ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-21/1404-Б от 14.01.2021 2-го Западного окружного военного суда (Город Москва)

Председательствующий по делу Пешков А.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а –21/1404-б

город Москва

Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:

председательствующего – Караблина А.А.,

судей: Масенина П.Е., Уланова А.Е.,

с участием помощника судьи Ткаченко А.А., административного истца и его представителя Бобрышева В.А., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-485/2020 по апелляционной жалобе административного истца на решение Московского гарнизонного военного суда от 6 октября 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации <данные изъяты> Немчика ФИО8 об оспаривании действий Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации (далее – ДЖО), связанных с распределением жилого помещения и переводом на жилищную субсидию для приобретения или строительства жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Уланова А.Е., объяснения административного истца и его представителя в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

как видно из решения суда и материалов дела, извещением Департамента от 24 июля 2020 года Немчику на состав семьи из 7 человек с учетом права на дополнительную площадь и имеющейся жилой площади 66 кв.м распределена квартира общей площадью 89,2 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>.

4 сентября 2020 года Немчик отказался от ее получения.

В связи с этим, решением Департамента № от 18 сентября 2020 года внесены изменения в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, и установлено в качестве формы обеспечения жильем – предоставление Немчику жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.

Будучи несогласным с указанными действиями, Немчик обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения требований, просил:

- признать незаконным распределение Департаментом ему на состав семьи из 7 человек с учетом права на дополнительную площадь и имеющегося социального жилья 66,0 кв.м, жилого помещения в виде отдельной трехкомнатной квартиры общей площадью 89,2 кв.м, на 12 этаже по адресу: <адрес>;

- признать незаконным решение Департамента от 18 сентября 2020 года № о внесении изменений в единый реестр военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях, и установление в качестве формы обеспечения жильем – предоставление ему жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения;

- обязать ДЖО предоставить ему на состав семьи в количестве 7 человек (с учётом права на дополнительную площадь и имеющегося социального жилья 66,0 кв.м) жилые помещения, пригодные для постоянного проживания в доме, введённом в эксплуатацию в г. Москве, в виде двух отдельных жилых помещений – однокомнатной и двухкомнатной квартир, соответственно, общей площадью не менее 40 кв.м, (однокомнатная) и 60 кв.м, (двухкомнатная) (без учёта площади балконов, лоджий, веранд и террас) в пределах нормы предоставления жилой площади по адресу: г. Москва, ул. Левобережная, д. 4. корп. 24, с оплатой излишков площади за счёт собственных денежных средств;

- взыскать с Департамента в его пользу компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей;

- взыскать с Департамента в его пользу расходы по оплате услуг представителя в размере 50000 рублей, стоимости почтовых отправлений с заявлениями в адрес Департамента в размере 458 руб. 48 коп., и сумму уплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей.

Определением гарнизонного военного суда от 6 октября 2020 года принят отказ Немчика в части требований, в которых он просил признать, что со стороны уполномоченных органов Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих обеспечение реализации мер социальной защиты военнослужащих и членов их семей в части жилищного обеспечения, в отношении него существенно нарушены условия контракта; признать, что в отношении него ДЖО нарушен порядок предоставления жилых помещений, установленный п. 1 ст. 57 ЖК РФ; и признать, что распределение ДЖО ему жилой площади без его согласия в городе Москве с учетом имеющийся жилой площади в муниципальной квартире в пос. Нахабино, Московской области, полученной по ордеру в 1994 году, не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации по предоставлению жилых помещений в г. Москве; признать, что, будучи принятым на жилищный учет до вступления в силу ЖК РФ, он является нуждающимся в улучшении жилищных условий, а поэтому жилищная субсидия может быть предоставлена только с его согласия; признать его право и право членов его семьи на получение дополнительно к имеющейся жилой площади в муниципальной квартире в пос. Нахабино, Московской области отдельных (обособленных) жилых помещений в городе Москве в пределах совокупной жилой площади и, при необходимости, оплаты ее излишков.

Решением гарнизонного военного суда от 6 октября 2020 года в удовлетворении административного искового заявления Немчика об оспаривании действий ДЖО, связанных с распределением ему жилого помещения и переводом на жилищную субсидию отказано.

В апелляционной жалобе административный истец просит решение гарнизонного военного суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении административного иска.

Указывает, что суд неполно и неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, в частности, не учел то, что имеющаяся у него квартира по социальному найму получена в 1994 году, то есть до вступления в силу Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и не находится в его собственности.

Полагает, что нормы этого закона не применимы к нему, а ему должна была предоставлена жилая площадь по месту прохождения военной службы в г. Москве с даты принятия его на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения с 16 июля 2004 года.

Обращает внимание на то, что квартира № , расположенная по адресу <адрес>, распределена ему предварительно в доме, который не был достроен и не введен в эксплуатацию, и такое предварительное распределение не предусмотрено законодательством.

