплаты денежной компенсации за наем жилых помещений ФИО3, в ходе которого установить по каким причинам проект приказа от 16 апреля 2020 года был отозван, а в марте 2021 года вновь представлен в УФО. Однако ответ от командира воинской части в УФО не поступил.
Обращает внимание на то, что в соответствии с п. 19 Инструкции приказы о выплате военнослужащим денежной компенсации издаются командирами воинских частей в течении пяти рабочих дней после получения из финансово -экономических органов сведений о включении военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда и об обеспеченности их жилыми помещениями. В соответствии с Графиком документооборота срок представления выписки из приказа командира воинской части и пакета документов ежемесячно, в течении 5-ти рабочих дней после поступления этих списков, согласованных с жилищным органом.
Командир войсковой части №, при наличии оснований, должен был сформировать и представить проект приказа на выплату денежной компенсации ФИО3 не позднее 21 декабря 2019 года. Однако, проект приказа с приложенными документами на выплату за период с 9 октября по 31 декабря 2019 года поступил в УФО только 16 апреля 2020 года, а затем был отозван.
Отмечает, что нормами действующего законодательства закреплено, что выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения военнослужащим с даты заключения договора найма (поднайма) жилого помещения до даты подачи военнослужащими рапорта, не предусмотрена. Военнослужащий имеет право на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения только со дня обращения к командованию воинской части с соответствующим рапортом.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон) военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.
Пунктом 2 Положения установлено, что в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих и членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в котором законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, заключенным в письменной форме, но не более установленных размеров.
Денежная компенсация выплачивается со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Из изложенного следует, что обязательным условием для выплаты военнослужащему компенсации является его необеспеченность жилым помещением по месту службы, а основанием для начала выплаты является волеизъявление военнослужащего, признанного нуждающимся в жилом помещении по месту военной службы.
Как видно из материалов дела, Скоков проживает в жилом помещении по договору найма, который заключен им 9 октября 2019 года, с этого же времени он включен в список на предоставление служебного жилья с составом семьи 4 человека и 9 октября 2019 года обратился с рапортом о выплате денежной компенсации. 16 апреля 2020 года командиром войсковой части № был направлен проект приказа о выплате ФИО3 названной компенсации. 28 мая 2020 года он отозвал его вместе со всеми документами из УФО для уточнения в жилищном органе вопроса о наличии служебных жилых помещений, а 4 марта 2021 года вновь подготовил и направил в УФО проект приказа на выплату ФИО3 денежной компенсации за период с 9 октября по 31 декабря 2019 года, приложив новый рапорт ФИО3 о выплате компенсации от 17 февраля 2021 года, а позже и рапорт от 9 октября 2019 года.
При таких обстоятельствах и учитывая, что Скоков своевременно выполнил все действия, направленные на получение выплаты денежной компенсации с 9 октября 2019 года и при этом действовал добросовестно, суд пришел к правильному выводу о том, что оснований для несогласования проекта приказа командира войсковой части № о выплате административному истцу указанной компенсации за период с 9 октября по 31 декабря 2019 у начальника УФО не имелось, и обоснованно возложил обязанность на указанное должностное лицо повторно рассмотреть вопрос о согласовании названного проекта приказа.
Вопреки доводу жалобы, сведений о получении административным истцом извещений о предложенных ему жилых помещениях, не имеется, а из сообщения начальника отделения (территориальное, г. Тверь) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ видно, что большинство имеющихся на территории <данные изъяты> Тверской области жилых помещений специализированного фонда находится в неудовлетворительном состоянии.
Кроме того, Скоков не был осведомлен об отзыве документов командиром воинской части в мае 2020 года.
Доводу автора жалобы о том, что ФИО3 пропущен срок обращения с административным исковым заявлением в суд, в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, решение гарнизонного военного суда является правильным, в связи с чем апелляционная жалоба административного ответчика удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Тверского гарнизонного военного суда от 29 июня 2021 года по административному исковому заявлению ФИО3 оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика – без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное определение изготовлено 29 сентября 2021 года.
Председательствующий
Судьи