ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Дополнительное постановление № 18АП-14841/20 от 07.04.2021 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-14841/2020

г. Челябинск

12 апреля 2021 года

Дело № А07-10367/2020

Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2021 года .

Постановление изготовлено в полном объеме апреля 2021 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Матвеевой С.В.,

судей Поздняковой Е.А., Журавлева Ю.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Деевой К.К.,

рассмотрел в открытом судебном заседании вопрос о вынесении дополнительного постановления по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2, ФИО3 на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.10.2020 по делу № А07-10367/2020.

ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Медовар» об обязании в течение пяти дней с даты вступления решения в законную силу произвести действия, направленные на исключение из Единого государственного реестра юридических лиц сведений о ФИО1, ФИО2, ФИО3 как участниках ООО «Медовар» в связи с их выходом из общества, в том числе путем подачи соответствующего заявления по форме №Р14001; взыскании 150 000 руб. в возмещение расходов на оплату услуг представителя; об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 39 по Республике Башкортостан возвратить в течение пяти дней с даты вступления решения в законную силу оригиналы заявлений от 21.01.2020 о выходе из ООО «Медовар» (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Определением суда от 14.05.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена МИФНС №39 по РБ.

Решением суда от 06.10.2020 (резолютивная часть от 29.09.2020) в удовлетворении исковых требований отказано.

С решением суда от 06.10.2020 не согласились ФИО1, ФИО2, ФИО3 и обратились в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просили обжалуемый судебный акт отменить.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2021 (резолютивная часть от 03.03.2021) апелляционная жалоба ФИО1, ФИО2, ФИО3 – удовлетворена, решение суда от 06.10.2020 по делу № А07-10367/2020 отменено. Заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3 удовлетворено. Суд обязал ООО «Медовар» в течение 10 рабочих дней с даты вынесения настоящего постановления произвести действия, направленные на исключение из Единого государственного реестра юридических лиц сведений о ФИО1, ФИО2, ФИО3 как об участниках ООО «Медовар». Взыскал с ООО «Медовар» в пользу ФИО1 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску, 1000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе, 25 000 руб. в возмещение расходов на оплату услуг представителя. Взыскал с ООО «Медовар» в пользу ФИО2 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску, 1000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе, 25 000 руб. в возмещение расходов на оплату услуг представителя. Взыскал с ООО «Медовар» в пользу ФИО3 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску, 1000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе, 25 000 руб. в возмещение расходов на оплату услуг представителя.

При вынесении апелляционным судом постановления от 09.03.2021 (резолютивная часть от 03.03.2021) не был разрешен вопрос об обязании МИФНС № 39 по РБ возвратить в течение пяти дней с даты вступления решения в законную силу оригиналы заявлений от 21.01.2020 о выходе из ООО «Медовар».

Согласно пункту 3 части 1 статьи 178 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, принявший решение, до вступления этого решения в законную силу по своей инициативе или по заявлению лица, участвующего в деле, вправе принять дополнительное решение в случае, если по какому-либо требованию, в отношении которого лица, участвующие в деле, представили доказательства, судом не было принято решение.

Вопрос о принятии арбитражным судом дополнительного решения разрешается в судебном заседании (часть 2).

В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» разъяснено, что арбитражный суд апелляционной инстанции в порядке, определенном статьей 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вправе по своей инициативе или по заявлению указанных в части 3 статьи 179 Кодекса лиц исправить допущенные в постановлении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания. Арбитражный суд апелляционной инстанции также вправе принять дополнительное постановление, разъяснить постановление применительно к статьям 178, 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Вопрос о принятии дополнительного постановления, вопросы разъяснения постановления, исправления описок, опечаток, арифметических ошибок рассматриваются составом судей, принявшим постановление.

При указанных обстоятельствах определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2021 назначено судебное заседание по вопросу о принятии дополнительного постановления по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2, ФИО3 на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.10.2020 по делу № А07-10367/2020.

Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2021 произведена замена судьи Румянцева А.А., находящегося в отпуске, судьей Журавлевым Ю.А

В судебное заседание представители участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явились. Вопрос о принятии дополнительного постановления рассмотрен судом в отсутствие представителей сторон.

В пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей» (далее - Закон о государственной регистрации) указано, что в Российской Федерации ведется государственный реестр, содержащий сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц - ЕГРЮЛ.

В пунктах 4, 5 статьи 5 названного Федерального закона указано, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.

Согласно пункту 2 статьи 17 Закона о регистрации для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по утвержденной форме.

В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Такое заявление удостоверяется подписью уполномоченного лица (пункт 1 статьи 9 Закона о регистрации).

В силу пункта 7.1 статьи 23 Закона об обществах с ограниченной ответственностью документы для государственной регистрации изменений должны быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в течение месяца со дня перехода доли или части доли к обществу. Указанные изменения приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.

Таким образом, изменения, связанные, в том числе, с изменением состава участников общества, подлежат внесению ЕГРЮЛ на основании представленного в регистрирующий орган заявления.

Документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и представленные в регистрирующий орган при государственной регистрации являются частью соответственно единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (пункт 6 статьи 5 Закона о регистрации).

В пункте 3.1 статьи 9 Закона о регистрации определено, что регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных в соответствии с указанным Федеральным законом документов в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.02.2015 № 25н утвержден Порядок ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, в пункте 1 которого установлено, что ведение Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях.

Ведение ЕГРЮЛ и ЕГРИП на бумажных носителях осуществляется путем хранения представленных в налоговые органы при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов на бумажных носителях в соответствии с порядком, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.01.2013 № 15н «Об утверждении Порядка учета и хранения регистрирующим органом всех представленных в регистрирующий орган документов, а также порядка и сроков хранения регистрирующим органом содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей документов и порядка их передачи на постоянное хранение в государственные архивы» (далее - Порядок № 15н).

Согласно пунктам 2, 3 Порядка № 15н представленные при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств документы на бумажных носителях и документы в форме электронных документов учитываются налоговым органом, в который представлены такие документы, путем их регистрации с присвоением представленным документам входящего номера с указанием даты их получения налоговым органом. Представленные при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств документы, а также документы, включенные в государственные реестры, хранятся в местах, недоступных для посторонних лиц, в условиях, обеспечивающих предотвращение их хищения и утраты, искажения, подделки и утраты содержащейся в них информации.

Приказом Федеральной налоговой службы от 15.02.2012 № ММВ-7-10/88@ утвержден «Перечень документов, образующихся в деятельности Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения», раздел 11 которого посвящен документации, относящейся к государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, учету организаций и физических лиц, ведению Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Единого государственного реестра налогоплательщиков. В состав такой документации входят, в частности, документы (заявления и иные документы, представленные при государственной регистрации, решения об отказе в государственной регистрации и др.) об отказе в государственной регистрации в отношении юридического лица со сроком хранения три года (пункт 497 Перечня).

Таким образом, возврат документов, представленных заявителем в регистрирующий орган, действующим законодательством не предусмотрен.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии у регистрирующего органа оснований для возврата документов, представленных заявителями при обращениис заявлением о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

В удовлетворении исковых требований в указанной части следует отказать.

Руководствуясь статьями 176, 265 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

в удовлетворении заявления ФИО1, ФИО2, ФИО3 об обязании Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 39 по Республике Башкортостан возвратить ФИО1, ФИО2, ФИО3 в течение пяти дней с даты вступления решения суда в законную силу оригиналы заявлений от 23.07.2013 о выходе из общества с ограниченной ответственностью «Медовар» отказать.

Дополнительное постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                         С.В. Матвеева

Судьи:                                                                               Е.А. Позднякова

                                                                                                 Ю.А. Журавлев