АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-156/2020
Заслушав доклад судьи Шнорра А.Г., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и поступивших на неё возражений, исследовав материалы административного дела, окружной военный суд
установил:
ФИО1 проходит военную службу по контракту в войсковой части <№> в должности <...>.
В августе 2019 года, в связи с предстоящим увольнением с военной службы в запас по истечении срока контракта, ФИО1 обратился по команде к командиру войсковой части <№> с рапортом о направлении его на профессиональную переподготовку в Омский автобронетанковый инженерный институт – филиал Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва по гражданской специальности «Организация и эксплуатация транспортных средств» со сроком обучения 4 месяца с 3 сентября 2019 года. Вместе с тем, командир войсковой части <№> своим решением отказал ФИО1 в реализации его рапорта в связи с наличием в послужном списке личного дела последнего записи о прохождении им в период с 1 июня по 30 ноября 2011 года профессиональной переподготовки в Государственном образовательном учреждении (далее по тексту – ГОУ) «Омский региональный центр профессиональной переподготовки офицеров запаса» по специальности «Менеджер».
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в Омский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия командиров войсковых частей <№> и <№>, связанных с отказом в реализации его рапорта о направлении на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей, обязав указанных воинских должностных лиц повторно рассмотреть данный рапорт.
Определением Омского гарнизонного военного суда от 13 декабря 2019 года производство по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 в части оспаривания действий командира войсковой части <№>, связанных с отказом в реализации его рапорта о направлении на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей и возложении на указанное воинское должностное лицо обязанности повторного рассмотрения данного рапорта, прекращено в связи с отказом административного истца от заявленных требований и принятия судом такого отказа.
Решением Омского гарнизонного военного суда от 13 декабря 2019 года удовлетворении требований административного иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца ФИО2 просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных ФИО1 требований.
Так, автор жалобы, со ссылкой на нормы действующего законодательства, регулирующего правовые основания, условия и порядок прохождения военнослужащими профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей, утверждает, что административный истец своё право на прохождение такой переподготовки в установленном порядке не реализовал. ФИО1 в 2011 году, в связи с предстоящим увольнением с военной службы, которое в последующем не состоялось, действительно прошёл обучение в ГОУ «Омский региональный центр профессиональной переподготовки офицеров запаса» по специальности «Менеджер». Однако данное обучение он прошёл в разрешительном порядке, а не в порядке, установленном приказом Министра обороны РФ от 18 марта 2009 года № 95. При этом ФИО1 прошёл обучение в ГОУ «Омский региональный центр профессиональной переподготовки офицеров запаса», которое не относится к числу военных образовательных учреждений, реализующих соответствующие профильные программы обучения, и за счёт собственных средств.
Представитель административного ответчика ФИО3 в поданных на апелляционную жалобу возражениях просит решение Омского гарнизонного военного суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших не неё возражений, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.
Так, в соответствии с ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет пять лет и более (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования), в год увольнения с военной службы по истечении срока военной службы имеют право пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей без взимания с них платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия в порядке и на условиях, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти и федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), продолжительностью до четырёх месяцев. В случае увольнения указанных военнослужащих с военной службы в период обучения они имеют право на завершение учебы бесплатно.
Из содержания данной правовой нормы следует, что предметом её регулирования является определённая социальная гарантия, направленная на адаптацию военнослужащего после увольнения военной службы и реализацию его права на труд посредством предоставления возможности получения специальности, повышающей его конкурентоспособность на рынке труда. При этом данная норма в равной мере распространяется на всех военнослужащих, относящихся к указанным в ней категориям и возможности произвольного применения её положений не предполагает.
В силу п. 1 Порядка и условий профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей отдельных категорий военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, утверждённого приказом Министра обороны РФ от 21 октября 2015 года № 630 (далее по тексту – Порядок), профессиональная переподготовка по одной из гражданских специальностей отдельных категорий военнослужащих - граждан РФ, проходящих военную службу по контракту, осуществляется военной образовательной организацией высшего образования Министерства обороны РФ по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки продолжительностью до четырех месяцев. Реализация программы профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
Военнослужащие, увольняемые с военной службы по истечении срока военной службы, изъявившие желание пройти профессиональную переподготовку, подают рапорт командирам (начальникам) воинских частей не ранее чем за год до истечения срока контракта с учётом сроков, обеспечивающих их направление на профессиональную переподготовку во время прохождения военной службы (п. 4 Порядка).
