ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-278 от 05.03.2020 2-го Западного окружного военного суда (Город Москва)

Председательствующий по делу Фролов С.П.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-278

г. Москва

Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:

председательствующего -

Тюмина С.Ю.,

судей:

Лаврентьева В.В., Богдашова Д.А.,

с участием помощника судьи Джаббарова Э.Б., представителей начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ (по Воздушно-космическим силам) (далее – межрегиональное управление) Зотовой Л.Г. и Балёхи А.Г. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе начальника межрегионального управления на решение Курского гарнизонного военного суда от 12 декабря 2019 года, которым удовлетворено административное исковое заявление командира войсковой части об оспаривании выводов, содержащихся в акте проверки финансово-экономической и хозяйственной деятельности воинской части (далее – акт).

Заслушав доклад судьи Богдашова Д.А., объяснения представителей начальника межрегионального управления в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

как видно из решения суда и материалов дела, в период с 13 марта по 23 апреля 2019 года контрольной группой межрегионального управления в войсковой части проведена проверка финансово-экономической и хозяйственной деятельности.

Согласно выводам, содержащимся в составленном по её результатам акте от 23 апреля 2019 года, с 2016 по 2018 год воинской частью, в ведении которой находится аэродром «Курск-Восточный», с казённого предприятия «Курскаэропорт» невзималась плата за полёты и обслуживание сторонних воздушных судов, чем государству причинён ущерб на сумму <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек. Командиру войсковой части предписано в срок до 31 мая 2019 года принять меры по возмещению причинённого государству ущерба.

Не соглашаясь с выявленным нарушением, поскольку воинская часть не является стороной договорных обязательств, административный истец в судебном порядке оспорил приведённые выше выводы и предложения, и просил исключить их из акта.

Суд первой инстанции административный иск удовлетворил.

В апелляционной жалобе начальник межрегионального управления просит решение гарнизонного военного суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

В обоснование этого, излагая обстоятельства дела, указывает, что на основании указаний начальника Генерального штаба Вооружённых Сил - первого заместителя Министра обороны РФ от 13 декабря 2017 года аэродром «Курск-Восточный» закреплён за войсковой частью , а поэтому обязанность по подготовке проекта договора совместного использования аэродрома, продлению срока его действия, оформлению документов об оказании услуг и их направление для оплаты, возложена на командира воинской части. Эта обязанность воинским должностным лицом не исполнялась, оплата предоставляемых аэродромом казённому предприятию услуг в проверяемый период не производилась, что привело к образованию ущерба, который подлежит учёту за войсковой частью . В связи с этим её командир, осуществляющий руководство хозяйственной деятельностью воинской части, должен принять меры к возмещению причинённого государству ущерба.

Считает, что изложенное в акте предложение о принятии мер по возмещению ущерба не обязывает командира воинской части вносить денежные средства на счета Минобороны России и его ответственность не определяет, а потому его права не затрагивает и не нарушает.

Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия исходит из следующего.

В соответствии с подп. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года № 1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ.

В силу подп. «ж» п. 2 постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций в порядке, установленном законодательством РФ закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством РФ.

Приказом Министра обороны РФ от 25 февраля 2014 года № 110 утверждено Положение о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны РФ (далее – департамент).

Департамент имущественных отношений наделен полномочиями по управлению и распоряжению федеральным недвижимым имуществом (кроме вооружения и боеприпасов), находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования у Вооруженных Сил РФ, имуществом подведомственных Министерству обороны РФ федеральных государственных предприятий и федеральных государственных учреждений.