Указывает, что в мае 2016 года в заявлении в ДЖО он указал об утрате интереса к этой квартире.

Утверждает, что на его обращения в ДЖО от 11 и 14 июня 2020 года ответы им не получены, а в письме ДЖО от 16 июля 2020 года указано, что ему в 2020 году будет предоставлено жилое помещение, от которого он ранее отказался.

Обращает внимание на то, что он не согласен с определением судьи гарнизонного военного суда от 3 сентября 2020 года об отказе в применении мер предварительной защиты, но указывает, что это определение им не обжаловалось.

Утверждает, что ему не было предоставлено время для обжалования определения суда от 6 октября 2020 года.

Указывает, что гарнизонным военным судом не рассмотрено его требование о вынесении частного определения в адрес ДЖО.

Обращает внимание на то, что в решении ДЖО от 24 июля 2020 года необоснованно указано, что жилое помещение в пос. Нахабино находится у него в собственности, а не по договору социального найма.

Указывает, что он не обращался в ДЖО с отдельным заявлением о предоставлении жилого помещения в г. Москве с одноаременным оставлением в его пользовании жилого помещения в п. Нахабино.

Полагает, что судом первой инстанции не учтено, что в 2015 году он достиг предельного возраста пребывания на военной службе и ему с 2004 года жилые помещения в г. Москве не предлагались.

Обращает внимание на то, что он не высказывал желание быть обеспеченным жилым помещением в г. Москве в виде трехкомнатной квартиры, а просил обеспечить его двумя квартирами - однокомнатной и двухкомнатной.

Утверждает, что он не высказывал желания быть обеспеченным жилым помещением в г. Москве с учетом имеющегося жилья в пос. Нахабино, и не давал на это своего согласия, в связи с чем решение ДЖО от 18 сентября 2020 года № является незаконным.

Полагает, что распределение ему трехкомнатной квартиры № по по адресу <адрес> нарушает права его и членов его семьи.

Указывает, что дом, в котором ему предоставлена квартира, не был принят управляющей организацией, и он не мог вселиться в предоставленную ему квартиру.

Высказывает несогласие с указанием в решении ДЖО о том, что отсутствие управляющей организации не является основанием для предоставления жилого помещения и ссылается на письмо ДЖО от 21 августа 2020 года, в котором указано, что это жилое помещение будет ему предоставлено после принятия жилого дома в управление управляющей организацией.

Полагает, что в соответствии с п. 19 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» он не мог быть переведен на жилищную субсидию, поскольку это возможно лишь в отношении военнослужащих, принятых на жилищный учет после 1 марта 2005 года.

Обращает внимание на то, что решение ДЖО нарушает права его супруги – военнослужащей имеющей общую продолжительность военной службы более 10 лет.

Утверждает, что его требование о предоставлении однокомнатной и двухкомнатной квартир в г. Москве не реализовано по независящим от него обстоятельствам.

Полагает, что ему необоснованно отказано во взыскании компенсации морального вреда, а также судебных расходов.

Обращает внимание на то, что судом первой инстанции не определены полномочия Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации.

Высказывает несогласие с определением судьи от 19 октября 2020 года об отказе в удовлетворении замечаний на протокол судебного заседания.

Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Как указано в п. 19 ст. 15 Закона военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, гражданам, уволенным с военной службы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия.

Пунктом 13 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280 установлено, что военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, после получения извещений, указанных в пункте 12 настоящей Инструкции, при их согласии с предоставлением распределенных жилых помещений в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган согласие с предоставлением распределенного жилого помещения, оформленное в корешке № 1 к извещению о распределении жилого помещения по рекомендуемому образцу согласно приложению № 6 к настоящей Инструкции и в тридцатидневный срок с даты получения извещения направляют сведения, указанные в подпункте «и» пункта 1 настоящей Инструкции по состоянию на дату выписки извещения, а также копии документов, удостоверяющих личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов). При несогласии военнослужащих с предоставлением распределенных жилых помещений они в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган отказ от предоставления распределенных жилых помещений, оформленный в корешке № 2 к извещению о распределении жилого помещения по рекомендуемому образцу согласно приложению № 6 к настоящей Инструкции.

В случае непоступления от военнослужащих, которым направлены извещения о распределении жилых помещений, согласия с предоставлением распределенных жилых помещений, в течение пяти дней с даты поступления в уполномоченный орган уведомления о вручении извещений военнослужащим указанные жилые помещения распределяются между другими военнослужащими, принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Как указано в п. 6 Порядка организации деятельности по предоставлению военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 25 января 2016 года № 20 при несогласии военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) с предоставлением распределенных жилых помещений они в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган (специализированную организацию) отказ от предоставления распределенных жилых помещений, оформленный по рекомендуемому образцу (приложение № 1 к настоящему Порядку) или в произвольной форме.

