ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-486/2023 от 26.10.2023 2-го Восточного окружного военного суда (Забайкальский край)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33 а – 486/2023

26 октября 2023 года г. Чита

председательствующего – Гордиенко Ю.А. и судей – Гордеевой Е.О.,

Даутова М.Ф.,

при секретаре судебного заседания Макеевой А.С., с участием представителя административного ответчика – Бянкиной И.А. и представителя заинтересованного лица – <.ООО.> – Тимошенко Ю.В., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело № 2 а-115/2023 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части <00000><.звание.><ФИО>1 об оспаривании решения призывной комиссии по мобилизации городского округа «Город Чита» от 24 сентября 2022 года о призыве на военную службу по мобилизации, по апелляционной жалобе представителя административного истца – Гаркушевой Т.Б. на решение Читинского гарнизонного военного суда от 2 августа 2023 года.

Заслушав доклад судьи Даутова М.Ф., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции и доводы апелляционной жалобы, выслушав выступления представителя административного ответчика и представителя заинтересованного лица в поддержание вынесенного судебного решения, окружной военный суд

установил:

<ФИО>1 через своего представителя Гаркушеву Т.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил отменить решение призывной комиссии по мобилизации городского округа «Город Чита» от 24 сентября 2022 года о призыве его на военную службу по мобилизации, обязать данную комиссию предоставить ему отсрочку от указанного призыва и обратить решение суда к немедленному исполнению.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что с <дата> он работает в <.ООО.> в <адрес> в должности <...>. Из ответа <.ООО.> ему стало известно, что на момент его мобилизации в распоряжении данной организации имелась выписка из перечня должностей и профессий, по которым бронируются граждане, пребывающие в запасе Вооружённых Сил РФ, работающие в органах государственной власти, органах местного самоуправления, утверждённого Постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе от 3 февраля 2015 года № 665с (в редакции, не содержащей должности <...>). При этом после обращения его работодателя в октябре 2022 года в администрацию Черновского района г. Читы <.ООО.> была предоставлена выписка из вышеуказанного перечня, в которую его должность была включена.

Читинский гарнизонный военный суд решением от 2 августа 2023 года отказал <ФИО>1 в удовлетворении его административного искового заявления.

В апелляционной жалобе представитель административного истца, выражая своё несогласие с решением, просит его отменить и вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных административных исковых требований, в обоснование приводя следующие доводы.

По мнению автора жалобы, несостоятельными являются выводы суда в решении об отсутствии нарушения прав административного истца, поскольку по состоянию на сентябрь 2022 года, у <.ООО.> не было потребности в бронировании работников, в том числе <ФИО>1., а также о том, что само по себе включение должности <...> в соответствующие перечни не влечёт безусловного права на предоставление отсрочки от призыва, и об отсутствии у призывной комиссии на момент принятия ею решения оснований для предоставления ему такой отсрочки. Так, действие Постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2022 года № 1725 распространяется на правоотношения, возникшие с момента издания Президентом Российской Федерации Указа от 21 сентября 2022 года № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации». Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации, Правительством РФ установлено право отдельной категории граждан на получение отсрочки от призыва по мобилизации с целью обеспечения выполнения государственного оборонного заказа, в том числе для лиц, для которых правоотношения возникли до даты вступления в силу данного постановления. Следовательно, поскольку руководитель <.ООО.> 18 октября 2022 года направил в военный комиссариат список таких работников, в который был включён и <ФИО>1 ему в трёхдневный срок должна была быть предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации, а решение призывной комиссии подлежало пересмотру.

Проверив материалы дела и обсудив изложенные в апелляционной жалобе доводы, окружной военный суд находит решение законным и обоснованным.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» с 21 сентября 2022 года в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация.

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) под мобилизацией в РФ понимается комплекс мероприятий по переводу экономики РФ, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени. Мобилизация в РФ может быть общей или частичной. Комплекс мероприятий, проводимых при объявлении общей или частичной мобилизации в РФ, определяется в соответствии с данным Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ и иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии с подпунктом 1 п. 1 статьи 18 Федерального закона отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам, забронированным в порядке, определяемом Правительством РФ.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе, проводится в целях обеспечения на период мобилизации и на военное время деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций. Граждане, подлежащие бронированию, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на время предоставленной отсрочки. Организация и порядок бронирования граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации и на военное время определяются настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Правительства РФ (статьи 23, 24 Федерального закона).

Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2010 года № 156 утверждены Правила бронирования граждан РФ, пребывающих в запасе Вооружённых Сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (далее – Правила бронирования).

Согласно Правилам бронирования забронированные граждане, пребывающие в запасе, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на срок действия предоставленной отсрочки. При этом военные комиссариаты оформляют гражданам, подлежащими бронированию, отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время.

