ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-446/20 от 22.10.2020 2-го Восточного окружного военного суда (Забайкальский край)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-446/2020

22 октября 2020 года город Чита

2-й Восточный окружной военный суд в составе:

председательствующего Соседова Д.Е.,

судей Конфеты В.Л. и Гордеевой Е.О.,

при секретаре судебного заседания Бондаренко М.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело № 2а38/2020 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 00000 капитана запаса Лазарева Юрия Валерьевича об оспаривании действий командира войсковой части 11111, связанных с исключением из списков личного состава воинской части, и действий начальника 5 отделения (финансового расчетного пункта) федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» (далее – Управление), связанные с отказом в принятии авансового отчета, по апелляционной жалобе представителя административного ответчика – Управления – Ожеговой О.М. на решение Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 8 июля 2020 года.

Заслушав доклад судьи Гордеевой Е.О., изложившей обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры Восточного военного округа майора юстиции Бузмакова А.И., полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, кружной военный суд

установил:

приказом командующего войсками Восточного военного округа от 2 декабря 2019 года <№> Лазарев Ю.В. досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта.

Приказом командира войсковой части 11111 от 5 февраля 2020 года <№> он исключен из списков личного состава воинской части.

21 февраля 2020 года Лазарев Ю.В. обратился в суд с административным иском, в котором оспорил приказ командира воинской части об исключении из списков личного состава воинской части, полагая данный приказ преждевременным, поскольку он издан до вступления в законную силу решений суда по его административным искам об оспаривании заключения аттестационной комиссии воинской части, представления к увольнению и приказа о досрочном увольнении с военной службы.

Кроме того, в качестве обоснования незаконности данного приказа указывал, что его личное дело не направлено в военный комиссариат по избранному месту жительства, что создало препятствия для получения пенсии за выслугу лет; вещевое имущество, причитающееся по расчету, ему не выдавалось; не выданы воинские перевозочные документы для проезда его супруги в отпуск за 2020 год; не возмещены расходы, понесенные в командировках в декабре 2016 года, июне, июле, сентябре 2018 года.

Лазарев Ю.В. просил признать оспариваемый приказ командира войсковой части 11111 незаконным, возложив на должностное лицо обязанность по его отмене, признать незаконными действия начальника вещевой службы войсковой части 22222 по подсчету сроков службы и составлению справок-расчетов на 25 декабря 2019 года, возложив обязанность принять на склад вещевое имущество и произвести перерасчет сроков службы на день исключения из списков личного состава воинской части, признать незаконными действия начальника 5 отделения (финансового расчетного пункта) Управления по отказу в выплате расходов, понесенных в служебной командировке в декабре 2016 года.

В ходе судебного разбирательства Лазарев Ю.В. отказался от требований, предъявленных к начальнику вещевой службы войсковой части 22222, данный отказ принят судом, о чем вынесено соответствующее определение от 17 марта 2020 года.

17 марта 2020 года Лазарев Ю.В. дополнил требования и просил возложить обязанности: на командира войсковой части 11111 – рассмотреть и утвердить авансовые отчеты на возмещение командировочных расходов за июнь (проживание во время следования от места лечения), июль и сентябрь 2018 года (оформление авиабилетов для следования к месту лечения и к месту проведения отпуска супруги), на возмещение расходов, понесенных в декабре 2016 года и в июне-июле 2017 года на приобретение обмундирования и экипировки, а также взыскать с войсковой части 11111 командировочные расходы за июнь 2018 года в размере 1 990 рублей, за июль и сентябрь 2018 года в размере 1 200 рублей, расходы на приобретение обмундирования в размере 13 410 рублей; на начальника 5 отделения (финансового расчетного пункта) Управления – принять к рассмотрению и утвердить авансовый отчет за командировочные расходы, понесенные в декабре 2016 года, а с Управления взыскать указанные командировочные расходы за декабрь 2016 года в размере 15 939 рублей 70 копеек.