Военнослужащим (гражданам, уволенным с военной службы), указанным в абзаце шестом настоящего пункта, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, предоставляется субсидия для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с пунктом 19 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

В случае непоступления от военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы), которым направлены извещения, согласия с предоставлением распределяемых жилых помещений в течение пяти дней с даты поступления в уполномоченный орган (специализированную организацию) уведомления о вручении извещений военнослужащим (гражданам, уволенным с военной службы) указанные жилые помещения распределяются между другими военнослужащими (гражданами, уволенными с военной службы), принятыми на учет.

Требования военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) о предоставлении жилого помещения в конкретном месте, доме, на этаже, по конкретному адресу, с определенным количеством комнат, определенного количества жилых помещений, не соответствующие нормам федерального законодательства, удовлетворению не подлежат.

Как видно из материалов дела, Немчик проходит военную службу с 1982 года, в том числе по контракту с 1994 года. С 2004 года проходит службу в г. Москве. Заключением ВВК от 30 июня 2020 года признан негодным к военной службе. На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит в г. Москве с 16 июля 2004 года. Состав семьи 7 человек.

Из копии ордера, выписки из домовой книги и копии финансового лицевого счета следует, что Немчик и члены его семьи (всего 7 человек) проживают в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 66 кв.м.

Извещением Департамента о предварительном распределении жилого помещения от 19 ноября 2014 года Немчику на состав семьи из 7 человек с учетом права на дополнительную площадь и имеющейся у него у него жилой площади 66 кв.м, распределена квартира общей площадью 89,2 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>. С распределением жилого помещения 5 декабря 2014 года Немчик и члены его семьи были согласны, что следует из расписки в корешке № 1 извещения.

В мае 2016 года в заявлении в ДЖО он указал об утрате интереса к этой квартире.

В заявлениях в ДЖО от 11 и 14 июня 2020 года он просил о распределении ему в дополнение к имеющейся у него жилой площади двух квартир – однокомнатной и двухкомнатной, а поэтому его утверждение о том, что он не просил обеспечить его жилой площадью в виде двух квартир, не соответствует материалам дела.

Как указывалось выше, извещением Департамента от 24 июля 2020 года Немчику на состав семьи из 7 человек с учетом права на дополнительную площадь и имеющейся жилой площади 66 кв.м распределена квартира общей площадью 89,2 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, что соответствует норме предоставления жилого помещния.

Из корешка № 2 Извещения Департамента и приложенного к нему дополнения следует, что Немчик выразил отказ от предоставления ему распределенного жилого помещения, поскольку оно не соответствует требованиям установленным законодательством Российской Федерации, при его распределении не учтены интересы его семьи, не разрешена просьба о предоставлении в дополнение к имеющейся в пользовании квартиры двух отдельных квартир (одно- и двухкомнатной), указано о наличии у него жилого помещения в Нахабино в собственности.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости 3 июля 2020 года на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, оформлено право собственности Российской Федерации на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 30 января 2020 года № 77-77211100-1835-2026-153, выданного Департаментом строительства Министерства обороны Российской Федерации.

Как следует из обращений административного истца в адрес Департамента от 27 мая 2016 года, от 11 и 14 июня 2020 года, он просил Департамент предоставить ему квартиру, пригодную для проживания, в доме, введенном в эксплуатацию в г. Москве, в виде двух отдельных квартир (двухкомнатной и однокомнатной) на верхних этажах в дополнение к имеющейся муниципальной квартире.

Поэтому суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что предоставленное ему извещением ДЖО от 24 июля 2020 года жилое помещение, является пригодным для постоянного проживания, и соответствует нормам предоставления. является законным, а отказ Немчика от него является необоснованным.

Указание в решении суда о том, что жилое помещение в пос. Нахабино находится в собственности административного истца, а не по договору социального найма, не может свидетельствовать о незаконности решения суда, так как Немчик в обращениях в ДЖО неоднократно указывал, что просит обеспечить его жилым помещением в дополнение к имеющемуся у него жилому помещению, площадью. 66 кв.м в п. Нахабино.

Замечания Немчика на протокол судебного заседания рассмотрены и обоснованно отклонены.

Вопреки утверждению в жалобе, не свидетельствует о незаконности решения гарнизонного военного суда и то обстоятельство, что решение о переводе его на жилищную субсидию принято Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, а полномочия Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерстве обороны Российской Федерации, который создан в настоящее время, на момент рссмотрения жилого помещения не определены. При этом, в уточненных требованиях Немчик оспаривал именно действия Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации по принятию решений.

Вопреки утверждению в апелляционной жалобе, решение суда не нарушает прав его супруги, поскольку данных о том, что она принята на жилищный учет не в качестве члена семьи административного истца, а самостоятелено, в деле не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Московского гарнизонного военного суда от 6 октября 2020 года по административному исковому заявлению Немчика ФИО8 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть продана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.

Мотивированное определение составлено 21 января 2021 года.

Председательствующий

Судьи