ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-324/2021 от 16.09.2021 2-го Восточного окружного военного суда (Забайкальский край)

УИД 75GV0001-01-2021-000265-29

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-324/2021

2-й Восточный окружной военный суд в составе:

председательствующего Гордиенко Ю.А.,

судей Леонтьева О.В. и Гордеевой Е.О.,

при секретаре судебного заседания Ромащенко А.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело № 2а148/2021 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части <№><...> Бакшеева Н.Н. об оспаривании действий начальника территориального отдела «Читинский» филиала «Восточный» федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в принятии на учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по апелляционной жалобе административного истца на решение Читинского гарнизонного военного суда от 7 июля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Гордеевой Е.О., изложившей обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, выслушав выступление представителя административного истца Томилина В.В. в поддержание доводов апелляционной жалобы, окружной военный суд

установил:

приказом командира войсковой части <№> от 11 сентября 2020 года № 130-к <...> Бакшеев Н.Н., досрочно уволенный с военной службы в запас приказом воинского должностного лица от 7 августа 2020 года № 76 <...> (подп. «б» п. 3 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»), с 30 сентября 2020 года исключен из списков личного состава воинской части.

Согласно заявлению от 6 декабря 2020 года Бакшеев Н.Н. обратился в жилищный орган с просьбой о принятии его и членов его семьи <...> на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Решением начальника территориального отдела «Читинский» филиала «Восточный» федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее – Отдел) от 2 февраля 2021 года № 10-20/1 Бакшееву Н.Н. и членам его семьи отказано в принятии на вышеприведенный учет в связи с тем, что соответствующее заявление было подано Бакшеевым Н.Н. 7 декабря 2020 года, то есть после увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части.

Не согласившись с данным решением, Бакшеев Н.Н. оспорил его законность в Читинский гарнизонный военный суд, решением которого от 7 июля 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе Бакшеев Н.Н. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование указывает на то, что 30 сентября 2020 года он был исключен из списков личного состава воинской части и в дальнейшем занимался сбором документов для решения вопроса о признании его нуждающимся в получении жилья, в связи с чем лишь 7 декабря 2020 года он направил соответствующие заявление и документы в жилищный орган.

Ссылаясь на положения Конституции РФ, нормативных правовых и нормативных актов, автор жалобы полагает, что на учет нуждающихся в жилых помещениях подлежат принятию как военнослужащие, так и лица, уволенные в запас, при этом основанием для постановки на соответствующий учет в случае обращения лица с заявлением о предоставлении ему жилья служит приказ об увольнении с военной службы.

Также автор жалобы обращает внимание на то, что срок обращения в жилищный орган с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении не является пресекательным.

Кроме того, Бакшеев Н.Н. утверждает, что суд первой инстанции оставил без внимания сведения о том, когда именно им были получены необходимые для предоставления в жилищный орган документы.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав выступление представителя административного истца Томилина В.В., окружной военный суд приходит к следующему.

Согласно абз. 4 и 7 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон) прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями.

В силу абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 151 Федерального закона.

Согласно п. 2 Правил признания военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 октября 2020 года № 1768, признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченными органами федеральных органов.

В силу п. 11 Правил в отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, заявление и документы, указанные в п. 6 Правил, должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части. Аналогичная норма содержалась и в абз. 3 п. 5 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2011 года № 512, действовавших до 1 ноября 2020 года.

Как следует из материалов дела, Бакшеев Н.Н. первый контракт о прохождении военный службы заключил с Министерством обороны РФ в 2003 году, выслуга лет в Вооруженных Силах РФ в календарном исчислении составила более 18 лет.

7 августа 2020 года административный истец уволен с военной службы на основании подп. «б» п. 3 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», <...> с 30 сентября 2020 года исключен из списков личного состава воинской части.