В воинской части составляются: списки военнослужащих, изъявивших желание пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей в образовательных организациях; сведения о численности военнослужащих, изъявивших желание пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей в образовательных организациях. Из воинской части списки с приложением к ним копий документов об образовании военнослужащих представляются в образовательные организации, а сведения – в порядке подчинённости в кадровый орган вида Вооружённых Сил. Кадровым органом на основании представленных воинскими частями сведений формируются обобщенные сведения о численности военнослужащих, изъявивших желание пройти профессиональную переподготовку в образовательных организациях, которые направляются в Главное управление кадров Министерства обороны. Расчёт распределения учебных мест в образовательных организациях разрабатывается Главным управлением кадров Министерства обороны по каждому набору военнослужащих. Выписки из расчёта распределения после его утверждения начальником Главного управления кадров Министерства обороны РФ высылаются в кадровые органы (п. 5-6 Порядка).
Военнослужащим, которым уведомлением определена очная или очно-заочная форма обучения в образовательной организации, командир (начальник) воинской части выдает направление и издаёт приказ о направлении военнослужащего на профессиональную переподготовку (п. 8 Порядка).
Военнослужащие, направляемые на профессиональную переподготовку, включаются в списки, которые представляются командиром (начальником) воинской части в кадровый орган в порядке подчиненности. Кадровым органом на основании этих списков формируются сведения о численности военнослужащих, направляемых на профессиональную переподготовку, которые представляются в Главное управление кадров Министерства обороны. Военнослужащие, обучающиеся по программам профессиональной переподготовки, в период обучения считаются прикомандированными от воинских частей. Расходы, связанные с обучением военнослужащих по программам профессиональной переподготовки, входят в смету расходов образовательной организации (п. 9-11 Порядка).
Военнослужащие имеют право пройти профессиональную переподготовку только по одной из гражданских специальностей и только в одной образовательной организации. После обучения военнослужащего кадровые органы производят запись о прохождении профессиональной переподготовки с указанием полного наименования образовательной организации, номера диплома и даты его выдачи в послужном списке личного дела военнослужащего (п. 15 Порядка).
Аналогичные по своей сути и содержанию положения о прохождении профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей были предусмотрены Порядком и условиями профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, утверждённым приказом Министра обороны РФ от 18 марта 2009 года № 95, действовавшим до вступления в законную силу вышеуказанного приказа Министра обороны РФ.
Таким образом порядок и условия направления военнослужащего для прохождения профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей являются исчерпывающими.
Согласно Перечню военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, утверждённых распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2004 года № 1404-р, Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва, филиалом которого является Омский автобронетанковый инженерный институт, входит в их число.
Между тем, согласно Уставу образовательного учреждения ГОУ «Омский региональный центр профессиональной переподготовки офицеров запаса» является государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования, организует свою образовательную деятельность при ГОУ «Омский государственный педагогический университет» и в вышеуказанный перечень не входит.
Из материалов дела следует, что ФИО1, имеющий квалификацию «Инженер путей сообщения» по специальности «Мосты и транспортные тоннели» и проходящий военную службу по контракту в войсковой части <№>, в связи с предстоящим увольнением с военной службы по истечении срока контракта, в августе 2019 года обратился с рапортом по команде к командиру войсковой части <№> о направлении его на профессиональную переподготовку в Омский автобронетанковый инженерный институт – филиал Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва, расположенный в городе Омске, по выбранной им программе обучения «Организация и эксплуатация транспортных средств», сроком на четыре месяца с 3 сентября 2019 года.
