ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-359/2021 от 21.10.2021 1-го Западного окружного военного суда (Город Санкт-Петербург)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а - 359/2021

21 октября 2021 г. г. Санкт-Петербург

1-й Западный окружной военный суд в составе

председательствующего Лазарева Е.В.,

судей Кислова Д.Н.,

Постникова В.Н.

при помощнике судьи Навлевой Е.О.

с участием представителя административного истца Мартынюка В.В. и представителя административного ответчика Суховой О.Ю. рассмотрел в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 5 июля 2021 года по административному исковому заявлению <данные изъяты> Гунько Александра Васильевича об оспаривании бездействия командира войсковой части , связанного с выплатой денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Постникова В.Н., выступления представителя административного истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, и представителя административного ответчика, полагавшей, что жалоба удовлетворению не подлежит, окружной военный суд

УСТАНОВИЛ:

в административном исковом заявлении Гунько просил суд признать незаконным бездействие командира войсковой части , связанное с выплатой ему с 24 ноября 2020 года денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, и обязать административного ответчика произвести данную выплату.

Заявленные требования административный истец обосновывал тем, что состоит в списках военнослужащих на обеспечение служебными жилыми помещениями, до 24 ноября 2020 года он получал оспариваемую компенсацию и представил все документы для ее продления после указанной даты. Однако без объяснения причин выплата компенсации ему не производится.

Решением Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 5 июля 2021 года в удовлетворении заявленных Гунько требований было отказано.

Свое решение суд первой инстанции обосновал тем, что административный ответчик какого-либо незаконного бездействия не допустил, а кроме того, Гунько злоупотребил своими правами.

В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с этим судебным актом, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

По мнению автора жалобы, вынесенное решение является незаконным в связи с нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

Обосновывая жалобу, Гунько, приведя положения части 3 статьи 62 и части 9 статьи 226 КАС РФ, полагает, что административным ответчиком не представлены доказательства законности обжалованного бездействия.

Кроме того, указывается в жалобе, гарнизонный военный суд не учел предписаний пункта 3 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а также того обстоятельства, что административный истец служебным жилым помещением не обеспечен.

Рассмотрев административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, оценив имеющиеся в административном деле и новые доказательства, окружной военный суд приходит к следующему.

Как установил суд апелляционной инстанции, Гунько проходил военную службу с 24 ноября 1998 года.

В июне 2004 года он был назначен на воинскую должность после получения профессионального образования в военной образовательной организации высшего образования, присвоения в связи с этим офицерского воинского звания.

С 26 февраля 2018 года он проходил военную службу по контракту, заключенному по 17 июня 2020 года, в войсковой части в должности <данные изъяты> и воинском звании «<данные изъяты>».

С 12 апреля 2018 года Гунько и члены его семьи зарегистрированы по адресу воинской части.

15 марта 2018 года административный истец обратился в Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ЗРУЖО) о включении его в список военнослужащих на предоставление служебного жилого помещения.

Решением ЗРУЖО от 6 апреля 2018 года с 15 марта 2018 года Гунько был включен в список на предоставление служебного жилого помещения.

Решением ЗРУЖО от 29 мая 2018 года с 24 апреля 2018 года в состав семьи административного истца в список на предоставление служебных жилых помещений была включена его жена.

Решением ЗРУЖО от 4 апреля 2019 года с 27 февраля 2019 года в состав семьи административного истца в список на предоставление служебных жилых помещений был включен его сын, <дата> года рождения.

На основании приказов командира войсковой части от 4 декабря 2018 года , от 25 февраля 2019 года , от 26 августа 2019 года , от 24 января 2020 года Гунько выплачивалась денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения в период с 25 апреля по 31 декабря 2018 года, с 26 января по 20 декабря 2019 года, с 1 января по 23 ноября 2020 года.

Решением ЗРУЖО от 15 января 2019 года Гунько на состав семьи 2 человека распределена служебная квартира общей площадью 60,5 кв.м по <адрес>

Уведомление об этом получено административным истцом 25 января 2019 года.

От предложенного жилого помещения Гунько 31 января 2019 года отказался.

Решением ЗРУЖО от 26 февраля 2019 года Гунько на состав семьи 2 человека распределена служебная квартира общей площадью 61,8 кв.м по <адрес>

Уведомление об этом получено административным истцом 11 апреля 2019 года, но о своем решении он в жилищный орган не сообщил.

Решением ЗРУЖО от 10 июля 2019 года Гунько на состав семьи 3 человека распределена служебная квартира общей площадью 73,9 кв.м по <адрес>

Уведомление об этом получено административным истцом 15 августа 2019 года, но о своем решении он в жилищный орган не сообщил.

Решением ЗРУЖО от 1 ноября 2019 года Гунько на состав семьи 3 человека распределена служебная квартира общей площадью 79,1 кв.м по <адрес>

Уведомление об этом получено административным истцом 15 ноября 2019 года, но о своем решении он в жилищный орган не сообщил.

Решением ЗРУЖО от 13 февраля 2020 года Гунько на состав семьи 3 человека распределена служебная квартира общей площадью 78,9 кв.м по <адрес>

Уведомление об этом административным истцом получено не было в связи с нахождением его в период с 17 января по 12 мая 2020 года на профессиональной переподготовке по гражданской специальности.

Приказом командира войсковой части от 3 ноября 2020 года административный истец был уволен с военной службы по подпункту «б» пункта 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

24 ноября 2020 года Гунько обратился к командиру войсковой части с рапортом о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения по договору от 23 ноября 2020 года.

Приказом командира войсковой части от 19 марта 2021 года Гунько с 9 августа 2021 года исключен из списков личного состава воинской части (л.д. 41, 42, 73, 75 – 88, 91 – 93, 98, 115, 116, 133, 153, 190 - 217).

