Председательствующий по делу Соцков П.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а – 877
Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Павленка С.В.,
судей: Дзадзиева Д.А., Ярмонова Р.В.,
при помощнике судьи Попове В.А., с участием представителя административного истца ФИО1, представителя Министра обороны РФ ФИО2, представителя Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил РФ» (г. Москва) ФИО3 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-315/2020 по апелляционной жалобе административного истца на решение Московского гарнизонного военного суда от 26 июня 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил РФ» (г. Москва) (далее - Академия) подполковника ФИО4 об оспаривании действий Министра обороны РФ и начальника Академии, связанных с назначением на воинскую должность.
Заслушав доклад судьи Ярмонова Р.В., объяснения представителя административного истца в обоснование апелляционной жалобы, а также представителей административных ответчиков, возражавших против ее удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, приказом Министра обороны РФ от 7 июля 2018 года № 090 ФИО4, проходящий военную службу на должности доцента кафедры Тюменского высшего военно-инженерного командного училища, <данные изъяты>, «подполковник», 27 тарифный разряд был освобожден от занимаемой воинской должности и с 1 сентября 2018 года зачислен на первый курс очного обучения в Академию на воинскую должность слушателя.
После окончания данного учебного заведения приказом Министра обороны РФ от 9 мая 2020 года № 076 административный истец назначен на воинскую должность заместителя начальника инженерных войск отдела инженерных войск <данные изъяты> общевойсковой армии (<данные изъяты>, «подполковник», 25 тарифный разряд.
Полагая свои права нарушенными, ФИО4 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконным и отменить приказ Министра обороны РФ от 9 мая 2020 года № 076 о назначении его на должность заместителя начальника инженерных войск отдела инженерных войск 29 общевойсковой армии (г. Чита);
- обязать Академию принять меры по его назначению на равную либо высшую должность;
- обязать Министра обороны РФ издать приказ о назначении его на равную либо высшую должность;
- решение суда обратить к немедленному исполнению.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного иска отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с судебным постановлением, просит его отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, а также нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы ФИО4, ссылаясь на требования ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237 (далее - Положение), указывает, что, вопреки данной норме, оспариваемым приказом Министра обороны РФ он без согласия назначен на низшую воинскую должность.
Ссылается на то, что в период обучения в Академии ему производилась выплата денежного довольствия, исходя из 27 тарифного разряда, который соответствовал воинской должности, занимаемой им до поступления на обучение.
Обращает внимание на то, что оспариваемые действия по назначению его на низшую воинскую должность, которой соответствует 25 тарифный разряд, нарушают его право на профессиональный рост и продвижение по военной службе, после окончания военного образовательного учреждения и получения в связи с этим более высокой квалификации. Кроме того, такие действия ставят его в неравные условия по отношению к военнослужащим, ненаправленным на профессиональную переподготовку и повышение квалификации, поскольку они не могут быть назначены на низшие воинские должности без их согласия.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 43 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» назначение на воинские должности военнослужащих, за исключением должностей, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, осуществляется в порядке, установленном Положением.
Согласно п. 9 ст. 11 Положения военнослужащие, окончившие военно-учебные заведения, адъюнктуру, военную докторантуру, назначаются на воинские должности, подлежащие замещению лицами с необходимым уровнем образования и предусмотренные соответствующим перечнем воинских должностей.
При невозможности назначения на указанные воинские должности такие военнослужащие могут быть назначены на иные воинские должности, но не ниже ранее занимаемых.
Офицеры, окончившие высшие военно-учебные заведения, назначаются на воинские должности (в исключительных случаях зачисляются в распоряжение командира (начальника) для дальнейшего назначения на воинскую должность) приказами руководителя федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба, а на воинские должности, подлежащие замещению высшими офицерами, - указами Президента Российской Федерации.
