ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-343 от 15.04.2021 2-го Западного окружного военного суда (Город Москва)

Председательствующий по делу Подгурский В.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а - 343

15 апреля 2021 г. г. Москва

Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:

председательствующего - Тюмина С.Ю.,

судей: Масенина П.Е., Лаврентьева В.В.,

с участием помощника судьи Скакун О.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-651/2020 по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны РФ Носенко В.О. на решение Московского гарнизонного военного суда от 22 декабря 2020 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего 11 автомобильной военной инспекции МО РФ прапорщика Денисенкова Дмитрия Александровича об оспаривании действий Минобороны РФ и ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее -Росвоенипотека), связанных с не начислением инвестиционного дохода.

Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В., судебная коллегия

установила:

как видно из решения суда и материалов дела, Денисенков первый контракт о прохождении военной службы заключил 20 сентября 2007 года и с 20 сентября 2010 года подлежал обязательному включению в реестр участников накопительно-ипотечной системы (далее – НИС). По причине нераспорядительности действий воинских должностных лиц он был включен в реестр участников НИС несвоевременно, 22 июня 2020 года, с датой возникновения основания включения в названный реестр с 20 сентября 2010 года.

За период с 20 сентября 2010 года по 1 января 2020 год на его индивидуальный накопительный счет (далее – ИНС) не начислен размер инвестиционного дохода.

Полагая свои права нарушенными, Денисенков обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:

- признать действия должностных лиц Минобороны РФ, связанные с несвоевременным включением его в реестр участников НИС и обязать Росвоенипотеку произвести расчет величины инвестиционного дохода, который полагался к начислению в случае своевременного включения его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, то есть с 20 сентября 2010 года по 1 января 2020 года.

Кроме того, истец просил взыскать с Минобороны РФ 50000 рублей в счет компенсации морального вреда, а также взыскать судебные расходы за уплату госпошлины.

Гарнизонный военный суд административное исковое заявление Денисенкова удовлетворил частично.

Суд признал незаконными действия должностных лиц Минобороны РФ, связанные с несвоевременным включением Денисенкова в реестр участников НИС, и обязал Росвоенипотеку учесть на его ИНС доход от инвестирования накоплений за период с 20 сентября 2010 года по 1 января 2020 года в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) за счет средств распределяемого инвестиционного дохода.

Также суд взыскал с Минобороны РФ в пользу Денисенкова судебные расходы в сумме 300 рублей.

В удовлетворении административного искового заявления в части требований о взыскании с Минобороны РФ компенсации морального вреда суд отказал.

В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны РФ, не соглашаясь с судебным постановлением, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.

В обоснование жалобы, ссылаясь на ст. 310 КАС РФ, указывает, что подп. 6 ст. 3 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Федеральный закон) определен исчерпывающий перечень источников поступления денежных средств для определения накоплений.

Приводя содержание ст. 3 и 5 Федерального закона, отмечает, что объектом доверительного управления являются накопления для жилищного обеспечения. Целями доверительного управления являются сохранение и увеличение стоимости чистых активов, сформированных за счет средств, переданных в доверительное управление при условии соблюдения интересов участников НИС.

Обращает внимание, что Правилами формирований накоплений для жилищного обеспечения и учета их на ИНС участников НИС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года № 655, установлены порядок производства расчета суммы, её учета, а также сроки. Таким образом, законодательством установлена процедура, согласно которой накопления для жилищного обеспечения участников НИС передаются в доверительное управление управляющей компании.

Поясняет, что Управляющая компания размещает накопления в определенные классы активов, что формирует ее инвестиционный портфель. Размещенные активы обращаются на рынке ценных бумаг или в кредитных организациях. В результате такого обращения управляющая компания получает доход, который дает прирост средств, переданных в доверительное управление.

По мнению автора жалобы, суд не учел, что получить доход от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения возможно только в случае наличия у участника НИС открытого ИНС. Поскольку Денисенков был включен в реестр лишь в июне 2020 года и, следовательно, на основании п. 8 Правил ведения ИНС участников НИС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года № 655, у него ранее не был открыт ИНС, то получить доход от инвестирования за указанный период не представляется возможным.