В соответствии с положениями абзацев 4 и 5 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» Гунько относится к той категории военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, которые на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями.

Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы, до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, жилые помещения маневренного фонда или общежития, а в случае их отсутствия воинские части по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

В силу пунктов 2 и 3 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909, денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащему выплачивается в случае невозможности обеспечения его жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Выплата этой компенсации осуществляется: по желанию военнослужащего; ежемесячно одновременно с выплатой денежного довольствия за истекший месяц по месту его военной службы; в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, заключенным в письменной форме, но не более установленных размеров; со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Согласно пунктам 2 и 4 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 года № 303 (далее – Инструкция), выплата денежной компенсации военнослужащим и членам их семей осуществляется на основании приказа командира воинской части (начальника организации). В приказе указывается сумма ежемесячной денежной компенсации и период, на который устанавливается денежная компенсация. Период выплаты устанавливается на календарный год, но не более срока найма (поднайма) жилого помещения, указанного в договоре найма (поднайма) жилого помещения. При этом решение о выплате денежной компенсации принимается на основании рапорта, к которому прилагаются необходимые документы, перечисленные в пункте 4 Инструкции.

Исходя из совокупности вышеизложенных правовых предписаний, военнослужащий имеет право на получение денежной компенсации со дня обращения к командованию воинской части с соответствующим рапортом, а командование при получении такого рапорта обязано решить вопрос об издании соответствующего приказа, либо об отказе в удовлетворении рапорта.

Таким образом, правоотношения, связанные с выплатой военнослужащему денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, носят не длящийся или продолжаемый характер, а возникают каждый раз после заключения военнослужащим нового договора найма (поднайма) жилого помещения и подачи рапорта о получении оспариваемой компенсации.

При этом пунктами 7 и 8 Инструкции определены обстоятельства, являющиеся основанием для прекращения выплаты военнослужащим денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.

Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами по настоящему административному делу являлись:

- волеизъявление Гунько на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, оформленное рапортом установленного образца с приложением соответствующих документов;

- нахождение Гунько на момент подачи рапорта о выплате оспариваемой компенсации в списке военнослужащих на получение служебных жилых помещений;

- отсутствие оснований для прекращения выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, указанных в пунктах 7 и 8 Инструкции.

Однако указанные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции при вынесении обжалованного решения.

Между тем, как следует из материалов административного дела и не оспаривалось стороной административного ответчика, административный истец для получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения по договору от 23 ноября 2020 года найма жилого помещения 24 ноября 2020 года подал командиру войсковой рапорт по установленной форме с приложением соответствующих документов.

При этом на момент подачи рапорта Гунько состоял в списках военнослужащих на обеспечение служебными жилыми помещениями.

Сторона административного ответчика, объясняя свое бездействие, полагала, что поскольку Гунько неоднократно предлагались служебные жилые помещения по месту прохождения военной службы, от получения которых он необоснованно отказывался, то его рапорт от 24 ноября 2020 года удовлетворению не подлежал.

Гарнизонный военный суд вышеуказанное поведение административного истца расценил как злоупотребление своим правом на получение оспариваемой компенсации.

Однако, по мнению окружного военного суда, указанные выводы являются ошибочными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам административного дела.

Так, действительно, в 2019 году административному истцу жилищным органом четыре раза распределялись служебные жилые помещения, от одного из которых Гунько отказался, а по другим своего мнения не сообщил.

Данные обстоятельства в силу абзаца 2 пункта 8 и пункта 10 Инструкции могли рассматриваться командиром войсковой части как основания для издания приказа о прекращении административному истцу выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения по приказам от 25 февраля 2019 года и от 26 августа 2019 года .

Между тем какой-либо информации в соответствии с абзацем 9 пункта 4 Инструкции о предоставлении административному истцу надлежащих жилых помещений, как следует из материалов административного дела и объяснений в окружного военном суде представителя административного ответчика, командиру войсковой части не поступало, а потому решения им о прекращении выплаты Гунько оспариваемой компенсации не принималось.

Кроме того, в 2020 году служебные квартиры Гунько установленным порядком не предлагались, а распределенная ему 1 ноября 2019 года квартира решением жилищного органа от 6 июля 2020 года была предоставлена другому военнослужащему ( от 20.10.21г.).

Таким образом, обстоятельства, указанные в пунктах 7 и 8 Инструкции, на момент подачи административным истцом 24 ноября 2020 года рапорта о выплате денежной компенсации, отсутствовали.

Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что бездействие административного ответчика по изданию приказа о выплате Гунько денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения на основании его рапорта от 24 ноября 2020 года, вопреки выводу суда первой инстанции, является незаконным и нарушающим право административного истца на возмещение за счет военного ведомства затрат, понесенных при решении жилищного вопроса.

Указанный вывод окружного военного суда основывается и на правовой позиции, изложенной в пункте 22 Обзора практики применения военными судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих в 2019 году, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации 17 июня 2020 года.

При таких обстоятельствах в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ административное исковое заявление Гунько подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции отмене на основании пунктов 1, 3 и 4 части 2 статьи 310 КАС РФ.

Руководствуясь статьями 309, 310 и 311 КАС РФ, окружной военный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 5 июля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Гунько Александра Васильевича отменить и принять новое решение:

- административное исковое заявление Гунько Александра Васильевича удовлетворить. Признать незаконным и нарушающим права административного истца бездействие командира войсковой части по изданию приказа о выплате денежной компенсации Гунько А.В. за наем (поднаем) жилого помещения на основании его рапорта от 24 ноября 2020 года, обязать административного ответчика устранить указанное нарушение, о чем в месячный срок сообщить в суд первой инстанции и административному истцу.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Кассационный военный суд.

Председательствующий

Судьи