ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 04АП-1939/20 от 06.10.2020 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

Четвертый арбитражный апелляционный суд
улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А10-7994/2019 

«12» октября 2020 года

Резолютивная часть определения объявлена 6 октября 2020 года.  Определение в полном объеме изготовлено 12 октября 2020 года. 

Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:  председательствующего судьи Басаева Д.В., 

судей Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Куркиной Е.А., 

при участии в судебном заседании представителя Министерства социальной  защиты населения Республики Бурятия ФИО1 (доверенность от 07.02.2020),  Республиканского государственного учреждения «Центр социальной поддержки  населения» ФИО1 (доверенность от 10.04.2020), 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства  социальной защиты населения Республики Бурятия на решение Арбитражного суда  Республики Бурятия от 12 марта 2020 года по делу № А10-7994/2019, 

установил:

Республиканское государственное учреждение «Центр социальной поддержки  населения» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - заявитель, учреждение)  обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия к Управлению Федерального  казначейства по Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее –  УФК по Республике Бурятия) о признании недействительным и отмене предписания от 24  июля 2019 года № 02-12-34/23-2426. 


Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 марта 2020 года по делу   № А10-7994/2019 в удовлетворении заявленного требования отказано. 

Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия (ОГРН  <***>, ИНН <***>, далее - министерство), как лицо, не участвующее в  деле, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый  судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе. 

УФК по Республике Бурятия в отзыве с доводами апелляционной жалобы не  согласилось. 

Республиканское государственное учреждение «Центр социальной поддержки  населения» в отзыве поддержало доводы, изложенные в апелляционной жалобе. 

Определением суда от 07.09.2020 года изменено время судебного заседания на 10  часов 40 минут 6 октября 2020 года. 

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе  размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 20.08.2020,  08.09.2020. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в  деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ

Судебная коллегия, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на  жалобу, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, проверив  правильность применения судом первой инстанции норм материального и  процессуального права, пришел к следующим выводам. 

Определением от 19.08.2020 суд апелляционной инстанции вынес на разрешение в  судебном заседании вопросы о восстановлении пропущенного срока на обращение с  апелляционной жалобой и о наличии у лица, не участвующего в деле, Министерства  социальной защиты населения Республики Бурятия права на апелляционное обжалование  судебного акта по настоящему делу. 

В соответствии с частью 1 статьи 257 АПК РФ лица, участвующие в деле, а также  иные лица в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вправе обжаловать в  порядке апелляционного производства решение арбитражного суда первой инстанции, не  вступившее в законную силу. 

Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 30.06.2020 № 12 при применении статей 257, 272, 272.1 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам апелляционной  инстанции следует принимать во внимание, что право на обжалование судебных актов в  порядке апелляционного производства имеют как лица, участвующие в деле, так и иные  лица в случаях, предусмотренных АПК РФ. К иным лицам в силу части 3 статьи 16 и 


статьи 42 Кодекса относятся лица, о правах и об обязанностях которых принят судебный  акт. В связи с этим лица, не участвующие в деле, как указанные, так и не указанные в  мотивировочной и/или резолютивной части судебного акта, вправе его обжаловать в  порядке апелляционного производства в случае, если он принят об их правах и  обязанностях, то есть данным судебным актом непосредственно затрагиваются их права и  обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права  или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора. 

Из материалов дела следует, что Министерство социальной защиты населения  Республики Бурятия не привлекалось к участию в деле. 

Как следует из поданной апелляционной жалобы, в обоснование наличия у  заявителя права на обжалование решения Министерство социальной защиты населения  Республики Бурятия указало на то, что в соответствии с п.71. Правил предоставления  субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на  оплату жилого помещения и коммунальных услуг», порядок перечисления (выплаты,  вручения) субсидий получателям субсидий устанавливается высшим исполнительным  органом государственной власти субъекта Российской Федерации. 

Порядок финансирования социальных выплат, предоставляемых РГУ «ЦСПН» за  счет федерального и республиканского бюджетов утвержден Постановлением  Правительства РБ от 07.03.2012 № 117 «О порядке финансирования социальных выплат,  предоставляемых Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия и  РГУ «ЦСПН» за счет средств федерального и республиканского бюджетов, и внесении  изменений в некоторые нормативные правовые акты» (далее - ПП РБ № 117). 

В соответствии с п. 2. Порядка, утвержденного ПП РБ № 117, Министерство  социальной защиты населения Республики Бурятия ежемесячно перечисляет денежные  средства с лицевого счета главного распорядителя бюджетных средств на лицевые счета  для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств.  Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 марта 2020г. накладывает  обязанность на Министерство по внесению изменений в бюджетную роспись, увеличению  лимитов по 244 виду расходов (прочие закупки товаров, работ, услуг). Исполнение  Решения Арбитражного суда Республики Бурятия от 12.03.2020 может привести к  возникновению кредиторской задолженности перед контрагентом - ФГУП «Почта  России», дополнительной потребности средств Федерального бюджета. 

В предписании УФК по РБ указано на нарушение п.5.2 Договора о доставке  социальных выплат от 23.03.2012 № 9.1.4-12/846д, заключенного Министерством 


социальной защиты населения Республики Бурятия и РГУ «ЦСПН» с Федеральным  государственным унитарным предприятием «Почта России». 

