ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-362 от 14.04.2022 2-го Западного окружного военного суда (Город Москва)

Председательствующий по делу Подгурский В.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а – 362

Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:

председательствующего – Тюмина С.Ю.,

судей: Масенина П.Е., Лаврентьева В.В.,

при помощнике судьи Джаббарове Э.Б. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-564/2021 по апелляционной жалобе представителя Филиала «Московский» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ (далее - Филиал) Шокурова К.П. на решение Московского гарнизонного военного суда от 28 октября 2021 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Научно-исследовательского центра Центрального научно-исследовательского института Военно-воздушных Сил Министерства обороны Российской Федерации (далее – Центр) майора Флееера ФИО1 об оспаривании действий Филиала, связанных с отказом в постановке на жилищный учет.

Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В., судебная коллегия

установила:

как видно из решения суда и материалов дела, Флеер проходит военную службу в Центре и относиться к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь период военной службы служебным жильем. В 2013 году в связи с увольнением по организационно-штатным мероприятиям ему на состав семьи 1 человек было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>. В июле 2014 года Флеер вновь поступил на военную службу. В марте 2013 года он заключил брак. В 2016, 2018 и 2020 году у него родились три сына, соответственно. В январе 2021 года он обратился в жилищный орган с просьбой о постановке на жилищный учет. Решением начальника Филиала от 11 августа 2021 года № 102/1042/ФМ административному истцу и членам его семьи было отказано в постановке на жилищный учет.

В обоснование принятого решения положено то, что в период прохождения военной службы по контракту Флеер реализовала право на получение жилого помещения от федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба по установленным нормам, и не имеет права на повторное обеспечение жильем.

Полагая свои права нарушенными, Флеер обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение начальника Филиала от 11 августа 2021 года № 102/1042/ФМ в части, его касающейся, и возложить на указанное должностное лицо обязанность повторно рассмотреть вопрос о признании его и членов его семьи нуждающимися в получении жилья для постоянного проживания.

Гарнизонный военный суд административное исковое заявление Флеера удовлетворил.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика, считая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

В обоснование жалобы, излагая обстоятельства административного дела и приводя нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, указывает, что судом первой инстанции не принято во внимание, что административный истец относиться к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь период военной службы служебным жильем и лишь при увольнении их с военной службы по льготному основанию либо по достижении ими выслуги военной службы 20 лет они имеют право на обеспечение жильем в избранном постоянном месте жительства. Поскольку административный истец при увольнении с военной службы в 2013 году реализовал свое право на обеспечение жильем, то учитывая принцип однократности такого обеспечения жильем, он не может быть принят на жилищный учет для повторного обеспечения его и членов его семьи жильем.

Обращает внимание, что при обеспечении жильем административный истец не сможет сдать ранее предоставленное ему в собственность жилое помещение.

Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Закона), государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно части 4 статьи 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях. При этом часть 5 этой же статьи ЖК РФ определяет, что учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Как видно из материалов административного дела, решением Совета депутатов городского округа Подольск Московской области от 25 декабря 2015 года № 10/22 установлена учетная норма в размере 8 кв.м., а после изменения у Флеера состава семьи обеспеченность его общей площадью жилого помещения на одного человека стала составлять менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления.

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Флеер вправе был поставить вопрос об обеспечении его и совместно проживающих с ним членов семьи жилым помещением по установленным нормам, в связи с чем, обоснованно удовлетворил административное исковое заявление.

При этом довод административного ответчика об однократном обеспечении постоянным жильем военнослужащих, обеспечиваемых на весь период военной службы служебным жилым помещением, является не состоятельным, поскольку действующее законодательство таких ограничений не содержит, а административный истец достиг продолжительности военной службы более 20 лет и все критерии для обеспечения его постоянным жильем присутствуют, а утверждение административного ответчика о невозможности сдачи административным истцом ранее предоставленного жилого помещения, является несостоятельным, поскольку Закон такую обязанность на административного истца не возлагает, а находящееся у него в собственности жилое помещение в силу ч. 7 ст. 57 ЖК РФ будет учтено при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого Флееру и членам его семьи по договору социального найма или в собственность.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы представителя административного ответчика не имеется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Московского гарнизонного военного суда от 28 октября 2021 года по административному исковому заявлению Флеера ФИО2 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика – без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 апреля 2022 года.

«Подписи»