В соответствии п. 12 Порядка деятельности должностных лиц и органов военного управления по организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах РФ, утвержденному приказом Министра обороны РФ от 30 октября 2015 года № 660 (далее – Порядок), непосредственное руководство определением персонального служебного предназначения выпускников военно-учебных заведений осуществляет начальник военной образовательной организации высшего образования (начальник военной профессиональной образовательной организации) Министерства обороны Российской Федерации (далее - военно-учебное заведение) с привлечением командиров подразделений слушателей (курсантов) и профессорско-преподавательского состава. В процессе должностного предназначения выпускников военно-учебных заведений могут принимать участие представители кадровых органов видов (родов войск) Вооруженных Сил, военных округов, Северного флота и центральных органов военного управления.
Кадровый орган военно-учебного заведения организует работу по назначению выпускников военно-учебного заведения на воинские должности офицеров - на основании выписок из утвержденного Министром обороны Российской Федерации плана распределения офицеров - выпускников военно-учебных заведений и учебных военных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования.
Как видно из материалов дела ФИО4 в мае 2020 года окончил Академию по направлению подготовки «Управление техническим обеспечением войск (сил)» по военной специальности «Управление инженерно-техническим обеспечением войск и техническим обеспечением инженерных войск».
В соответствии с планом распределения офицеров-выпускников высших военно-учебных заведений Министерства обороны РФ и учебных военных центров при гражданских вузах в 2020 году, утвержденного Министром обороны 25 декабря 2019 года, Академии определено 7 единиц офицеров по направлению «Управление инженерно-техническим обеспечением войск и техническим обеспечением инженерных войск» с ВУС №. При этом согласно ведомости допускаемой замены по ВУС, офицеры закончившие подготовку по специальности «Управление инженерно-техническим обеспечением войск и техническим обеспечением инженерных войск», ВУС № могут быть предназначены на другие номера (коды) ВУС без дополнительной подготовки.
При таких данных, проанализировав приведенные выше нормы, определяющие порядок назначения на воинские должности военнослужащих, окончивших военно-учебные заведения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что определяющим критерием назначения указанных военнослужащих на воинские должности является имеющийся у них необходимый уровень образования, а само назначение производится согласно предоставленным Министерством обороны РФ соответствующим перечнем воинских должностей и должно соответствовать имеющейся у такого военнослужащего военно-учетной специальности.
В связи с этим не вызывает сомнений в обоснованности и вывод гарнизонного военного суда о том, что в данном случае каких-либо препятствий к назначению ФИО4 на низшую воинскую должность по отношению к должности, которую он занимал до поступления на обучение не имелось и его согласие на такое назначение не требовалось, поскольку воинская должность заместителя начальника инженерных войск отдела инженерных войск № общевойсковой армии (г. Чита), на которую административный истец был назначен оспариваемым приказом, прямо предусмотрена планом распределения офицеров-выпускников высших военно-учебных заведений Министерства обороны РФ и учебных военных центров при гражданских вузах в 2020 году, утвержденным Министром обороны РФ 25 декабря 2019 года, и соответствует не только полученной им после окончания обучения по направлению «Управление инженерно-техническим обеспечением войск и техническим обеспечением инженерных войск» военно-учетной специальности, но и имеющейся у него штатно-должностной категории.
Суд первой инстанции также правильно учитывал, что согласно перечню воинских должностей, поступивших в Академию, выпускники факультета, на котором обучался ФИО4, могли быть назначены на воинские должности, высшим из которых соответствует 25 тарифный разряд.
При этом ФИО4, поступив 1 сентября 2018 года в Академию и заключив соответствующий контракт о прохождении военной службы, согласился с таким порядком ее прохождения.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование норм действующего законодательства, которых придерживается административный истец в апелляционной жалобе, основаны на неправильном понимании правовых норм, регулирующих спорые правоотношения, в связи с чем они не могут быть признаны обоснованными и повлечь отмену или изменение обжалуемого судебного постановления.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, ч. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 26 июня 2020 года по административному исковому заявлению ФИО4 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу – без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.