Согласно сообщению командира войсковой части <№> от 19 августа 2019 года на имя ФИО1, рапорт административного истца оставлен без реализации ввиду того, что в послужном списке его личного дела имеется запись о прохождении в период с 1 июня по 30 ноября 2011 года профессиональной переподготовки в ГОУ «Омский региональный центр профессиональной переподготовки офицеров запаса» по специальности «Менеджер», что свидетельствует о прохождении соответствующей переподготовки. Таким образом, командование войсковой части 55026 считает, что право на профессиональную переподготовку ФИО1 реализовано.
В то же время из материалов дела следует, что 20 мая 2011 года ФИО1, будучи зачисленным в распоряжение командира войсковой части <№>, в связи с предстоящим увольнением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, обращался к командиру названной воинской части с рапортом, в котором просил разрешения пройти обучение на курсах профессиональной переподготовки в ГОУ «Омский региональный центр профессиональной переподготовки офицеров запаса» за счёт собственных средств, который был удовлетворён. Приказ об убытии ФИО1 для прохождения обучения командованием воинской части не издавался, обучение проходило по дистанционной форме без предоставления отпуска, то есть в личное время военнослужащего. Факт прохождения обучения подтверждается копией диплома и записью в послужном списке личного дела административного истца. В последующем приказы командования об увольнении ФИО1 с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и исключении его из списков личного состава части были отменены, как незаконно изданные.
При этом в материалах дела каких-либо данных, свидетельствующих о направлении ФИО1 в 2011 году на профессиональную переподготовку в порядке, установленном приказом Министра обороны РФ от 18 марта 2009 года № 95, не имеется.
Из приведенных выше норм следует, что право военнослужащего на прохождение профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей реализуется исключительно в порядке, утверждённом приказом Министра обороны РФ от 21 октября 2015 года № 630 (ранее приказом Министра обороны РФ от 18 марта 2009 года № 95), в военной образовательной организации высшего образования Министерства обороны РФ и без взимания платы за обучение.
При изложенных обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что административный истец в 2011 году реализовал своё право на прохождение профессиональной переподготовки, поскольку самостоятельно принял решение о её прохождении по избранной им форме, суд апелляционной инстанции считает ошибочным, поскольку ФИО1 прошёл обучение в ГОУ «Омский региональный центр профессиональной переподготовки офицеров запаса», не являющимся военной образовательной организацией высшего образования Министерства обороны РФ, за счёт собственных средств, в личное время, в связи с чем его право на прохождение профессиональной переподготовки в установленном порядке нельзя считать реализованным. Наряду с этим, следует учесть, что вышеприведённые нормативные положения не содержат норм, позволяющих командирам воинских частей произвольно трактовать обстоятельства, которые, по их мнению, указывают на реализацию военнослужащим своего права на прохождение профессиональной переподготовки.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали законные основания для отказа в удовлетворении административного искового заявления, поскольку обстоятельства, на основании которых принято обжалуемое решение, материалами дела не подтверждены.
Исходя из вышеизложенного, решение Омского гарнизонного военного суда от 13 декабря 2019 года подлежит отмене на основании п. 3 и 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, то есть вследствие несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам административного дела, а также ввиду нарушения норм материального права, с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
В качестве способа восстановления нарушенного права административного истца суд апелляционной инстанции руководствуется положениями п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ и считает необходимым обязать командира войсковой части <№> установленным порядком направить ФИО1 на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей.
Поскольку административное исковое заявление ФИО1 удовлетворено, то согласно ст. 111 КАС РФ, ему подлежат возмещению понесённые судебные расходы в связи с оплатой государственной пошлины при подаче административного искового заявления и апелляционной жалобы в сумме 450 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Омского гарнизонного военного суда от 13 декабря 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части <№><...> ФИО1 отменить и принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Действия командира войсковой части <№>, связанные с отказом в направлении ФИО1 на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей, признать незаконными.
Обязать командира войсковой части <№> установленным порядком направить ФИО1 на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей.
Взыскать с Федерального казённого учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Омской области» в пользу ФИО1 понесённые им судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 450 (четырёхсот пятидесяти) рублей.
Об исполнении решения командиру войсковой части <№> сообщить в Омский гарнизонный военный суд и ФИО1 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Председательствующий А.А. Рябков
Судьи А.Г. Шнорр
Д.Н. Кузнеченков