7 июля 2020 года административный истец дополнил требования и просил возложить на командира войсковой части 11111 обязанности выдать справку о неиспользовании воинских перевозочных документов по проезду и провозу багажа к избранному после увольнения месту жительства, направить в военный комиссариат городов Реутов и Балашиха личное дело. Определением гарнизонного военного суда от 10 июля 2020 года дело по административному иску в этой части прекращено в связи с принятием отказа Лазарева Ю.В. от данной части требований.

Решением Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 8 июля 2020 года административный иск Лазарева Ю.В. удовлетворен частично.

Судом признаны незаконными действия начальника 5 отделения (финансового расчетного пункта) Управления, связанные с отказом в принятии авансового отчета Лазарева Ю.В. и приложенных к нему документов (командировочные расходы за декабрь 2016 года), на Управление возложена обязанность возместить административному истцу командировочные расходы в размере 15 939 рублей 70 копеек.

Также судом постановлено взыскать в пользу Лазарева Ю.В. с Управления судебные расходы в размере 300 рублей.

В остальной части в удовлетворении требований административного иска отказано.

В апелляционной жалобе представитель Управления Ожегова О.М. просит отменить решение суда в части признания незаконными действий начальника 5 отделения (финансового расчетного пункта) Управления как принятое с нарушением норм материального права, указывая в обоснование следующее.

Ожегова О.М. считает, что суд ошибочно сослался на то, что датой обращения административного истца за получением денежного довольствия следует считать дату его обращения к командиру войсковой части 11111 по вопросу утверждения авансового отчета. Напротив, п. 144 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 6 декабря 2019 года № 727, содержит положение о возможности обращения военнослужащего за причитающимися ему выплатами именно в финансовый орган, осуществляющий финансовое обеспечение войсковой части 11111, а предшествующие этому обращению мероприятия надлежит проводить с учетом приведенного в этом пункте срока.

Обращает внимание на то, что судом не учтен тот факт, что с 28 декабря 2016 года Лазарев Ю.В. имел достаточное количество времени для обращения к командиру войсковой части 11111 для утверждения авансового отчета, но сделал это только в конце ноября 2019 года, а доводов, свидетельствующих о невозможности обратиться к командованию в период с декабря 2016 года по ноябрь 2019 года, административный истец не привел.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник военного прокурора <...> Стукалов И.Д. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Рассмотрев административное дело, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, выслушав заключение прокурора, окружной военный суд приходит к следующему.

Согласно материалам дела приказом командующего войсками Восточного военного округа от 2 декабря 2019 года <№> Лазарев Ю.В. досрочно уволен с военной службы в запас на основании п. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта.

Вступившим в законную силу 21 июля 2020 года решением Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 16 июня 2020 года приведенный приказ должностного лица в отношении административного истца признан законным.

Приказом командира войсковой части 11111 от 5 февраля 2020 года № 9 Лазарев Ю.В. исключен из списков личного состава войсковой части 00000 с 13 февраля 2020 года.

Согласно п. 24 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237 (далее – Положение), военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и Положением.

В силу п. 16 ст. 34 Положения военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

В рассматриваемом случае подобных исключений, приведенных в п. 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», судом не установлено, следовательно, после получения 18 декабря 2019 года командиром войсковой части 11111 приказа об увольнении Лазарева Ю.В. с военной службы командир данной воинской части был обязан в установленный срок разрешить вопрос об исключении военнослужащего с военной службы.

При этом нарушений, на которые административный истец указывал в качестве оснований для признания незаконным оспариваемого приказа, судом первой инстанции обоснованно не установлено.

В частности, гарнизонный военный суд, сославшись на положения Наставления по учету личного состава Вооруженных Сил РФ от 9 сентября 2015 года № *47, правильно указал на то, что личное дело административного истца после исключения из списков личного состава воинской части, хотя и с формальным нарушением срока, но было направлено в военный комиссариат городов Балашиха и Реутов Московской области, при этом из сообщений военного комиссара этого комиссариата судом установлены факты поступления личного дела в этот комиссариат и того, что административный истец в комиссариат по вопросу назначения ему пенсии не обращался.

