Председательствующий по делу Сидельников М.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-188
4 марта 2021 г. г. Москва
Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего – Попова В.В.,
судей: Павленка С.В. и Дзадзиева Д.А.,
при помощнике судьи Файзуллине Р.Х., с участием представителя административного истца Пославского А.В., а также представителя административных ответчиков: командира и жилищной комиссии войсковой части № Рамазанова Р.Т. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-137/2020 по апелляционной жалобе представителя административных ответчиков Гореловой Т.М. на решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 30 октября 2020 года, которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части № майора Тюрькина Сергея Ивановича об оспаривании решения командира и жилищной комиссии указанной воинской части об изменении способа обеспечения жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А., объяснения представителя административных ответчиков в обоснование апелляционной жалобы, а также представителя административного истца, возражавшего против её удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Тюрькин поступил на военную службу по контракту в ноябре 1998 года и проходит её в г. Сарове Нижегородской обл., где в августе 2012 года был обеспечен на состав семьи 1 человек служебным жилым помещением.
2 августа 2019 года административный истец, как достигший общей продолжительности военной службы более 20 лет, на основании решения жилищной комиссии войсковой части № принят составом семьи 4 человека (он, супруга, брак с которой заключен в 2000 году, и двое детей) на учет нуждающихся жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Желая изменить способ обеспечения жилым помещением на предоставление его в собственность бесплатно, 31 июля 2020 года Тюрькин обратился к командиру воинской части с соответствующим заявлением.
Решением жилищной комиссии войсковой части № от 11 августа 2020 года, оформленным протоколом заседания № 33, данное заявление военнослужащего было удовлетворено. В мотивировочной части решения комиссия также указала, что поскольку решением Саровского городского суда Нижегородской области от 12 марта 2020 года супруга и дети административного истца, зарегистрированные по месту жительства в жилом помещении, предоставленном в 1993 году по ордеру его теще в г. Сарове, признаны утратившими право пользования названной квартирой, то Тюрькин может быть обеспечен жилым помещением общей площадью от 72 до 81 кв.м. за вычетом 21,9 кв.м., ранее приходившихся на членов его семьи.
Полагая, что его супруга и дети утратили право пользования данной квартирой ещё в 2012 году, в связи с чем она не должна учитываться при реализации им своих жилищных прав, Тюрькин обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение жилищной комиссии войсковой части № от 11 августа 2020 года, оформленное протоколом заседания № 33, в части указания об уменьшении нормы предоставления ему площади жилого помещения на 21,9 кв.м., а также обязать указанную жилищную комиссию данное решение в названной части отменить.
Суд первой инстанции административное исковое заявления Тюрькина удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель административных ответчиков, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы её автор, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, указывает, что при принятии оспариваемого решения жилищная комиссия руководствовалась требованиями Порядка учета военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного приказом Росгвардии от 3 сентября 2019 года № 301 (далее – Порядок), согласно которому в Федеральной службе ведется реестр военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, где отражается потребность принятых на жилищный учёт военнослужащих в общей площади жилого помещения.
Обращает внимание на то, что в настоящее время в отношении всех военнослужащих войск национальной гвардии, принятых на жилищный учет, Департамент строительства Росгвардии ведет указанный реестр, информация из которого размещается на официальной сайте Росгвардии в сети Интернет.
Считает, что указание на норматив общей площади жилого помещения в протоколе жилищной комиссии носит обязательный характер, так как в силу Порядка предоставления военнослужащим войск национальной гвардии Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, утвержденного приказом Росгвардии от 28 сентября 2018 года № 431, жилые помещения распределяются согласно реестру.
Полагает, что поскольку супруга и дети административного истца на основании решения суда признаны утратившими право пользования жилым помещением, в котором до 2020 года они были зарегистрированы, то жилищная комиссия пришла к верному выводу о необходимости учесть при выделении Тюрькину жилого помещения данное обстоятельство в виде уменьшения предоставляемой общей площади (в пределах пятилетнего срока со дня их выселения).
Отмечает, что поскольку административный истец до 2020 года к командованию воинской части с рапортом о регистрации членов его семьи по адресу служебной квартиры или воинской части не обращался, то и нет оснований полагать, что регистрация его супруги и детей в квартире тещи носила лишь формальный характер, а право пользования данным жильем они с 2012 года не имели.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Из системного толкования пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и части 8 статьи 57 ЖК РФ следует, что определение нормы жилого помещения, подлежащей предоставлению находящемуся на жилищном учете военнослужащему и членам его семьи, в том числе с учётом гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, производится при предоставлении гражданину жилого помещения.
Как усматривается из имеющихся в материалах дела доказательств, 11 августа 2020 года жилищная комиссия войсковой части № вынесла решение, оформленное протоколом заседания № 33, об изменении способа обеспечения Тюрькина жилым помещением – с предоставления жилого помещения по договору социального найма на предоставление такового в собственность бесплатно, указав при этом на уменьшение нормы предоставления на 21,9 кв.м.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что 11 августа 2020 года жилищная комиссия воинской части лишь разрешила вопрос об изменении способа обеспечения Тюрькина с членами семьи жилым помещением, а не о предоставлении им такового, то, вопреки доводам жалобы, действия жилищного органа в части уменьшения общей площади причитающегося административному истцу жилья на 21,9 кв.м ввиду явной преждевременности и недопустимости разрешения не наступивших фактических правоотношений сторон исходя из требований действующего на настоящий момент законодательства, являются незаконными.
Доводы автора жалобы об обратном судебная коллегия находит основанными на неправильном понимании норм действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, ч. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 30 октября 2020 года по административному исковому заявлению Тюрькина Сергея Ивановича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя командира и жилищной комиссии войсковой части № Гореловой Т.М. – без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 марта 2021 года.
«Подписи»