ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 02АП-5475/2011 от 11.09.2012 АС Костромского области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
E-mail: info@kostroma.arbitr.ru
http://kostroma.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Дело № А31-364/2008

г. Кострома

11 сентября 2012 года

Резолютивная часть определения объявлена 06 сентября 2012 года

Полный текст определения изготовлен 11 сентября 2012 года

Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Иванова Евгения Вячеславовича, при ведении протокола секретарем Арутюнян Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление администрации городского округа город Мантурово Костромской области, г. Мантурово, Костромская область о понуждении конкурсного управляющего передать в муниципальную собственность социально значимые объекты

по делу по заявлению ФНС России в лице Управления ФНС России по Костромской области, г. Кострома к МУП «Мантуровская теплосеть», г. Мантурово, Мантуровский район, Костромская область о признании несостоятельным (банкротом),

при участии:

от заявителя: ФИО1, доверенность № 13 от 01.06.2012,

от конкурсного управляющего: ФИО2, доверенность от 11.01.2012,

от УФНС по КО: ФИО3, доверенность от 17.04.2012 № 11-02-20/04523. после перерыва - ФИО4, доверенность от 17.04.2012 № 11-02-20/04525,

установил следующее.

ФНС России в лице Управления ФНС России по Костромской области, г. Кострома обратилась в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании МУП «Мантуровская теплосеть», г. Мантурово, Мантуровский район, Костромская область несостоятельным (банкротом).

Решением Арбитражного суда Костромской области от 19 февраля 2009 года МУП «Мантуровская теплосеть» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении


него введена процедура конкурсного производства. Конкурсным управляющим назначен Денисов Г.Б.

Администрация городского округа город Мантурово Костромской области, г. Мантурово, Костромская область обратилась в арбитражный суд с заявлением о понуждении конкурсного управляющего передать по передаточному акту в муниципальную собственность городского округа город Мантурово Костромской области социально значимые объекты:

- тепловые сети от котельной № 1, находящиеся по адресу: <...> г., протяженностью 2609/2609 м,

- тепловые сети от котельной № 1, находящиеся по адресу: <...> г., протяженностью 77/77 м.,

- тепловые сети от котельной № 3, находящиеся по адресу: <...> г., протяженностью 220/220 м,

тепловые сети от котельной № 5, находящиеся по адресу: <...> г.-1980г., протяженностью 190/190 м,

- тепловые сети от котельной № 6, находящиеся по адресу: <...> г., протяженностью 144/144 м,

- тепловые сети от котельной № 9, находящиеся по адресу: <...> г., протяженностью 2370/2370 м,

- тепловые сети от котельной № 10, находящиеся по адресу: <...> г., протяженностью 233/233 м,

- тепловые сети от котельной № 11, находящиеся по адресу: <...> г., протяженностью 564/564 м,

- тепловые сети от котельной № 13, находящиеся по адресу: <...>, протяженностью 361/361 м,

- тепловые сети от котельной № 14, находящиеся по адресу: <...> г., протяженностью 1084/1084 м,

- тепловые сети от котельной № 15, находящиеся по адресу: <...> протяженностью 269/269 м,

- тепловые сети от котельной № 16, находящиеся по адресу: <...> г. протяженностью 918,5/918,5 м,

- тепловые сети от котельной № 17, находящиеся по адресу: <...>, протяженностью 354/354 м,


- тепловые сети от котельной № 19, находящиеся по адресу: гор. Мантурово, ул. В. Набережная, 1990 г. протяженностью 990/990 м.

Свое заявление муниципальное образование городской округ г. Мантурово в лице администрации городского округа г. Мантурово мотивировало следующими доводами.

Пунктом 4 статьи 132 Федерального закона от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определено, что социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, а также иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, продаются в порядке, установленном ст. 110 настоящего Федерального закона.