Не установлено судом и доказательств нарушения прав административного истца в части невыдачи воинских перевозочных документов на члена семьи военнослужащего (проезд в основной отпуск за 2020 год), поскольку данные документы фактически были подготовлены командованием, однако Лазарев Ю.В. не явился за их получением,

При этом ссылку суда в решении на п. 47 Приложения № 1 к приказу Министра обороны РФ от 27 декабря 2017 года № 815 (Порядок, случаи и особенности оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов, отчетности по ним и организации контроля за их использованием) окружной военный суд находит неверной, поскольку данная норма регулирует порядок предоставления воинских перевозочных документов военнослужащим в случае отзыва из отпуска. Между тем данное обстоятельство не повлекло принятие судом неправильного решения.

Верно указано судом первой инстанции и на то обстоятельство, что невозмещение Лазареву Ю.В. командировочных расходов, приведенных им в административном иске, само по себе не свидетельствует о незаконности приказа об исключении из списков личного состава воинской части, поскольку в силу положений ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» эти расходы к денежному довольствию военнослужащих не относятся.

Также, как следует из материалов дела и было установлено судом, окончательный расчет по денежному довольствию с Лазаревым Ю.В. финансовым органом произведен 7 февраля 2020 года, то есть до даты исключения из списков личного состава воинской части; согласно письменному заявлению административного истца претензий по обеспечению вещевым имуществом он не имеет.

При изложенных обстоятельствах, отсутствии указания административного истца на иные предполагаемые нарушения его прав при издании командиром воинской части приказа об исключении из списков личного состава воинской части, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания этого приказа незаконным и возложения на командование обязанности по его отмене.

Что касается требований административного иска, касающихся авансовых отчетов, то окружной военный суд учитывает следующее.

В материалах дела имеются:

- заявление Лазарева Ю.В. на выдачу аванса, датированное 16 января 2020 года, а также авансовый отчет без даты, согласно содержанию которых им ставился вопрос о возмещении ему командировочных расходов, выразившихся в затратах, понесенных в июне и сентябре 2018 года на бронирование авиабилетов на него и супругу на общую сумму 1 200 рублей. Заявление согласовано, авансовый отчет утвержден командиром войсковой части 11111, проставлены соответствующие грифы от 3 февраля 2020 года;

- заявление Лазарева Ю.В. от 16 января 2020 года о выдаче аванса и авансовый отчет без даты, из содержания которых следует, что 8 июня 2018 года им понесены расходы на проживание (лечение в госпитале) в размере 1 900 рублей. Данное заявление согласовано и отчет утвержден командиром войсковой части 11111 3 февраля 2020 года;

- заявление Лазарева Ю.В. на выдачу аванса от 27 ноября 2019 года и его авансовый отчет без даты на приобретение обмундирования и экипировки на общую сумму 16 410 рублей (расходы понесены в ноябре-декабре 2016 года и июле 2017 года). Также имеется сообщение командира войсковой части 11111 от 16 марта 2020 года № 579 об отказе в согласовании указанного выше заявления и в утверждении приведенного отчета.

Учитывая данные обстоятельства, гарнизонный военный суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для возложения на командование обязанности по рассмотрению и утверждению авансовых отчетов на командировочные расходы, понесенные в июне и сентябре 2018 года, и расходы на проживание, понесенные в июне 2018 года, поскольку соответствующие решения командиром воинской части были приняты. При этом, поскольку возмещение перечисленных расходов относится к полномочиям Управления, и перечисленные документы в Управление не направлялись, оснований для взыскания с войсковой части 11111 приведенных расходов (1200 и 1 900 рублей соответственно) или с Управления у суда не имелось.

Что касается понесенных административным истцом расходов на приобретение вещевого имущества в 2016-2017 годах, то гарнизонный военный суд пришел к верному выводу об обоснованности отказа командования в возмещении этих расходов, поскольку действующим законодательством РФ и нормативными актами, регулирующими вопросы обеспечения военнослужащих вещевым имуществом, не предусмотрена возможность самостоятельного приобретения военнослужащим вещевого имущества с последующим возмещением понесенных в связи с этим расходов финансовыми органами Министерства обороны РФ. В связи с изложенным у суда не имелось оснований для удовлетворения административного иска в части возложения на командование обязанности по утверждению авансового отчета по затратам на приобретение обмундирования и экипировки, а также взыскания с воинской части этих расходов в размере 13 410 рублей.

