Председательствующий по делу Бурдюжа В.А. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-99/1643
г. Москва |
Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - | ФИО1, |
судей: | ФИО2, Серазитдинова Э.Т., |
с участием помощника судьи Безносюк М.С. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-81/2019 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» ФИО3 на решение 80 гарнизонного военного суда от 22 июля 2019 г., которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части №<данные изъяты> ФИО4 об оспаривании решения и действий Федерального государственного казённого учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – Управление), связанных с отказом в изменении значения показателя категории участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее – НИС).
Заслушав доклад судьи Серазитдинова Э.Т., судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Лапа, заключивший первый контракт о прохождении военной службы 27 июня 2005 г., второй контракт – 27 июня 2008 г., проходит военную службу в войсковой части №, являющейся правопреемником войсковой части №, в которой он проходил военную службу до декабря 2012 г. 6 июля 2015 г. Лапа было присвоено воинское звание «прапорщик».
20 мая 2019 г. Лапа обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что с сентября 2008 г. он неоднократно обращался к командованию войсковой части 74273 с рапортами о включении его в реестр участников НИС. 12 августа 2011 г. он, будучи в воинском звании «рядовой», был включен в реестр участников НИС под регистрационным номером участника НИС 03110801000001121000 (по категории «03», предусмотренной для прапорщиков и мичманов, общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет три года начиная с 1 января 2005 г.). С уведомлением о включении в реестр он был ознакомлен 12 декабря 2012 г.
В 2018 г. он обратился к ответственному должностному лицу войсковой части № с просьбой об оформлении документов на использование денежных средств, учтенных на его именном накопительном счете.
Установив несоответствие его категории участника НИС (поскольку воинское звание «прапорщик» было присвоено ему только в 2015 г.), командование воинской части 10 июля 2018 г. направило в адрес Управления соответствующую таблицу изменений.
Отказав в изменении категории участника НИС, должностное лицо Управления в письме от 18 сентября 2018 г., поступившем в воинскую часть 1 апреля 2019 г., указало на необходимость представления таблицы изменений с новым значением «даты возникновения основания для включения в реестр» - 6 июля 2015 г. (даты присвоения воинского звания «<данные изъяты>»). При этом должностное лицо Управления указало на отсутствие рапорта о включении его в реестр участников НИС по категории «04», предусмотренной для сержантов и старшин, солдат и матросов, заключивших второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 г., изъявивших желание стать участниками НИС.
Вместе с тем такой рапорт им был подан в 2008 г. командованию войсковой части №, а включение его 12 августа 2011 г. в реестр участников НИС по категории «03» явилось следствием ошибочных действий сотрудников войсковой части №
В связи с изложенным, считая свои права нарушенными, Лапа, оспорив отказ начальника Управления в изменении в реестре участников НИС значения показателя категории участника и требование названного должностного лица о представлении в адрес Управления таблицы изменений с новым значением показателя «Дата возникновения основания для включения в реестр» на дату присвоения ему воинского звания «прапорщик» - 6 июля 2015 г., с учетом увеличения объема заявленных требований, просил суд обязать начальника Управления изменить ему категорию участника НИС с «03» на «04», а дату возникновения основания для включения в реестр участников НИС – на 30 сентября 2008 г. (дату регистрации его рапорта о включении его в реестр участников НИС в журнале учета входящих документов войсковой части №.
Гарнизонный военный суд административное исковое заявление Лапы удовлетворил.
Суд обязал командира войсковой части № обеспечить в соответствии с п. 19-21 Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 24 апреля 2017 г. № 245 (далее – Порядок), оформление таблицы изменений Лапа значения показателя категории участника НИС с «03» на «04» с датой возникновения основания для включения в реестр участников НИС – 30 сентября 2008 г., которую направить в Управление, а начальника Управления – на основании представленной командиром войсковой части № таблицы изменений изменить Лапа значение показателя категории участника НИС с «03» на «04», а дату возникновения основания для включения в реестр участников НИС – на 30 сентября 2008 г.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика – начальника Управления ФИО3, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование жалобы, ссылаясь на положения ст. 176, ч. 2 ст. 310, ст. 218, 219, ч. 11 ст. 226 КАС РФ, указывает, что поскольку с уведомлением о включении в реестр участников НИС под номером 03110801000001121000 с датой возникновения основания для включения в реестр – 12 августа 2011 г. Лапа был ознакомлен 12 декабря 2012 г. и не обжаловал его, а с заявлением об увеличении объема заявленных требований обратился в суд только 20 июня 2019 г., он пропустил установленный законом срок обращения с административным исковым заявлением в суд, не представив доказательств уважительности его пропуска. Однако судом этому обстоятельству надлежащей оценки не дано.
Отмечает, что ответ Управления от 18 сентября 2018 г. в адрес командира войсковой части № каких-либо прав административного истца не нарушает, не является отказом, а представляет собой разъяснение порядка последующих действий должностных лиц воинской части для надлежащей реализации прав военнослужащего.
В заключение жалобы утверждает, что вывод суда о том, что рукописные исправления в Списке для включения Лапа в реестр участников НИС были сделаны Управлением, не соответствует действительности. В этой связи обращает внимание на то, что указанный список в 2014 г. наряду с другими документами был передан Управлением кадров ЗВО на архивное хранение. При этом только в 2014 г. в штат Управления был введен новый отдел (реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих). До этого момента все документы на военнослужащих, являющихся участниками НИС, направлялись должностными лицами войсковых частей для формирования реестра в кадровые органы флотов и округов.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 3, 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Закон), к участникам НИС наряду с другими категориями военнослужащих относятся:
- прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, которые заключили первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года и общая продолжительность военной службы по контракту которых по состоянию на 1 января 2005 года составляла не более трех лет, могут стать участниками, изъявив такое желание (категория участника НИС – «03»);
- сержанты и старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу до 1 января 2020 года, заключившие второй контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года, изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы (категория участника НИС – «04»).
Согласно п. 3 и 4 ч. 2 ст. 9 Закона основанием для включения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников является:
- для прапорщиков и мичманов, заключивших первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года, - общая продолжительность их военной службы по контракту три года;
- для сержантов и старшин, солдат и матросов, поступивших на военную службу до 1 января 2020 года, - в письменной форме обращение об их включении в реестр участников.
Подпунктами 3 и 4 п. 13 Постановления Правительства РФ от 212 февраля 2005 г. № 89 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба» определено, что датой возникновения соответствующего основания для включения военнослужащего в реестр является:
- для прапорщиков и мичманов, заключивших первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 г., - дата достижения 3 лет общей продолжительности их военной службы по контракту;
- для сержантов и старшин, солдат и матросов, поступивших на военную службу до 1 января 2020 г., - дата регистрации в журнале учета служебных документов их обращения (в письменной форме) о включении в реестр.
В силу п. 19 Порядка изменения в реестр участников НИС вносятся, в том числе, в случае несоответствия сведений, содержащихся в уведомлении о включении в реестр, сведениям, содержащимся в личной карточке и личном деле участника НИС.
В соответствии с п. 20 Порядка при возникновении оснований, предусмотренных пунктом 19 Порядка, ответственное должностное лицо воинской части оформляет таблицу изменений по рекомендуемому образцу согласно приложению № 4 к Порядку и представляет ее на подпись командиру воинской части с приложением документов, на основании которых вносятся изменения.
Согласно п. 21 Порядка таблица изменений с приложением заверенных копий документов, на основании которых внесены изменения, направляется в подразделение жилищного обеспечения (отдельный орган военного управления) в порядке, предусмотренном пунктом 11 настоящего Порядка.
Как усматривается из материалов дела, первый контракт о прохождении военной службы Лапа заключил 27 июня 2005 г., а второй контракт – 27 июня 2008 г. 30 сентября 2008 г. Лапа обращался к командованию войсковой части № с рапортом, зарегистрированным в журнале учета служебных документов под вх. № 3331 от 30 сентября 2008 г., в котором просил о включении его в реестр участников НИС. При этом воинское звание «<данные изъяты>» было присвоено Лапа только 6 июля 2015 г.
При таких данных в силу приведенных выше положений действующего законодательства Лапа должен был быть включен в реестр участников НИС по категории «04» с датой возникновения основания для включения в реестр участников НИС – 30 сентября 2008 г.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции, правильно применив приведенные выше правовые нормы, пришел к верному выводу о том, что отказом начальника Управления в изменении в реестре участников НИС значения показателя категории участника НИС с «03» на «04» и указании на необходимость представления таблицы изменений с новым значением «даты возникновения основания для включения в реестр» - 6 июля 2015 г. нарушены права и законные интересы административного истца, в целях восстановления которых в силу положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ правомерно удовлетворил его административное исковое заявление.
Соблюдению Лапа установленного ст. 219 КАС РФ срока обращения с административным исковым заявлением в суд в решении суда первой инстанции дано надлежащее обоснование, основании не согласиться с которым у судебной коллегии не имеется.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на его обоснованность и законность либо опровергали выводы суда первой инстанции.
В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу о том, что принятое по делу решение является правильным, а оснований для удовлетворения апелляционной жалобы представителя административного ответчика не имеется.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение 80 гарнизонного военного суда от 22 июля 2019 г. по административному исковому заявлению ФИО4 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» ФИО3 – без удовлетворения.
«Подписи»