В соответствии с положениями статьи 110 настоящего Федерального закона от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» на 25 апреля 2012 года были назначены повторные торги со снижением цены на 10% по продаже социально значимых объектов, принадлежащих МУП «Мантуровская теплосеть» на праве хозяйственного ведения, а именно:

Тепловые сети от котельной № 1, находящиеся по адресу: <...> г., протяженностью 2609/2609 м.,

Тепловые сети от котельной № 1, находящиеся по адресу: <...> г., протяженностью 77/77 м.,

Тепловые сети от котельной № 3, находящиеся по адресу: <...> г., протяженностью 220/220 м.,

Тепловые сети от котельной № 5, находящиеся по адресу: <...> г.-1980г., протяженностью 190/190 м.,

Тепловые сети от котельной № 6, находящиеся по адресу: <...> г., протяженностью 144/144 м.,

Тепловые сети от котельной № 9, находящиеся по адресу: <...> г., протяженностью 2370/2370 м.,

Тепловые сети от котельной № 10, находящиеся по адресу: <...> г., протяженностью 233/233 м.,

Тепловые сети от котельной № 11, находящиеся по адресу: <...> г., протяженностью 564/564 м.,

Тепловые сети от котельной № 13, находящиеся по адресу: <...>, протяженностью 361/361 м.,


Тепловые сети от котельной № 14, находящиеся по адресу: гор. Мантурово, ул. Больничная, д. 6а, 1982 г., протяженностью 1084/1084 м .,

Тепловые сети от котельной № 15, находящиеся по адресу: <...> протяженностью 269/269 м.,

Тепловые сети от котельной № 16, находящиеся по адресу: <...> г. протяженностью 918,5/918,5 м.,

Тепловые сети от котельной № 17, находящиеся по адресу: <...>, протяженностью 354/354 м.,

Тепловые сети от котельной № 19, находящиеся по адресу: <...> г. протяженностью 990/990 м.

Торги не состоялись в связи с отсутствием заявок.

Пунктом 5 статьи 132 Федерального закона от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлены последствия невозможности продажи социально значимых объектов. Социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктом 4 статьи 132, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.

Соответствующим муниципальным образованием является городской округ город Мантурово.

По мнению заявителя, поскольку социально значимые объекты выставлялись на торги в форме конкурса два раза и с учетом изменений, внесенных в Закон о банкротстве Федеральным законом от 30.12.2008 № 296-ФЗ, которым не предусмотрено проведение торгов более двух раз, социально-значимые объекты должны быть переданы в казну муниципального образования городского округа город Мантурово.

По состоянию на дату подачи заявления уведомлений о передаче имущества от конкурсного управляющего МУП «Мантуровская теплосеть» в адрес муниципального образования не поступало.

Заявитель считает, что непринятие мер по решению вопроса о передаче социально значимых объектов может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц, выразившемуся в срыве отопительного сезона 2012 - 1013 годов, поскольку указанные тепловые сети используются для отопления 30 социально значимых объектов и 117 жилых домов.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 30.08.2012 по 06.09.2012.


Представитель заявителя требования поддержал.

Представитель конкурсного управляющего требования заявителя признал.

В своем отзыве указал, что в соответствии с п. 4, 5 ст. 132 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) указанное в заявлении имущество относится к социально значимым. Не реализованное в порядке установленном ст. 110, 111 Закона о банкротстве социально значимое имущество, подлежит передаче в казану муниципального образования. Тепловые сети не были реализованы на торгах в форме конкурса, поэтому подлежат передаче в казану муниципального образования на основании п. 4, 5 ст. 132 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Представитель уполномоченного органа возражает против удовлетворения заявления.

В своем отзыве уполномоченный орган указал следующие доводы возражений.

Постановлением главы муниципального образования городского округа город Мантурово от 30.04.2008 N 409 было принято решение о принятии в казну городского округа город Мантурово с баланса Предприятия имущества, указанного в приложении к настоящему постановлению (тепловые сети от котельной N 1, улица Центральная, дом 6а, протяженностью 2609/2609 метров и 77/77 метров; тепловые сети от котельной N 3, улица Советская, дом 736, протяженностью 220/220 метров; тепловые сети от котельной N 5, улица XIX Партсъезда, протяженностью 190/190 метров; тепловые сети от котельной N 6, улица Вокзальная, дом 8, протяженностью 144/144 метра; тепловые сети от котельной N 9, улица Гагарина, дом 66, протяженностью 2370/2370 метров; тепловые сети от котельной N 10, улица Вокзальная, дом 100, протяженностью 233/233 метров; тепловые сети от котельной N 11, улица Красноармейская, протяженностью 564/564 метра; тепловые сети от котельной N 13, улица Ленина, дом 8а, протяженностью 361/361 метр; тепловые сети от котельной N 14, улица Больничная, дом 6а, протяженностью 1084/1084 метра; тепловые сети от котельной N 15, улица Железнодорожная, протяженностью 269/269 метров; тепловые сети от котельной N 16, улица Больничная, дом 2а, протяженностью 918,5/918,5 метра; тепловые сети от котельной N 17, улица Больничная, дом 16, протяженностью 354/354 метра; тепловые сети от котельной N 19, улица В.Набережная, протяженностью 990/900 метров), а также предписано Предприятию и Администрации осуществить прием-передачу данных материальных ценностей.


Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Костромской области от 24.02.2009 по делу N A31-364/2008-28 Предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим назначен Денисов Г.Б.

Согласно пункту 5 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 7 Закона N 161-ФЗ унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Посчитав, что изъятие имущества в муниципальную казну привело к невозможности осуществления уставной деятельности, Предприятие обратилось с настоящими требованиями в Арбитражный суд Костромской области.

Суд, оценив имеющиеся в материалах дела документы (в том числе договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 01.01.2000, постановление главы муниципального образования городского округа город Мантурово от 30.04.2008 N 409), установил, что муниципальное имущество, закрепленное за Предприятием на праве хозяйственного ведения, использовалось им для осуществления уставной деятельности.

Уполномоченный орган указывает, что ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Закон N 161-ФЗ не предоставляют собственнику имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, права изымать у него имущество.

Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка по прекращению права хозяйственного ведения Предприятия имуществом, оформленная посредством постановления от 30.04.2008 N 409, признана ничтожной.

Суды всех инстанций правомерно обязали Администрацию возвратить Предприятию в конкурсную массу спорное недвижимое имущество - тепловые сети (Постановление ФАС ВВО от 30.06.2010 №АЗ 1-1283/2009).

Кроме этого, уполномоченный орган полагает, что основания для передачи в собственность муниципального образования социально значимого имущества МУП «Мантуровская теплосеть», которое также является имуществом субъекта естественной монополии, отсутствуют.

Поскольку Предприятие является субъектом естественной монополии топливно- энергетического комплекса, реализация имущества данного должника, непосредственно


используемого для реализации товаров (работ, услуг), должна осуществляться с соблюдением требований ст.201 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Положениями ст. 201 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что имущество должника, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, выставляется на торги единым лотом. В п.2 указанной статьи определен перечень обязательных условий продажи имущества должника - субъекта естественной монополии. Предусмотрено также, что при продаже имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в лице соответствующих уполномоченных органов имеют право преимущественного приобретения предлагаемого для продажи имущества в порядке, предусмотренном пунктами 8 и 9 статьи 195 настоящего Федерального закона.

Безвозмездная передача имущества должника в муниципальную собственность может существенно отразиться на полноте удовлетворения требований кредиторов, в том числе требований об уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Сумма задолженности по обязательным платежам и по денежным обязательствам перед Российской Федерацией составляет: всего - 51666408,72 руб., в том числе, вторая очередь реестра требований кредиторов недоимка -9611885,06 руб., третья очередь реестра требований кредиторов всего -42054523,66 руб., в т.ч., недоимка - 23990364,40 руб., пени - 13299159,26 руб., штрафы - 4765000 руб.

В связи с передачей в собственность муниципального образования имущества должника (тепловые сети) (в соответствии с отчетом оценщика от 23.08.2010 рыночной стоимостью 12560045,74 руб.) в конкурсную массу не поступят денежные средства, которые могли быть направлены на погашение текущих платежей и требований кредиторов, включенных в реестр.

Определением Арбитражного суда Костромской области от 18 мая 2012 года по делу №А31-364/2008 признано незаконным бездействие конкурсного управляющего ФИО5, выразившееся в не назначении повторных торгов по реализации социально значимого имущества (тепловых сетей). Бездействия конкурсного управляющего не соответствуют принципам разумности и добросовестности и не отвечает интересам должника и кредиторов в соответствии с требованиями п. 6 ст.24 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».


В настоящее время в арбитражном суде рассматривается заявление уполномоченного органа об отстранении Денисова Г.Б. от исполнения обязанностей конкурсного управляющего МУП «Мантуровская теплосеть».