Ссылаясь на ст. 6 и 17 Федерального закона, постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2005 года № 666 и судебную практику других судов, указывает, что Денисенков не является субъектом отношений по формированию и инвестированию накоплений и не является выгодоприобретателем по договору доверительного управления, в связи с чем, не имеется оснований для получения дохода от инвестирования.

В заключение автор жалобы считает, что со стороны Министерства обороны Российской Федерации в отношении Денисенкова не было каких-либо нарушений, повлекших неполучение истцом денежных средств в размере доходов от инвестирования накоплений на ИНС участника НИС за оспариваемый период, следовательно, суд безосновательно взыскал с Министерства обороны Российской Федерации в пользу административного истца судебные расходы в размере 300 рублей.

Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия исходит из следующего.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках НИС, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом.

В силу пункта 3 части 2 статьи 9 Федерального закона к участникам накопительно-ипотечной системы относятся прапорщики и мичманы, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года, после общей продолжительности их военной службы по контракту три года.

Из материалов дела усматривается, что Денисенков заключил первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года, и в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 9 Федерального закона относится к категории военнослужащих, которые должны быть участниками НИС в безусловном порядке с 20 сентября 2010 года, что и было реализовано лишь в июне 2020 года.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Денисенков относился к категории военнослужащих, которые включаются в НИС вне зависимости от их волеизъявления, и по независимой от него причине не своевременно включен в реестр участников НИС, а за период с 20 сентября 2010 года по 1 января 2020 года, доход от инвестирования на его ИНС не учитывался, при этом сумма инвестиционного дохода иных участников НИС, включенных в реестр в 2010 году, превышает размер такого дохода, учтенного на ИНС Денисенкова.

В соответствии с п. 10 и 11 Порядка реализации НИС в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 24 апреля 2017 года № 245, за своевременное выявление и учет военнослужащих, у которых возникло основание для включения в реестр, отвечают командиры воинских частей.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона реализация права на жилище участниками НИС осуществляется посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на ИНС участников и последующего использования этих накоплений. При этом ч. 1 ст. 5 этого же Федерального закона установлено, что накопления для жилищного обеспечения формируются, в том числе за счет накопительных взносов за счет средств федерального бюджета и доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения. Согласно ч. 6 этой же статьи учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.

Согласно ч. 4 и 6 ст. 14 Федерального закона предельный размер целевого жилищного займа не может превышать общую сумму расчетного суммарного взноса и учтенных на ИНС доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на день предоставления жилищного займа.

При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд правильно указал, что доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения учитываются при определении размера целевого жилищного займа.

С учетом изложенного, с целью восстановления прав административного истца гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения административного искового заявления в этой части.

Приходя к такому выводу, суд первой инстанции правильно учитывал, что согласно п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на ИНС участников НИС жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 года № 655, уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов управляющих компаний о доходах от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит расчет суммы дохода от инвестирования указанных средств, определенного на последний день отчетного квартала. Доходы от инвестирования учитываются на ИНС участников НИС с учетом оплаты расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения и вознаграждения, удержанного управляющими компаниями. Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на ИНС, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки. Доход от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, учитывается на ИНС участников НИС по состоянию на последний день отчетного квартала, за который был получен доход.

С учетом изложенного, суд первой инстанции правильно указал, что при своевременном включении Денисенкова в реестр участников НИС на его ИНС помимо накоплений, поступающих из федерального бюджета, должны были начисляться доходы от инвестирования. В результате неправомерных действий воинских должностных лиц, ответственных за надлежащее функционирование НИС, выразившихся в несвоевременном внесении сведений в реестр, Денисенков был поставлен в неравные условия с другими военнослужащими Минобороны России, ставшими участниками НИС на тех же условиях и в одно с административным истцом время, что существенно снизило размер целевого жилищного займа.

Поскольку действия должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации по несвоевременному включению административного истца в реестр НИС признаны судом незаконными, то в соответствии со ст. 111 КАС РФ, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции именно с указанного органа военного управления взыскал в пользу административного истца судебные расходы в размере 300 рублей.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, поскольку повторяют правовую позицию представителей административных ответчиков, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, которым в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Московского гарнизонного военного суда от 22 декабря 2020 года по административному исковому заявлению Денисенкова Дмитрия Александровича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства обороны РФ – без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.

Мотивированное определение составлено 16 апреля 2021 года.

«Подписи»

Председательствующий

Судьи: