ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 03АП-4704/17 от 08.08.2017 Третьего арбитражного апелляционного суда

176/2017-26566(7)

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об оставлении апелляционной жалобы без движения 

г. Красноярск

Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Севастьянова Е.В., 

рассмотрев апелляционную жалобу федерального казенного учреждения 

«Исправительная колония № 16 Главного управления Федеральной службы исполнения 

наказаний по Красноярскому краю»
на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «19» июля 2017 года по делу № А33-8390/2017, рассмотренному в порядке 

упрощённого производства судьёй Данекиной Л.А.,

ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины, 

установил:

решением Арбитражного суда Красноярского края от «19» июля 2017 года исковые  требования удовлетворены, с федерального казенного учреждения «Исправительная  колония № 16 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по  Красноярскому краю» в пользу Государственного учреждения – Управления Пенсионного  фонда Российской Федерации в Уярском районе Красноярского края взыскана финансовая  санкция за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для  осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного  пенсионного страхования за май 2016 года в размере 252 000 рублей, за август 2016 года в  размере 4500 рублей; в доход федерального бюджета - 8130 рублей государственной  пошлины. 

Не согласившись с данным судебным актом, федеральное казенное учреждение  «Исправительная колония № 16 Главного управления Федеральной службы исполнения  наказаний по Красноярскому краю» обратилось с апелляционной жалобой. 

Вместе с апелляционной жалобой от федерального казенного учреждения  «Исправительная колония № 16 Главного управления Федеральной службы исполнения  наказаний по Красноярскому краю» в Третий арбитражный апелляционный суд поступило  ходатайство об освобождении учреждения от уплаты государственной пошлины на  основании пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.  Податель апелляционной жалобы указывает на то, что Указом Президента Российской  Федерации от 13.10.2004 № 1314 утверждено Положение о Федеральной службе  исполнения наказаний, пунктом 1 которого установлено, что Федеральная служба  исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной  власти, осуществляющим правоприменительные функции по контролю и надзору в сфере  исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию  лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых,  находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за  поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка  отбывания наказания. 


Согласно пункту 1.11 Регламента ФСИН России осуществляет свою деятельность  непосредственно и (или) через свои территориальные органы-управления Федеральной  службы исполнения наказаний (УФСИН России) по федеральным округам, управления  (главные управления) Федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН России,  ГУФСИН России) по субъектам Российской Федерации (далее-территориальные органы),  учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и  учреждения (в том числе научно-исследовательские и образовательные), специально  созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы. 

Привлечение осужденных к лишению свободы (застрахованных лиц) к  оплачиваемому труду происходит не с целью извлечения прибыли, а в рамках  предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством форм и методов  воспитательного воздействия на них с целью исправления и дальнейшей ресоциализации  (статья 110 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации), во исполнение  обязанности, возложенной на администрации исправительных учреждений частью 1  статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. В соответствии с  пунктом 10 статьи 241 Бюджетного кодекса РФ доходы, полученные от приносящей доход  деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде  лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной  деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного  законодательства РФ об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме  зачисляются в федеральный бюджет. 

Рассмотрев указанное ходатайство, суд апелляционной инстанции пришел к выводу  об отсутствии правовых оснований для его удовлетворения, ввиду следующего. 

В силу статьи 105 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  льготы по уплате госпошлины предоставляются в случаях и порядке, которые  установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. 

Статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации предусматрено, что от  уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры и иные органы,  обращающиеся в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды в случаях,  предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, а  также государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по  делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными  судами, в качестве истцов или ответчиков (подпункты 1, 1.1 пункта 1 статьи 333.37  Налогового кодекса Российской Федерации). 

В соответствии с разъяснениями, указанными в абзаце 3 пункта 32 постановления  Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О  применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в  арбитражных судах», судам необходимо учитывать, что, если государственное или  муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа  (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе  обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой  государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты  государственной пошлины по делу. 

Следовательно, для возникновения права на льготу требуется единовременное  выполнение двух условий: инициирование арбитражного процесса с целью защиты  публичных интересов, закрепленное законодательством; выполнение государственным  или муниципальным учреждением функций государственных органов, органов местного  самоуправления и иных органов. 

Согласно пункту 13 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О  системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба  исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти,  осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в 


сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по  содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и  подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по  контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом  предоставлена отсрочка отбывания наказания. 

Как указано в пункте 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний,  утвержденного данным Указом, Федеральная служба исполнения наказаний осуществляет  свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы,  учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия,  учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности  уголовно-исполнительной системы. 

Из анализа приведенных норм права следует вывод о том, что исправительные  колонии, как государственные учреждения, выполняют функции государственного органа  в публично-властных отношениях, связанных с исполнением уголовного наказания. 

В рамках настоящего спора пенсионным фондом заявлено требование о взыскании с  учреждения финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений,  необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в  системе обязательного пенсионного страхования. Вступая в рассматриваемые гражданско- правовые отношения, учреждение не выполняет властно-распорядительные, надзорно- контрольные функции, свойственные органу государственной власти. 

В отношениях, регулируемых гражданским законодательством, государственные  учреждения участвуют на равных началах с иными участниками этих отношений -  гражданами и юридическими лицами (часть 1 статьи 1, часть 1 статьи 124 Гражданского  кодекса Российской Федерации). 

В данном случае учреждение выступает в качестве ответчика в арбитражном  процессе, не связанном с защитой им государственных и (или) общественных, то есть  публичных интересов в сфере возложенных на него функций, и, соответственно, не может  претендовать на освобождение от уплаты государственной пошлины на основании  подпунктов 1 и 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации. 

Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в Определении  Верховного Суда РФ от 01.04.2016 № 303-ЭС16-3180 по делу № А73-11199/2015. 

В силу части 2 статьи 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации арбитражный суд обеспечивает равную судебную защиту прав и законных  интересов всех лиц, участвующих в деле. 

Согласно части 3 статьи 8 названного Кодекса, арбитражный суд не вправе своими  действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и  умалять права одной из сторон. 

Освобождение учреждения, являющегося участником гражданского оборота, от  уплаты государственной пошлины, нарушает баланс интересов сторон, ставит одного из  участников спора в преимущественное положение. 

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции отказывает в  удовлетворении ходатайства об освобождении уплаты государственной пошлины. 

В силу пункта 2 части 4 статьи 260 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации к апелляционной жалобе прилагаются документы,  подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере  или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о  предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера  государственной пошлины. В соответствии с подпунктами 4, 12 пункта 1 статьи 333.21  Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы по данной  категории дел размер государственной пошлины для организаций составляет 3000 рублей. 

В нарушение пункта 2 части 4 статьи 260 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации к апелляционной жалобе не приложен документ, 


подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере  или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о  предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера  государственной пошлины. 

Учитывая отсутствие правовых оснований для освобождения федерального казенного  учреждения «Исправительная колония № 16 Главного управления Федеральной службы  исполнения наказаний по Красноярскому краю» от уплаты государственной пошлины,  отсутствие доказательств, подтверждающих уплату государственной пошлины в  установленных порядке и размере, либо ходатайства о предоставлении отсрочки,  рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины, суд  апелляционной инстанции в соответствии с частью 1 статьи 263 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации приходит к выводу о наличии оснований  для оставления апелляционной жалобы без движения. 

Руководствуясь статьями 184, 185, 263 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд 

ОПРЕДЕЛИЛ:

оставления апелляционной жалобы без движения, в срок до «24» августа 2017 года и  обеспечить представление в Третий арбитражный апелляционный суд по адресу: 660049,  г. Красноярск, пр. Мира, 9, документов, подтверждающих уплату государственной  пошлины в установленных порядке и размере (3000 рублей) или право на получение  льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении  отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины. 

Все дополнительные документы (отзывы, заявления, ходатайства и другие) могут  быть поданы в Третий арбитражный апелляционный суд в электронном виде с помощью  сервиса «Мой арбитр». Адрес сервиса в сети Интернет http://my.arbitr.ru. 

В случае направления дополнительных документов почтовым отправлением  уведомить об этом Третий арбитражный апелляционный суд посредством факсимильной  связи (тел./факс: (391) 274-44-00) либо электронной почтой (е-mail: info@3aas.arbitr.ru).  Сообщение о направлении дополнительных документов должно содержать сведения о  дате сдачи документов в орган почтовой связи, перечне направленных документов, с  приложением копии почтовой квитанции. 

Разъяснить, что в случае не устранения в указанный срок обстоятельств,  послуживших основанием для оставления апелляционной жалобы без движения, жалоба  будет возвращена на основании статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации. 

Настоящее определение может быть обжаловано в течение одного месяца в  Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. 

Судья Е.В. Севастьянова