В частности, осуществляет юридические действия по защите прав и законных интересов РФ (в том числе совместно с Департаментом претензионной и судебно-правовой работы Министерства обороны и (или) Правовым департаментом Министерства обороны) при управлении и распоряжении имуществом Вооруженных Сил и его приватизации;

осуществляет мероприятия по закреплению имущества Вооруженных Сил на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за учреждениями и предприятиями, а также дает задания по его использованию;

предоставляет органам военного управления, воинским частям и организациям имущество Вооруженных Сил в безвозмездное пользование в соответствии с законодательством РФ;

заключает, вносит изменения и расторгает от имени Министерства обороны договоры эксплуатации аэродромов совместного базирования и совместного использования, находящихся в ведении Министерства обороны, договоры на наземное обслуживание воздушных судов;

подготавливает и направляет в Департамент претензионной и судебно-правовой работы Министерства обороны РФ информацию об объеме невыполненных обязательств, причинах невыполнения или срыва сроков исполнения обязательств.

По делу установлено, что государственный аэродром «Курск-Восточный» входит в перечень объектов имущества Минобороны России и согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 30 августа 2016 года передан в оперативное управление в структурное подразделение департамента - ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (далее – управление). Доказательств передачи аэродрома в безвозмездное пользование или оперативное управление войсковой части и придание последней статуса обособленного подразделения федерального казённого учреждения – объединённого стратегического командования военного округа, материалы дела не содержат, а внесение 13 декабря 2017 года в Перечень аэродромов (земельных участков) объединений, соединений и воинских частей (организаций) Вооружённых Сил РФ сведений о закреплении аэродрома «Курск-Восточный» за войсковой частью , таким доказательством не является.

Статьей 296 ГК РФ предусмотрено, что учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества, и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Управление является юридическим лицом, имеет в территориальном органе Федерального казначейства лицевой счёт, от своего имени приобретает и осуществляет гражданские права, выступает истцом и ответчиком в суде. К числу видов деятельности управления отнесены, наряду с другими, осуществление действий по защите имущественных и иных прав и законных интересов РФ, представление интересов Министерства обороны РФ в суде в отношении имущества, закреплённого за управлением, в качестве истца, ответчика и заинтересованного лица, формирование документов для принятия Министром обороны РФ и (или) директором департамента решений по вопросам управления, распоряжения и контроля за использованием и сохранностью имущества Вооружённых Сил РФ.

Заключение договоров на совместное использование и наземное обслуживание аэродромов, осуществление контроля за исполнением условий и обязательств по заключённым договорам (Устав ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, утверждённый приказом Врио директора департамента № 2634, 2015г.).

На основании ст. 44 Воздушного кодекса РФ эксплуатация аэродромов совместного базирования и аэродромов совместного использования осуществляется на основе договоров.

Согласно Порядку заключения договоров совместного базирования, совместного использования и наземного обслуживания на аэродромах, находящихся в ведении Министерства обороны РФ, утверждённому приказом Министра обороны РФ от 24 августа 2011 года № 1459, федеральное учреждение, подведомственное Министерству обороны РФ, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, при подготовке договора совместного базирования, совместного использования и наземного обслуживания на аэродромах, находящихся в ведении Министерства обороны РФ готовит проект договора, направляет его для согласования в вышестоящий орган военного управления, в ведении которого находится аэродром, в Генеральный штаб, в соответствующее управление (отдел) финансового обеспечения Министерства обороны и организует подписание договора со стороны контрагента.

Материалами дела подтверждается, что такой договор, согласованный с командованием войсковых частей , и , заключался в 2012 году между Минобороны России в лице департамента и казённым предприятием «Курскаэропорт» на срок один год и далее не продлевался.

В обоснование оспариваемых выводов акта контрольная группа межрегионального управления сослалась на то, что причинённый государству ущерб образовался из-за невзимания командиром войсковой части платы за предоставление услуг казённому предприятию «Курскаэропорт» в 2016-2018 годах. Командованием воинской части мер, направленных на продление срока действия вышеуказанного договора, не принималось, проект нового договора с заинтересованными лицами не согласовывался, учёт оказанных услуг не вёлся и акты выполненных работ не подписывались.

Судом установлено, что по договору совместного использования аэродрома, заключённому в 2012 году между Минобороны России в лице департамента и казённым предприятием «Курскаэропорт», денежные средства перечислялись на счёт Министерства обороны РФ через ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Курской и Белгородской областям». Войсковая часть стороной договорных обязательств не являлась и какие-либо расчёты за оказанные услуги с ней не производились, а в силу ч. 3 ст. 308 ГК РФ обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нём в качестве сторон (для третьих лиц).

В соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками также понимаются неполученные доходы, которые лицо, чье право нарушено, получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно п. 12 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.

Применительно к настоящему делу, для вывода в акте о том, что в результате бездействия командира воинской части возник ущерб и последний обязан принять меры по его возмещению, административному ответчику необходимо было установить нарушение им нормативно-правовых актов, возлагающих на него соответствующие обязанности.

Между тем, анализ вышеприведённых правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, позволяет заключить, что обязанностей по подготовке проекта договора, направления его на согласование и т.д., на командира войсковой части не возложено. Федеральным учреждением, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, воинская часть не является, а ведение учёта оказанных услуг и подписание актов выполненных работ в спорный период в отсутствии заключённого договора совместного использования аэродрома не требовалось.

Его обязанности как командира авиационной части и старшего авиационного начальника аэродрома, перечисленные в Инструкции по организации воинских перевозок воздушным транспортом Вооруженных Сил РФ, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 27 мая 2013 года № 400, таких данных также не содержат.

Заключённый в 2012 году договор, стороной которого воинская часть не выступала, и отсутствие договорных отношений между Министерством обороны РФ и казённым предприятием «Курскаэропорт» в 2016-2018 годах, не предоставляло административному ответчику возможность возлагать на истца обязанность по возмещению ущерба, а несогласованность действий заинтересованных и уполномоченных должностных лиц в договорной работе, основанием к этому также не является.

Кроме этого, учёт ущерба за воинской частью предполагает внесение сведений об этом в книгу учёта недостач войсковой части , что отражено и в протоколе рассмотрения возражений, утверждённом начальником межрегионального управления 29 мая 2019 года, и обязывает командира воинской части обеспечить возмещение причиненного ущерба и привлечь виновных лиц к ответственности.

Вместе с тем денежные средства по ранее заключённому договору перечислялись на расчётный счёт Минобороны России, что само по себе исключает факт причинения ущерба воинской части, а не являясь стороной договора, командир войсковой части лишён возможности принять меры к возмещению причинённого Министерству обороны РФ ущерба. Обязанность по заключению договора совместного использования аэродрома (изменению, расторжению) возложена на департамент и управление, последнее осуществляет контроль над исполнением его условий и обязательств, и в случае их невыполнения, департамент направляет в Правовой департамент Министерства обороны РФ информацию об объеме невыполненных обязательств, причинах невыполнения или срыва сроков исполнения обязательств.

Более того, в материалах дела имеется проект договора совместного использования аэродрома от 29 октября 2019 года, подписанный директором казённого предприятия «Курскаэропорт» и направленный на согласование иным заинтересованным лицам, одним из условий которого является возмещение названным предприятием Минобороны России <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек, за фактически оказанные в период с 2016 по 2018 год услуги.

Принимая во внимание, что исполнение акта проверки финансово-экономической и хозяйственной деятельности части для соответствующего командира войсковой части является обязательным, а межрегиональное управление осуществляет контроль за устранением выявленных нарушений, своевременным и полным возмещением ущерба, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что изложенные в акте выводы нарушают права и законные интересы командира войсковой части , а поэтому обоснованно удовлетворил его административный иск.

Имеющиеся в деле Временная методика о порядке предоставления платных услуг по обслуживанию и обеспечению воздушных судов на аэродромах Военно-воздушных сил, утверждённая главнокомандующим Военно-воздушными силами, и доклад воинских должностных лиц Министру обороны РФ по итогам выполнения поручения, с резолюцией Министра, ссылка на которые имеется в апелляционной жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку эти локальные акты не отнесены к числу нормативных правовых актов, применяемых при разрешении административных дел (ст. 15 КАС РФ).

С учётом изложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены решения гарнизонного военного суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст. 308-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Курского гарнизонного военного суда от 12 декабря 2019 года по административному исковому заявлению командира войсковой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи