ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-337/2021 от 23.09.2021 2-го Восточного окружного военного суда (Забайкальский край)

.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-337/2021

23 сентября 2021 года город Чита

2-й Восточный окружной военный суд в составе: председательствующего Гордиенко Ю.А, судей Гордеевой Е.О. и Дуняшина О.О., при секретаре судебного заседания Чернавине А.Н. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело <...> по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 00000 старшего прапорщика запаса Довгия Владимира Владимировича, об оспаривании действий командира войсковой части 00000, связанных с изданием приказа № 111 от 25 марта 2021 года об исключении из списков личного состава воинской части, бездействий командиров воинских частей 00000, 11111 и руководителя федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее – ФКУ «ЕРЦ МО РФ»), выразившихся в невыплатах единовременной выплаты, ежемесячной надбавки за особые достижения в военной службе, специальной социальной выплаты и ежемесячной стимулирующей выплаты за важность выполняемых задач за оказываемую медицинскую помощь (участие в оказании, обеспечение оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), по апелляционным жалобам представителя административного ответчика - ФКУ «ЕРЦ МО РФ» по доверенности Бирюковой О.В., административного истца Довгия В.В., а также представителя административного ответчика – командира войсковой части 11111 по доверенности Карнауховой Н.К. на решение Красноярского гарнизонного военного суда от 12 мая 2021 года.

Заслушав доклад судьи Дуняшина О.О., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционных жалоб и возражений на апелляционную жалобу административного истца, выслушав мнение прокурора - военного прокурора отдела военной прокуратуры Восточного военного округа подполковника юстиции Бузмакова А.И., полагавшего необходимым судебное решение оставить без изменения, окружной военный суд

установил:

Довгий обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что проходил военную службу в войсковой части 00000. На основании указаний вышестоящих должностных лиц в период с апреля по июль 2020 года он находился в командировке, где исполнял обязанности старшей медицинской сестры инфекционного отделения военного госпиталя в г. Новосибирске по оказанию медицинской помощи, лицам у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19). В указанное время административный истец по причине непосредственного взаимодействия с больными получил заболевание (COVID-19). Приказом командира войсковой части 11111 № 26 от 17 марта 2021 года Довгий уволен с военной службы в запас по истечению срока контракта о прохождении военной службы, а приказом командира войсковой части 00000 № 111 от 25 марта текущего года исключён из списков личного состава воинской части с 7 апреля 2021 года.

Полагая свои права нарушенными, Довгий просил суд признать незаконными действия командира войсковой части 00000, связанные с изданием приказа № 111 от 25 марта 2021 года об исключении из списков личного состава воинской части без его согласия, бездействий командиров воинских частей 00000, 11111 и руководителя ФКУ «ЕРЦ МО РФ», выразившихся в невыплатах единовременной выплаты, ежемесячной надбавки за особые достижения в военной службе, специальной социальной выплаты и ежемесячной стимулирующей выплаты за важность выполняемых задач за оказываемую медицинскую помощь (участие в оказании, обеспечение оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также в невнесении в ПИРО «Алушта» надлежащих сведений о данных выплатах.

Решением Красноярского гарнизонного военного суда административное исковое заявление удовлетворено частично. Суд признал незаконными бездействия командира войсковой части 00000 связанные с невыплатой административному истцу единовременной выплаты, ежемесячной надбавки за особые достижения в военной службе, специальной социальной выплаты за оказываемую медицинскую помощь (участие в оказании, обеспечение оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) за период с мая по июль 2020 года, и обязал названное должностное лицо издать приказ о выплате данных денежных средств за указанный период времени, а также обязал командира войсковой части 11111 внести сведения о производстве данных выплат в ПИРО «Алушта», а руководителя ФКУ «ЕРЦ МО РФ» по итогам внесения данных сведений выплатить вышеуказанные денежные средства. Также суд признал незаконными бездействия руководителя ФКУ «ЕРЦ МО РФ», связанные с невыплатой административному истцу ежемесячной стимулирующей выплаты за важность выполняемых задач за оказываемую медицинскую помощь (участие в оказании, обеспечение оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) за период с мая по июль 2020 года, и обязал командира войсковой части 82873 повторно издать приказ о выплате указанных денежных средств, командира войсковой части 11111 внести сведения о производстве данной выплаты в ПИРО «Алушта», а руководителя ФКУ «ЕРЦ МО РФ» по итогам внесения данных сведений выплатить вышеуказанные денежные средства. В удовлетворении остальной части административного иска отказано и в пользу Довгия с ФКУ «УФО МО РФ по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия»» взыскано 300 рублей в счёт возмещения судебных расходов.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика ФКУ «ЕРЦ МО РФ» по доверенности Бирюкова, выражая несогласие с решением суда в части возложенной на данного административного ответчика обязанности, считает его незаконным, принятым с нарушением и неправильным применением судом норм материального права, просит его отменить, в обоснование приводя следующие доводы.

Автор жалобы, проводя собственный анализ действующего законодательства считает, что в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 мая 2020 года № 225ДСП, выплата ежемесячной стимулирующей выплаты военнослужащим и медицинским и иным работникам Вооруженных сил РФ осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств по расходам на денежное довольствие военнослужащих и оплату труда работников. В связи с чем выплата военнослужащим ежемесячной стимулирующей выплаты за важность выполняемых задач за оказываемую медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) производилась за счет бюджетных ассигнований, выделенных из резервного фонда Правительства РФ в рамках реализации распоряжения Правительства РФ от 29 августа 2020 года № 2199-р за апрель-октябрь 2020 года. Ежемесячная стимулирующая выплата за сложность выполняемых задач за оказываемую медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции по Довгому в единую базу данных не вводилась, в связи с чем выплаты ему не производились.

По состоянию на 22 апреля 2021 года лимиты бюджетных обязательств на указанные цели не поступали, в связи с чем в настоящее время ввод сведений об установлении выплат стимулирующего характера за 2021 год в рамках реализации Постановлений от 2020 года заблокирован по причине отсутствия бюджетных ассигнований. На основании этого, 8 апреля 2021 года в адрес Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации направлен запрос о планируемых сроках доведения лимитов бюджетных обязательств за 2021 год, о порядке финансового обеспечения расходов, предусмотренных постановлениями Правительства Российской Федерации и приказами Министра обороны Российской Федерации, ответ на который до настоящего времени не поступил.

В апелляционной жалобе административный истец, выражая несогласие с решением суда, просит его изменить, удовлетворив исковые требования в части признания незаконными действия командира войсковой части 00000, связанные с изданием приказа от 25 марта 2021 года № 111 об исключении его из списков личного состава без его участия и обеспечения установленным денежным довольствием и обязать командира войсковой части 00000 отменить пункт 1 параграфа 1 приказа от 25 марта 2021 года № 111 и восстановить его в списках личного состава воинской части, приводя в обоснование следующие доводы.

Автор жалобы, ссылаясь на федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76 «О статусе военнослужащих», федеральный закон от 7 ноября 2011 года № 306 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (вместе с «Положением о порядке прохождения военной службы»), полагает, что исключение его из списков личного состава воинской части без обеспечения установленным денежным довольствием является незаконным.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика – командира войсковой части <...> по доверенности Карнаухова просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм процессуального права и принять по делу новое решение.

В обосновании ссылаясь на Указ Президента РФ от 1 февраля 2021 года № 60 «О дополнительных государственных гарантиях отдельным категориям граждан считает, что Довгий не попадает под Перечень заболеваний (синдромов) или осложнений, вызвавших причинение вреда здоровью отдельных категорий лиц, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 года № 313 «О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников», и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности, вызванных новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), подтвержденной лабораторными методами исследования, а при невозможности их проведения - решением врачебной комиссии, принятым на основании результатов компьютерной томографии легких», утверждённого постановлением Правительства РФ от 15 мая 2020 № 1272-р.

Автор жалобы считает, что ежемесячная надбавка за особые достижения в военной службе административному истцу не положена, так как приказ Министра обороны Российской Федерации от 1 декабря 2021 года № 645ДСП зарегистрирован 23 декабря 2021 года, а Довгий привлекался к исполнению обязанностей в период с апреля по июль 2020 года и в данном приказе не установлено, что действие распространяется на отношения, возникшие до введения данного нормативного правового акта. Также сведений подтверждающих привлечения административного истца к выполнению особо важных работ, для непосредственного участия по оказанию специализированной медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекции (COVID-19), судом не установлено.

В своих возражениях представитель командира войсковой части 00000<ФИО>1, не соглашаясь с доводами административного истца в части требований к командиру войсковой части 00000 в резолютивной части возражений просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, а решение гарнизонного военного суда без изменений.

Истец, административные ответчики и заинтересованные лица, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не прибыли, ходатайств об отложении не заявляли, своих представителей не направили.

В соответствии с положениями ч. 6 ст. 226 КАС РФ 2-й Восточный окружной военный суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в возражениях на нее, окружной военный суд приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Довгий проходил военную службу в войсковой части 00000 в должности <...> с 30 ноября 2015 года, в 1996 году окончил медицинское училище по специальности сестринское дело.

