ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-243 от 18.03.2021 2-го Западного окружного военного суда (Город Москва)

Председательствующий по делу Милушечкин А.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-243

18 марта 2021 г.

г. Москва

Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:

председательствующего -

Тюмина С.Ю.,

судей:

Богдашова Д.А., Манохина В.В.,

с участием помощника судьи Скакун О.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-120/2020 по апелляционной жалобе представителя административного истца Цымбалюка В.В. на решение Брянского гарнизонного военного суда от 13 ноября 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части старшины Переднева Владимира Александровича об оспаривании решения начальника отделения (территориальное, г. Брянск) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – отделение) об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Заслушав доклад судьи Манохина В.В., судебная коллегия

установила:

как видно из решения суда и материалов дела, Переднев, заключивший первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, проходит службу в войсковой части .

В июле 2020 года он обратился с заявлением в отделение о признании его нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма с составом семьи четыре человека (он, супруга, сын и дочь), в чем решением начальника отделения от 28 августа 2020 года № 14-31/10/2020 ему было отказано, в связи с тем, что период службы с 3 июля 2002 года по 20 июля 2011 года в ОВД Дубровского района Брянской области в должности милиционера ППС, в выслугу лет для принятия на жилищный учет включению не подлежит.

Полагая свои права нарушенными, Переднев обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника отделения от 28 августа 2020 года и обязать указанное должностное лицо повторно рассмотреть вопрос о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Суд в удовлетворении административного искового заявления Передневу отказал.

В апелляционной жалобе представитель административного истца, не соглашаясь с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления.

В обоснование жалобы, ссылаясь на ст. 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» считает, что периоды службы в органах внутренних дел в календарном исчислении засчитываются в стаж военной службы. При этом в названной норме не содержится никаких оговорок, изъятий или исключений относительно того, для каких конкретно целей указанные периоды службы засчитываются в стаж военной службы.

Отмечает, что правовой смысл взаимообусловленных положений п. 5 ст. 2, абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон) и ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» указывает на то, что понятие «военная служба» не предполагает ограничиваться зачётом выслуги лет исключительно на должностях в структурах военного ведомства, поскольку к профессиональной служебной деятельности, характеризующейся указанным понятием, законодательством отнесена деятельность, например, в Службе внешней разведки РФ, в органах военной прокуратуры, в военных следственных органах Следственного комитета РФ, которые не входят в штатную структуру Министерства обороны РФ, и не имеет ничего общего с военной службой по контракту или по призыву в Вооружённых Силах РФ.

Приводя положения абз. 13, 17 пункта 1 ст. 15 Закона, отмечает, что реализация прав военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту, на улучшение жилищных условий в период прохождения ими военной службы должна осуществляться с учётом совокупности норм и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К числу таких социальных гарантий и относится положения части 6 ст. 38 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которым закреплено, что периоды службы в органах внутренних дел в календарном исчислении засчитываются гражданам Российской Федерации в стаж военной службы.

Названная социальная гарантия непосредственно затрагивает случаи, если такие граждане продолжили свою профессиональную деятельность в другом федеральном органе исполнительной власти или в федеральном государственном органе, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Обращает внимание на то, что Переднев и члены его семьи проживают в служебном жилом помещении и не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Административными ответчиками не представлено никаких доказательств, которые опровергали бы наличие у Переднева права быть признанным нуждающимся в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ, а решение должностного лица от 28 августа 2020 года не содержит ссылки на какие-либо конкретные документы, которые не подтверждают право Переднёва состоять на жилищном учёте.

Напротив справкой из войсковой части от 10 сентября 2020 года № 1246 подтверждается, что выслуга лет Переднева в Вооруженных Силах РФ в календарном исчислении рассчитана кадровым органом и составляет 20 лет 1 месяц 17 дней.

Обращает внимание на то, что суд первой инстанции, применил п. 3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года № 512. Однако, постановлением Правительства РФ от 30 октября 2020 года № 1768 указанное выше постановление признано утратившим силу 1 ноября 2020 года.

Кроме того, имеющаяся выслуга лет Переднева и оставшийся его срок службы до достижения предельного возраста, что составляют 15 лет 4 месяца, то есть менее 20 лет и может получиться так, что Переднев и члены его семьи останутся без жилья.

Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.

Согласно абз. 1 п. 1, 15 ст. 15 Закона государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с абз.12 п. 1 ст. 15 Закона военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу, а также государственную службу иных видов.

В силу статьи 1 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» служба в органах внутренних дел является федеральной государственной службой, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены данным федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

В соответствии с настоящим Федеральным законом сотрудникам органов внутренних дел присваиваются специальные звания, установленные по должностям в органах внутренних дел.

Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» определено, что военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также - другие войска), в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

Согласно ст. 2 Закона военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом.

К военнослужащим относятся:

офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;

сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

Доказательств тому, что административный истец в период с 3 июля 2002 года по 20 июля 2011 года проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ, в войсках национальной гвардии РФ, в органах федеральной службы безопасности либо в иных вышеперечисленных органах, формированиях и подразделениях, материалы дела не содержат.

При этом согласно послужному списку Перенев в указанный период проходил службу в ОВД Дубровского района Брянской области на должности милиционера ППС и ему присвоено специальное звание органов внутренних дел, что свидетельствует о том, что административный истец военную службу не проходил.

Из материалов дела видно, что Переднев в период с 13 мая 1999 года по 12 мая 2001 года проходил военную службу по призыву, а в период с 15 августа 2011 года по настоящее время проходит военную службу по контракту.

При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд пришел к верному выводу о законности действий начальника отделения, связанных с отказом в признании его нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма и обоснованно отказал в удовлетворении административного искового заявления.

Доводу автора жалобы, со ссылкой на ст. 38 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», о том, что периоды службы в органах внутренних дел в календарном исчислении засчитываются гражданам Российской Федерации в стаж военной службы, в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.

Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование указанных норм законодательства, которого придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеизложенным основаниям не могут быть признаны обоснованными.

При таких данных судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Брянского гарнизонного военного суда от 13 ноября 2020 года по административному исковому заявлению Переднева Владимира Александровича оставить без изменения, а апелляционную жалобу его представителя Цымбалюка В.В. – без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 марта 2021 года.

Председательствующий

Судьи