ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 04АП-5105/2014 от 20.04.2015 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об удовлетворении заявления об освобождении от взыскания исполнительского сбора 

город Якутск

Резолютивная часть определения объявлена 13.04.2015.
Определение в полном объеме изготовлено 20.04.2015.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи  Устиновой А.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононовой Т.В.,  рассмотрев в судебном заседании заявление Департамента имущественных и земельных  отношений Окружной администрации города Якутска об освобождении от  исполнительского сбора в деле по заявлению обслуживающего сельскохозяйственного  потребительского кооператива "Фермер" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к  Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города  Якутска(ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным отказа в  предоставлении в собственность за плату земельного участка из земель  сельскохозяйственного назначения, с участием представителей: ДИЗО – ФИО1 по доверенности от 13.04.2015 № 14, судебного пристава-исполнителя – не явился,  извещен (почтовое уведомление № 677000 84 10907 5), Кооператива – не явились,  извещены (почтовое уведомление № 677000 84 10904 4), установил: 

Обслуживающий сельскохозяйственный потребительский кооператив "Фермер" -  далее Кооператив обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к  Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города  Якутска – далее Департамент о признании недействительным отказа Департамента от  25.02.2014 № 437-АЗО в предоставлении в собственность за плату земельного участка из  земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 14:35:106004:329, 


находящегося по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, Тулагино-Кильдямский  наслег, ур. «ФИО2 2», площадью 31, 25 га и обязании Департамента в месячный  срок со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении  Кооперативу в собственность за плату земельный участок из земель сельскохозяйственного  назначения с кадастровым номером 14:35:106004:329, находящийся по адресу: Республика  Саха (Якутия), г. Якутск, Тулагино-Кильдямский налег, ур. «Угол_Батурине 2», площадью  31, 25 га. 

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12.08.2014 заявленные  требования удовлетворены полностью. 

Департамент обратился в Четвертый арбитражный апелляционный суд с  апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от  12.08.2014. 

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014  решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) оставлено без изменения,  апелляционная жалоба Департамента – без удовлетворения. 

Департамент обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с  кассационной жалобой на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от  12.08.2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014. 

Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.02.2015  решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12.08.2014 и постановление  Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 по делу № А58-2698/2014  оставлены без изменения, кассационная жалоба Департамента – без удовлетворения. 


Копия постановления о возбуждении исполнительного производства вручена  Департаменту 01.12.2014. Пунктом 2 постановления должнику установлен 5-дневный срок  для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с  момента получения должником копии постановления. 

В связи с неисполнением в срок, установленный для добровольного исполнения  решения суда, судебным приставом-исполнителем 21.01.2015 вынесено постановление о  взыскании с Департамента исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, которое  вручено Департаменту 21.01.2015. 

Определением от 24.12.2014 Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) отказал в  удовлетворении заявления Департамента о приостановлении исполнительного  производства № 109568/14/14037-ИП. 

Основанием для обращения с вышеуказанным заявлением Департамент указывает на  то, что Департамент не уклоняется от исполнения решения арбитражного суда и  постановления о возбуждении исполнительного производства, проводит мероприятия по  предоставлению земельного участка; по состоянию на 12.02.2015 подготовлен проект  распоряжения о предоставлении Кооперативу земельного участка; за должником  признается право на обращение в суд с заявлением об оспаривании постановления о  взыскании исполнительского сбора, кроме того, должник имеет право на обращение в суд с  иском об отсрочке или рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или  освобождении от взыскания исполнительского сбора; при отсутствии установленных ГК  РФ (статья 401) оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе  освободить должника от взыскания исполнительского сбора. Кроме того, представителем  Департамента в судебном заседании представлены копия распоряжения от 30.03.2015 №  1299 зр «О предоставлении в собственность земельного участка, государственная  собственность на который не разграничена, Обслуживающему сельскохозяйственному  потребительскому кооперативу «Фермер», в соответствии с которым Кооперативу 