Из телеграммы начальника штаба войсковой части 22222 от 21 апреля 2020 года, во исполнение указаний Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 8 апреля того же года, начальника штаба Центрального военного округа от 11 апреля 2020 года о формировании многофункционального медицинского центра при 425 военном госпитале (г. Новосибирск), объявленные распоряжением командующего войсками Центрального военного округа от 8 апреля того же года, Довгий был отобран на должность по временному штатно-должностному расчету для формирования указанного медицинского центра для оказания медицинской помощи по диагностике и лечению COVID-19.

Согласно приказам командира войсковой части 00000 № 137 от 24 апреля 2020 года, приказа начальника ФГКУ «425 военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации № 80 от 27 апреля 2020 года и командировочному удостоверению Довгий в период с 25 апреля 2020 года по 29 июля того же года был направлен в командировку для исполнения обязанностей старшей медицинской сестры инфекционного отделения (на 35 коек) ФГКУ «425 военный госпиталь» Минобороны России (г. Новосибирск) где оказывал медицинскую помощь лицам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19).

Как следует из справки, выданной ФГКУ «425 военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации, административный истец в период с 26 мая по 15 июля и с 29 июня по 28 июля 2020 года исполнял специальные обязанности по борьбе с опасными инфекциями, которые проводились без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

Согласно акту эпидемиологического расследования случая заболевания новой коронавирусной инфекцией и выписному эпикризу № 5327, административный истец при исполнении должностных обязанностей в указанном госпитале заразился COVID-19, находился на стационарном лечении в этом же госпитале в период с 16 июня 2020 года по 26 июня того же года.

По окончании командировки, начальником ФГКУ «425 военный госпиталь» Минобороны России были выданы справки об исполнении Довгим в период с мая по июль 2020 года вышеуказанных обязанностей по оказанию специализированной медицинской помощи гражданам у которых выявлена COVID-19, для предоставления командованию части с целью осуществления единовременной выплаты, ежемесячной надбавки за особые достижения в военной службе, специальной социальной выплаты и ежемесячной стимулирующей выплаты за важность выполняемых задач за оказываемую медицинскую помощь (участие в оказании, обеспечение оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению COVID-19.

Согласно приказу командира войсковой части 11111 № 26 от 17 марта 2021 года Довгий был уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы, и приказом командира войсковой части 00000 № 111 от 25 марта этого же года был исключен из списков личного состава воинской части с 7 апреля 2021 года.

На момент исключения из списков личного состава войсковой части 00000, ни одна из вышеприведенных выплат административному истцу произведена не была.

Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации № 60 от 1 февраля 2021 г. «О дополнительных государственных гарантиях отдельным категориям граждан», постановлено выплачивать единовременную выплату категориям граждан из числа военнослужащих, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, а именно медицинским работникам, непосредственно оказывающим медицинскую помощь пациентам, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и пациентам с подозрением на эту инфекцию.

При этом согласно пункту 2 данного Указа, основанием для единовременной выплаты является освобождение медицинского работника, от исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей) и (или) его нахождение на лечении в стационарных условиях в связи с развитием у него полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) заболеваний (синдромов) или осложнений, вызванных новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), подтвержденной лабораторными методами исследования (а при отсутствии возможности проведения лабораторных исследований - решением врачебной комиссии, принятым на основании результатов компьютерной томографии легких), и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности.

Как правильно установил суд первой инстанции, административный истец исполнял временные должностные обязанности медицинского работника, непосредственно оказывающего медицинскую помощь пациентам, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), при исполнении данных должностных обязанностей получил заболевание этой же инфекцией, был госпитализирован, что подтверждается соответствующим анамнезом и актом эпидемиологического расследования.

Из телеграммы начальника штаба Центрального военного округа от 8 февраля 2021 года, в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации № 645 дсп от 1 декабря 2020 года, были внесены изменения в правила выплаты ежемесячной надбавки за особые достижения в службе военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, утвержденные приказом Министра обороны Российской Федерации № 430 дсп от 31 июля 2019 года в части дополнения пункта 3.3, согласно которому, военнослужащим из числа врачей и среднего медицинского персонала, непосредственно участвующим в мероприятиях по предупреждению и борьбе с COVID-19 в составе врачебно-сестринских бригад, многопрофильных мобильных госпиталей, медицинских отрядов специального назначения, и иных медицинских формирований, развернутых вне пункта постоянной дислокации воинской части по решению оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения в Вооруженных Силах Российской Федерации новой коронавирусной инфекции, выплачивается ежемесячная указанная надбавка к окладу по воинской должности на основании приказа соответствующего командира (начальника) за месяц, в котором военнослужащие учавствовали в вышеуказанных мероприятиях.