В соответствии с Положением «О призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований», утверждённым Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года № 852, на призывную комиссию по мобилизации муниципального образования в период мобилизации возлагаются функции, в том числе по утверждению списков граждан, переданных в комплектуемые воинские части, и по предоставлению гражданам отсрочек от призыва на военную службу при мобилизации (п. 22). Решение призывной комиссии по мобилизации оформляется протоколом, который подписывается председателем, его заместителем и членами комиссии и является основанием для выписки и вручения мобилизационного предписания, а также для проведения мероприятий по обеспечению этой работы (п. 25).

Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2022 года № 1725 утверждены Правила предоставления права на получение отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации гражданам Российской Федерации, работающим в организациях оборонно-промышленного комплекса (далее – Правила).

В соответствии с Правилами право на получение отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется следующим категориям граждан РФ – руководителям, специалистам и рабочим, работающим в организациях и участвующим в выполнении заданий государственного оборонного заказа. Перечень организаций разрабатывается Министерством промышленности и торговли РФ с разбивкой по субъектам РФ, утверждается в 5-дневный срок со дня вступления в силу настоящих Правил и направляется в Министерство обороны РФ. Выписки из перечня организаций доводятся Министерством обороны до военных комиссариатов соответствующих субъектов РФ в 3-дневный срок после получения указанного перечня организаций. Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам призывными комиссиями по мобилизации на основании списков граждан, направляемых руководителями организаций, в 3-дневный срок после получения указанных списков граждан.

Приведённым выше Постановлением Правительства РФ предусмотрено, что оно распространяется на правоотношения, возникшие с 21 сентября 2022 года.

По смыслу данных правовых норм, в период объявленной в стране частичной мобилизации на призывные комиссии по мобилизации, включая созданные при муниципальных образованиях, возложены полномочия как по призыву граждан на военную службу по мобилизации из запаса, так и на предоставление им отсрочки от такого призыва. Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам, состоящим в запасе, призывными комиссиями по мобилизации на основании списков таких граждан, направляемых руководителями организаций, участвующим в выполнении заданий государственного оборонного заказа, включённых в Перечень, утверждённый Министерством торговли и промышленности Российской Федерации.

Из материалов дела видно, что <ФИО>1 работающий в <.ООО.> в <адрес> в должности <...>, решением призывной комиссии по мобилизации городского округа «Город Чита» от 24 сентября 2022 года призван из запаса на военную службу по мобилизации. При этом административный истец каких-либо ограничений, препятствующих такому призыву на военную службу, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года № 647, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами, не имел, не состоял в списках граждан, направляемых руководителями организаций, участвующим в выполнении заданий государственного оборонного заказа, включённых в Перечень, утверждённый Министерством торговли и промышленности Российской Федерации.

Как правильно констатировал гарнизонный военный суд в решении, поскольку достоверные данные о наличии у <ФИО>1 права на отсрочку от призыва по мобилизации по изложенным выше основаниям у призывной комиссии по мобилизации городского округа «Город Чита» на момент принятия 24 сентября 2022 года оспариваемого решения о призыве отсутствовали, данная комиссия при принятии этого решения действовала обоснованно.

При таких обстоятельствах призывная комиссия по мобилизации городского округа «Город Чита», действуя в пределах своих полномочий и в соответствии с действующим законодательством, приняла законное решение о призыве административного истца на военную службу из запаса, вследствие чего прав последнего не нарушила.

Таким образом, оснований для признания незаконным решения указанной комиссии о призыве <ФИО>1 на военную службу по мобилизации и о возложении на эту комиссию обязанности предоставить ему отсрочку от указанного призыва не имеется.

Что же касается направления 18 октября 2022 года руководителем <.ООО.> в военный комиссариат списка работников предприятия, имеющих право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации, в который также включён <ФИО>1 то данное обстоятельство по изложенным выше основаниям не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения призывной комиссии.

Поэтому распространение действия Постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2022 года № 1725 на правоотношения, возникшие с 21 сентября 2022 года, существенного значения для административного дела не имеет.

В силу указанного, приведённые в апелляционной жалобе доводы являются несостоятельными и не могут повлиять на существо законно и обоснованно принятого судебного решения.

На основании изложенного, а также руководствуясь ст. 307, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, окружной военный суд

определил:

решение Читинского гарнизонного военного суда от 2 августа 2023 года по административному делу № 2 а-115/2023 по административному исковому заявлению <ФИО>1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев с этого дня может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в кассационный военный суд.

Председательствующий Ю.А. Гордиенко

Судьи: Е.О. Гордеева

М.Ф. Даутов

Дата составления мотивированного апелляционного определения – 27 октября 2023 года.