Министерство в соответствии с возложенными на него задачами  предусмотренными Постановлением Правительства Республики Бурятия от 06.03.2014 №  88 «О Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия» осуществляет  функции администратора доходов республиканского бюджета, планирование бюджетных  ассигнований, распределение бюджетных средств, внутриведомственный контроль за  целевым расходованием бюджетных средств подведомственных организаций и другое. 

Таким образом, заявитель апелляционной жалобы считает, что являясь стороной  трехстороннего договора, на нарушение которого указано в предписании УФК,  министерством не реализовано право на защиту своих прав и законных интересов. 

Пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от  30.06.2020 № 12 установлено, что в случае когда жалоба подается лицом, не  участвовавшим в деле, суду надлежит проверить, содержится ли в жалобе обоснование  того, каким образом оспариваемым судебным актом непосредственно затрагиваются  права или обязанности заявителя. При отсутствии соответствующего обоснования  апелляционная жалоба возвращается в силу пункта 1 части 1 статьи 264 АПК РФ

После принятия апелляционной жалобы лица, не участвовавшего в деле,  арбитражный суд апелляционной инстанции определяет, затрагивает ли принятый  судебный акт непосредственно права или обязанности заявителя, и, установив это, решает  вопросы об отмене судебного акта суда первой инстанции, руководствуясь пунктом 4  части 4 статьи 270 Кодекса, и о привлечении заявителя к участию в деле. 

Если после принятия апелляционной жалобы будет установлено, что заявитель не  имеет права на обжалование судебного акта, то применительно к пункту 1 части 1 статьи  150 Кодекса производство по жалобе подлежит прекращению. 

При указанных обстоятельствах следует признать право Министерства социальной  защиты населения Республики Бурятия на обжалование решения Арбитражного суда  Республики Бурятия от 12 марта 2020 года по делу № А10-7994/2019. 

Судебная коллегия при этом обращает внимание также и на то обстоятельство, что  учреждение, обращаясь в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным  предписания от 24 июля 2019 года № 02-12-34/23-2426, указывало в заявлении на то, что  Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия является третьим  лицом.  

Одновременно с жалобой Министерством социальной защиты населения  Республики Бурятия заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного 


процессуального срока на подачу апелляционной жалобы, в обоснование которого  указано об отсутствии у него сведений об обжалуемом судебном акте. 

В силу положений частей 2 и 3 статьи 259 АПК РФ срок подачи апелляционной  жалобы, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такой  жалобой, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном  акте, по ходатайству указанного лица может быть восстановлен арбитражным судом  апелляционной инстанции при условии, что ходатайство подано не позднее чем через  шесть месяцев со дня принятия решения или, если ходатайство подано лицом, указанным  в статье 42 настоящего Кодекса, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о  нарушении его прав и законных интересов обжалуемым судебным актом. 

Ходатайство о восстановлении срока подачи апелляционной жалобы  рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке,  предусмотренном статьей 117 настоящего Кодекса. 

Как следует из материалов дела, Министерство социальной защиты населения  Республики Бурятия узнало о нарушении своих прав и законных интересов оспариваемым  решением суда 07.07.2020 из ходатайства о проведении видеоконференц-связи с  Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа, а с апелляционной жалобой в суд  обратилась 07.08.2020 (т.4 л.д.8), в связи с чем пропущенный процессуальный срок  подлежит восстановлению. 

Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия подлежит  привлечению по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных  требований относительно предмета спора. 

Согласно части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации (в редакции Федерального закона от 30.04.2010 № 69-ФЗ) при наличии  оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 этого Кодекса, арбитражный суд  апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для  рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех  месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд  апелляционной инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой  инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и  сроков осуществления этих действий. 

Пунктом 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от  30 июня 2020 года № 12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной  инстанции» предусмотрено, что о переходе к рассмотрению дела по правилам, 


установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для  рассмотрения дела в суде первой инстанции, на основании части 6.1 статьи 268  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной  инстанции выносит определение. Возражения в отношении данного определения в силу  частей 1, 2 статьи 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  могут быть заявлены только при обжаловании судебного акта, которым завершается  рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции. 

В пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от  30 июня 2020 года № 12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной  инстанции» указано, что в определении о переходе к рассмотрению дела по правилам,  установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для  рассмотрения дела в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции разрешает  вопрос о готовности дела к судебному разбирательству с учетом обстоятельств спора и  полноты имеющихся в деле доказательств. 

Суд апелляционной инстанции находит дело подготовленным к рассмотрению его  в судебном заседании. 

Учитывая, что Управление Федерального казначейства по Республике Бурятия явку  в судебное заседание не обеспечило, суд апелляционной инстанции полагает  необходимым рассмотрение дела отложить. 

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 158, 184,  185, 268 и 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 

О П Р Е Д Е Л И Л:


социальной защиты населения Республики Бурятия.
4. Отложить судебное разбирательство на 11 часов 00 минут 27 октября 2020
года.

Председательствующий Д.В. Басаев

Судьи Е.В. Желтоухов 

 В.А. Сидоренко