Таким образом, с учетом вышеприведенных положений закона и обстоятельств дела, Бакшеев Н.Н., подлежащий обеспечению служебным жилым помещением на весь срок военной службы, был вправе при увольнении с военной службы по состоянию здоровья, с учетом выслуги лет, в ходе процедуры увольнения с нее и до исключения из списков личного состава воинской части поставить вопрос об обеспечении его жилищной субсидией или жилым помещением по избранному месту жительства.

Как следует из материалов дела, Бакшеев Н.Н. обратился в жилищный орган с заявлением о признании его и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в декабре 2020 года.

Решением начальника Отдела от 2 февраля 2021 года № 10-20/1 Бакшееву Н.Н. отказано в принятии его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с тем, что лицо обратилось в жилищный орган по данному вопросу после утраты статуса военнослужащего.

Согласно п. 14 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 (далее – Положение), увольнению военнослужащего должен предшествовать комплекс мероприятий, направленных на соблюдение прав военнослужащих, в том числе и жилищных.

Одним из подобных мероприятий является беседа с военнослужащим, в ходе которой, в числе прочего, командованию воинской части надлежит выяснить вопрос нуждаемости военнослужащего в обеспечении жильем.

В случае возникновения у военнослужащего предполагаемого права на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания, предусмотренного абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона, в том числе в связи с увольнением с военной службы по состоянию здоровья при наличии у военнослужащего выслуги более 10 лет в календарном исчислении, на командование возлагается обязанность разъяснить такому военнослужащему о возникшем у него праве и предоставить ему реальное время для реализации им возможности подать соответствующее заявление в жилищный орган для разрешения вопроса о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении (или отказа в принятии на подобный учет) до исключения из списков личного состава воинской части.

Как следует из материалов дела, Бакшеев Н.Н. в суде первой инстанции указывал на то, что командованием воинской части создавались препятствия для получения документов, необходимых ему для предоставления в жилищный орган.

Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что суду первой инстанции для правильного рассмотрения данного административного дела к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика необходимо было привлечь проводившего беседу с военнослужащим командира войсковой части <№> для выяснения вопроса о доведении до Бакшеева Н.Н. необходимой информации относительно возможности его своевременного обращения в жилищный орган, а также вопроса о том, были ли созданы командованием воинской части препятствия для своевременного обращения административного истца в жилищный орган.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 135 КАС РФ к полномочиям суда отнесено разрешение вопроса о вступлении в административное дело других участников процесса, в частности, заинтересованных лиц. При этом п. 7 ст. 6 КАС РФ предусматривает в качестве одного из принципов административного судопроизводства состязательность и равноправие сторон при активной роли суда.

Поскольку судом первой инстанции в рассматриваемом случае к участию в деле не был привлечен указанный выше командир воинской части, при этом допущенное нарушение может существенно повлиять на исход дела, и без его устранения невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, не выяснены юридически значимые для правильного разрешения дела обстоятельства, при этом у суда апелляционной инстанции не имеется полномочий на разрешение вопроса о вступлении в дело лиц, не привлеченных к участию в деле судом первой инстанции, решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое судебное рассмотрение на основании п. 4 ч. 1 ст. 310 КАС РФ (решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле).

При новом рассмотрении дела гарнизонному военному суду надлежит определить круг лиц, участвующих в деле, в соответствии с требованиями положений ст. 221 КАС РФ и гл. 4 КАС РФ, установить все юридически значимые обстоятельства по делу и, руководствуясь законом, подлежащим применению к рассматриваемым правоотношениям, постановить законное и обоснованное решение по административному делу.

С учетом того, что решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд, доводы апелляционной жалобы оценке не подлежат, при этом суду первой инстанции следует учесть данные доводы при новом рассмотрении дела.

Руководствуясь п. 3 ст. 309, п. 4 ч. 1 ст. 310, ст. 311 КАС РФ, окружной военный суд

определил:

решение Читинского гарнизонного военного суда от 7 июля 2021 года по административному делу по административному иску Бакшеева Н.Н. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев с этого дня может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в Кассационный военный суд.

Председательствующий Ю.А. Гордиенко

Судьи: О.В. Леонтьев

Е.О. Гордеева

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 сентября 2021 года.