Рассматривая требование Лазарева Ю.В. относительно признания незаконными действий начальника 5 отделения (финансового расчетного пункта) Управления по отказу в выплате расходов, понесенных в служебной командировке в декабре 2016 года в размере 15 939 рублей 70 копеек, и взыскания с Управления приведенной суммы, гарнизонный военный суд установил, что 27 ноября 2019 года Лазарев Ю.В. обратился к командиру войсковой части 11111 с заявлением на выдачу аванса на сумму 15 939 рублей 70 копеек (суточные расходы, проезд и проживание) и авансовым отчетом (без даты).

Командование, согласовав приведенное заявление и утвердив авансовый отчет 12 декабря 2019 года, направило их административному истцу для предоставления в финансовый орган, которые Лазарев Ю.В. получил 10 января 2020 года.

23 января 2020 года административный истец направил приведенные выше документы в адрес 5 отделения (финансового расчетного пункта) Управления, которые начальником данного отделения были возвращены Лазареву Ю.В. без реализации сопроводительным письмом от 7 февраля 2020 года № 5/5/283 со ссылкой на п. 144 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 6 декабря 2019 года № 727 (далее – Порядок), действовавшего с 27 января 2020 года.

Пункт 144 раздела ХХ Порядка устанавливает, что отдельные выплаты, причитающиеся военнослужащему и членам его семьи, своевременно не выплаченные или выплаченные в меньших, чем следовало, размерах, подлежат выплате, если обращение за их получением последовало до истечения трех лет со дня возникновения права на них.

При этом, как следует из приведенного раздела, к отдельным выплатам относятся: подъемное пособие и суточные при переезде на новое место (к месту) военной службы в другой населенный пункт; единовременное пособие при увольнении с военной службы военнослужащих, проходивших военную службу по контракту; единовременное пособие при увольнении с военной службы военнослужащих, проходивших военную службу по призыву. Вопросы возмещения командировочных расходов регулируются иным, XIX разделом Порядка, в связи с чем применение должностным лицом п. 144 Порядка при разрешении вопроса о возмещении административному истцу командировочных расходов является неправомерным.

Согласно п. 7 раздела I (Общие положения) действовавшего до 27 января 2020 года Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года № 2700, денежное довольствие, причитающееся военнослужащему и своевременно не выплаченное или выплаченное в меньшем, чем следовало, размере, выплачивается за весь период, в течение которого военнослужащий имел право на него, но не более чем за три года, предшествовавшие обращению за получением денежного довольствия. Иные дополнительные выплаты выплачиваются, если обращение за получением последовало до истечения трех лет со дня возникновения права на них.

В соответствии с п. 118 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года № 2700, действовавшего в период нахождения Лазарева Ю.В. в служебной командировке и утверждения командованием авансового отчета, военнослужащим, направляемым в командировку, производятся выплаты на командировочные расходы (возмещаются расходы по бронированию и найму жилого помещения, проезду к месту служебной командировки и обратно к месту службы, а также возмещаются суточные расходы).

В силу п. 1 постановления Правительства РФ от 21 июня 2010 года № 467 «О возмещении расходов по бронированию и найму жилого помещения, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, за счет средств федерального бюджета», действовавшего в период спорных правоотношений, Лазареву Ю.В. подлежали возмещению расходы, связанные со служебной командировкой на территории Российской Федерации, по бронированию и найму жилого помещения за счет средств федерального бюджета в размере фактических затрат, подтвержденных соответствующими документами, не более стоимости однокомнатного (одноместного) номера.

В этом же пункте Постановления установлено, что при отсутствии подтверждающих документов (в случае непредоставления места в гостинице) расходы по найму жилого помещения возмещаются в размере 30 процентов установленной нормы суточных за каждый день нахождения в служебной командировке.

Пункт 122 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации устанавливал, что возмещение суточных расходов, связанных со служебными командировками, военнослужащим за счет средств федерального бюджета осуществляется в размере 300 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке. Возмещение суточных расходов военнослужащим, в отношении которых продовольственное обеспечение осуществляется в форме организации питания по месту служебной командировки за счет средств федерального бюджета, осуществляется в размере 100 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке.

Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что в период с 16 по 27 декабря 2016 года административный истец находился в служебной командировке на основании указаний вышестоящего воинского должностного лица (командировочное удостоверение, копии соответствующих приказов командира войсковой части 11111 от 16 и 28 декабря 2016 года <№> и <№>), в связи с чем понес расходы на проезд (гг. Улан-Удэ-Хабаровск, Владивосток-Улан-Удэ) в общем размере 8 369 рублей 70 копеек (электронные проездные документы <№> и <№>). Бесплатным питанием в период командировки военнослужащий не обеспечивался, что подтверждается соответствующей отметкой в командировочном удостоверении, таким образом, размер суточных расходов составил 3 600 рублей за 12 дней командировки (300 рублей х 12 дней). В период с 18 по 20 декабря 2019 года Лазарев Ю.В. проживал в одноместном номере в гостинице «Чайка», в связи с чем понес расходы в размере 3 700 рублей, а с 21 по 23 декабря 2019 года понес расходы на проживание, которые документально не подтверждены (3 дня х 90 рублей (30% от 300 рублей). Общей размер командировочных расходов составил 15 939 рублей 70 копеек.

Установив вышеприведенные обстоятельства, факт того, что приведенные расходы Лазаревым Ю.В. фактически понесены, представлены соответствующие документы, при этом к командованию военнослужащий обратился до истечения 3 лет с момента несения им командировочных расходов, которые признаны командованием воинской части обоснованными, заявление на выдачу аванса согласовано и авансовый расчет утвержден командиром воинской части, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия начальника 5 отделения (финансового расчетного пункта) Управления, связанные с отказом в возмещении данных расходов, являются незаконными.

При этом, определяя способ восстановления нарушенных прав административного истца, суд посчитал возможным, без дополнительного возложения на начальника 5 отделения обязанности принять к рассмотрению и утвердить авансовый отчет по командировочным расходам, обязать Управление возместить административному истцу эти расходы в размере 15 939 рублей 70 копеек.

Вопреки доводам жалобы суд обоснованно указал в решении на то, что датой обращения административного истца за возмещением командировочных расходов является дата обращения к командованию по вопросу их возмещения, поскольку до обращения в финансовый орган командованием разрешается вопрос об утверждении авансового отчета.

При этом ссылку на п. 144 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 6 декабря 2019 года № 727, суд апелляционной инстанции находит необоснованной, поскольку, как указывалось выше, данное положение применяется лишь к отдельным выплатам (подъемное пособие и суточные при переезде на новое место (к месту) военной службы в другой населенный пункт; единовременное пособие при увольнении с военной службы военнослужащих, проходивших военную службу по контракту; единовременное пособие при увольнении с военной службы военнослужащих, проходивших военную службу по призыву).

Суждение жалобы о том, что судом не учтено, что с 28 декабря 2016 года Лазарев Ю.В. имел возможность обратиться к командиру войсковой части 11111 для утверждения авансового отчета, и доводов, свидетельствующих о невозможности обратиться к командованию в период с декабря 2016 года по ноябрь 2019 года, административный истец не привел, само по себе не свидетельствует о наличии оснований для отмены правильного судебного акта и отказа в удовлетворении административного иска в данной части. Лазарев Ю.В. аванс на командировочные расходы не получал, фактически их понес, подтвердив это документально, обратился к командованию по вопросу их возмещения до истечения трех лет с момента возвращения из командировки, следовательно, они подлежат возмещению.

Правильно, в соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ, судом разрешен вопрос и о понесенных Лазаревым Ю.В. судебных расходах по уплате государственной пошлины.

Таким образом, апелляционная жалоба не содержит оснований к отмене оспариваемого судебного решения, которое является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, окружной военный суд

определил:

решение Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 8 июля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Лазарева Юрия Валерьевича оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке, установленном гл. 35 КАС РФ.

Кассационная жалоба (представление) на решение суда и апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Кассационный военный суд, а затем – непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.

Председательствующий Д.Е. Соседов

Судьи В.Л. Конфета

Е.О. Гордеева