Правительством Российской Федерации 23 ноября 2020 года принято постановление № 1896 (в редакции от 28 ноября 2020 года) «О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах медицинских и иных работников, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Согласно пункту 1 данного постановления, в целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту оказывающим медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) постановлено производить ежемесячно специальную социальную выплату за нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю.

В развитие данного постановления приказом Министра обороны Российской Федерации № 110 от 24 февраля 2021 года утвержден Порядок и условия осуществления специальной социальной выплаты и дополнительной специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, военнослужащим, проходящим военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Согласно пунктам 4 и 5 данного Порядка и условий, специальная социальная выплата осуществляется в текущем месяце за предыдущий месяц на основании приказов командиров воинских частей, с указанием периода оказания медицинской помощи (участия в оказании, обеспечения оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также даты контакта с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и других необходимых сведений. Приказы командиров воинских частей, начальников (руководителей) организаций, работники и военнослужащие которых направлялись в воинские части и организации, издаются на основании справок командиров воинских частей, начальников (руководителей) организаций, в которые были направлены работники и военнослужащие.

Приказом Министра обороны Российской Федерации № 225 от 30 мая 2020 года утвержден Порядок и условия осуществления выплаты за важность выполняемых задач военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19) и Перечень отдельных воинских должностей военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, непосредственно участвующим в оказании вышеуказанной помощи.

Согласно пунктам 2 и 3 данного Порядка и условий, ежемесячная стимулирующая выплата военнослужащим выплачивается в полном размере за месяц, в котором они исполняли обязанности по оказанию скорой и специализированной медицинской помощи в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19) на основании приказов командиров воинских частей.

При этом, должность старшей медицинской сестры входит в вышеуказанный Перечень, установленный приказом Министра обороны РФ № 225 от 30 мая 2020 года

Таким образом, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что Довгий, исполняя обязанности по медицинской должности в указанных выше условиях имел право на получение единовременной выплаты, ежемесячной надбавки за особые достижения в военной службе, специальной социальной выплаты и ежемесячной стимулирующей выплаты за важность выполняемых задач за оказываемую медицинскую помощь (участие в оказании, обеспечение оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Довод жалобы представителя административного ответчика ФКУ «ЕРЦ МО РФ» Бирюковой о том, что по состоянию на 22 апреля 2021 года лимиты бюджетных обязательств на указанные цели не поступали, в связи с чем в настоящее время ввод сведений об установлении выплат стимулирующего характера за 2021 год в рамках реализации Постановлений от 2020 года заблокирован по причине отсутствия бюджетных ассигнований и выплата денежных средств невозможна, никаким образом не отменяет права административного истца на их получение, поскольку материалами дела подтверждается факт исполнения им обязанностей на должности медицинского персонала по оказанию медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Довод жалобы административного истца о незаконности его исключения из списков личного состава без его участия и обеспечения установленным денежным довольствием, не влечет за собой безусловную отмену приказа о его исключении из списков личного состава воинской части, так как право на получение указанных денежных выплат могло быть восстановлено путем возложения на полномочных должностных лиц соответствующих обязанностей. Вывод гарнизонного суда о том, что нарушение прав административное истца в этой части может быть устранено без восстановления в списках личного состава воинской части с возложением на командование обязанности по обеспечению такими выплатами является обоснованным. Это вывод суда соответствует установленным по делу обстоятельствам, а также разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в п. 49 Постановления от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих». Поэтому, вопреки доводам апелляционной жалобы административного истца, решение суда в этой части также является правильным.

Довод жалобы представителя административного ответчика Карнауховой о том, что Довгий не попадает в перечень Правительства РФ от 15 мая 2020 № 1272-р является несостоятельным, так как из материалов дела усматривается, что административный истец исполнял временные должностные обязанности медицинского работника непосредственно оказывающим медицинскую помощь пациентам, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), при исполнении данных должностных обязанностей получил заболевание этой же инфекцией, был госпитализирован, что подтверждается соответствующим анамнезом и актом эпидемиологического расследования.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо оснований для отмены решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно установил спорные правоотношения, правильно определил и применил нормы материального права, правильно установил значимые для разрешения спора обстоятельства. Нарушений норм процессуального права, в том числе по основаниям ст. 310 КАС РФ, влекущих отмену решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309, 311 КАС РФ, окружной военный суд

определил:

решение Красноярского гарнизонного военного суда от 12 мая 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Довгия Владимира Владимировича оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев с этого дня может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в Кассационный военный суд.

Копия верна:

Судья О.О. Дуняшин