Исследовав представленные в дело доказательства, заслушав лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Решением Арбитражного суда Костромской области от 19 февраля 2009 года МУП «Мантуровская теплосеть» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура конкурсного производства. Конкурсным управляющим назначен ФИО5

Продажа имущества должника осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены статьями 110 (пунктами 3 - 8) и 111 Закона о банкротстве, с особенностями, предусмотренными правилами, регулирующими процедуру конкурсного производства.

Порядок реализации объектов коммунальной инфраструктуры установлен в пункте 4 статьи 132 Закона о банкротстве.

В соответствии с указанной нормой социально значимые объекты должника (в том числе объекты коммунальной инфраструктуры) продаются путем проведения торгов в форме конкурса в порядке, установленном статьей 110 Закона о банкротстве. Обязательным условием такого конкурса должна являться обязанность покупателя социально значимых объектов содержать и обеспечивать их эксплуатацию и использование в соответствии с целевым назначением указанных объектов. Иные условия проведения конкурса определяются собранием кредиторов (комитетом кредиторов) по предложению органа местного самоуправления. После проведения конкурса орган местного самоуправления заключает с покупателем социально значимых объектов соглашение об исполнении условий конкурса.

Социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктом 4 упомянутой статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы (пункт 5 статьи 132 Закона о банкротстве).

Судом установлено, что спорные тепловые сети не были реализованы на торгах в форме конкурса, проводившихся два раза и признанных несостоявшимися ввиду отсутствия заявок.


При таких обстоятельствах, заявление администрации городского округа город Мантурово Костромской области, г. Мантурово, Костромская область о понуждении конкурсного управляющего передать в муниципальную собственность социально значимые объекты, подлежит удовлетворению.

При этом наличие или отсутствие у должника статуса объекта естественной монополии значения не имеет, поскольку положения пункта 4 статьи 132 Закона о банкротстве носят общий характер и в любом случае не допускают возможность реализации социально значимых объектов путем публичного предложения. При этом суд отмечает, что заявитель не доказал и тот факт, что тепловые сети относятся к имуществу должника, непосредственно используемому для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии (ст. 201 Закона о банкротстве), т.е. факт необходимости применения норм, регулирующих особый порядок реализации имущества должника – субъекта естественной монополии.

На основании изложенного, в соответствии со ст.ст. 60, 132 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», ст. ст. 184, 185, 223 АПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Обязать конкурсного управляющего МУП «Мантуровская теплосеть», г. Мантурово, Мантуровский район, Костромская область передать по передаточному акту в муниципальную собственность городского округа город Мантурово Костромской области социально значимые объекты:

- тепловые сети от котельной № 1, находящиеся по адресу: <...> г., протяженностью 2609/2609 м,

- тепловые сети от котельной № 1, находящиеся по адресу: <...> г., протяженностью 77/77 м.,

- тепловые сети от котельной № 3, находящиеся по адресу: <...> г., протяженностью 220/220 м,

тепловые сети от котельной № 5, находящиеся по адресу: <...> г.-1980г., протяженностью 190/190 м,

- тепловые сети от котельной № 6, находящиеся по адресу: <...> г., протяженностью 144/144 м,

- тепловые сети от котельной № 9, находящиеся по адресу: <...> г., протяженностью 2370/2370 м,


- тепловые сети от котельной № 10, находящиеся по адресу: гор. Мантурово, ул. Вокзальная, д.100, 1979 г., протяженностью 233/233 м,

- тепловые сети от котельной № 11, находящиеся по адресу: <...> г., протяженностью 564/564 м,

- тепловые сети от котельной № 13, находящиеся по адресу: <...>, протяженностью 361/361 м,

- тепловые сети от котельной № 14, находящиеся по адресу: <...> г., протяженностью 1084/1084 м,

- тепловые сети от котельной № 15, находящиеся по адресу: <...> протяженностью 269/269 м,

- тепловые сети от котельной № 16, находящиеся по адресу: <...> г. протяженностью 918,5/918,5 м,

- тепловые сети от котельной № 17, находящиеся по адресу: <...>, протяженностью 354/354 м,

- тепловые сети от котельной № 19, находящиеся по адресу: <...> г. протяженностью 990/990 м.

Определение может быть обжаловано в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством с особенностями, установленными Законом о банкротстве.

Судья

Е.В. Иванов



-2-

-3-

-4-

-5-

-6-

-7-

-8-

-9-

-10-