предоставлен в собственность земельный участок из земель сельскохозяйственного  назначения с кадастровым номером 14:35:106004:329, находящийся по адресу: Республика  Саха (Якутия), г. Якутск, Тулагино-Кильдямский налег, урочище «ФИО2 2», для  ведения сельскохозяйственного производства, общей площадью 312 510 кв.м. и  постановления от 02.04.2015 об окончании исполнительного производства №  109568/14/14037-ИП в связи с фактическим исполнением исполнительного документа.  Представитель Департамента пояснил о том, что в срок, установленный для добровольного  исполнения исполнительного документа, а именно 05.12.2014 Департамент обратился  судебному приставу-исполнителю с указанием невозможности исполнения  исполнительного документа в установленный срок в связи с тем, что при отказе в  предоставлении муниципальной услуги заявителю были направлены предоставленные  Кооперативом документы и не представляется возможным рассмотреть вопрос о  предоставлении земельного участка в собственность без наличия полного комплекта  документов и кадастрового паспорта земельного участка и по состоянию на 05.12.2014  Кооператив не обратился с полным пакетом документов в орган местного самоуправления  за оформлением земельного участка после вступления решения суда в законную силу, по  указанным причинам Департамент просил судебного пристава-исполнителя не применять  взыскание исполнительского сбора и продлить срок исполнения. В доказательство наличия  вышеуказанных обстоятельств Департаментом представлено пояснение, полученное  судебным приставом-исполнителем. Кроме того, 10.12.2014 Департамент обратился  начальнику Якутского городского отдела судебных приставов Управления ФССП по РС (Я)  ФИО4 с аналогичным обращением. Между тем, ни судебным приставом- исполнителем, ни начальником отдела ответы на обращения Департамента не  представлены. 

Судебный пристав-исполнитель не согласен с заявленным требованием Департамента  по основаниям, изложенным в отзыве без даты и номера (поступил в суд 07.04.2015), но  оставляет вопрос об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора на  усмотрение суда. 

Взыскателем – Кооперативом отзыв на заявление Департамента не представлен.

Изучив материалы дела, доводы Департамента, возражения судебного пристава- исполнителя, суд приходит к следующим выводам. 

В соответствии с положениями Закона об исполнительном производстве исполнение  требований исполнительных документов производится путем применения судебным  приставом-исполнителем мер принудительного исполнения. 


Согласно части 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве по общему  правилу срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа  составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении  исполнительного производства, если иное не установлено данным Законом. 

Частью 13 статьи 30 Закона об исполнительном производстве определено, что если в  исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного  исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном  документе. 

На основании пункта 13 части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве  взыскание исполнительского сбора относится к исполнительным действиям, под которыми  понимаются действия, направленные на создание условий для применения мер  принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и  своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. 

В соответствии со статьей 112 Закона об исполнительном производстве  исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае  неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного  исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им  исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с  момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении  исполнительного производства (часть 1). 

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по  истечении срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного  исполнения, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств  того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть  чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В случае  неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский  сбор устанавливается в размере 50 000 рублей с должника-организации (части 2 и 3). 

Вместе с тем, должник вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке или о  рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или  освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6). 

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного  документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств  отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его  размер, но не более чем на одну четверть от установленного законом размера. При 


отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований  ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания  исполнительского сбора (часть 7). 

В свою очередь, согласно статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации  лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет  ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда  законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается  невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него  требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для  надлежащего исполнения обязательства (пункта 1). 

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2).

Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или  ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении  предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что  надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть  чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким  обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны  контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у  должника необходимых денежных средств (пункт 3). 

Из изложенного следует, что исполнительский сбор является мерой принуждения в  связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию  штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести  определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой  ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе  исполнительного производства. 

Таким образом, статья 112 Закона об исполнительном производстве является  специальной нормой, на основании которой на должника в случае виновного неисполнения  им исполнительного документа неимущественного характера в срок, установленный для  его добровольного исполнения, налагается взыскание в виде штрафных санкций. Целью  данной нормы является пресечение правонарушений, совершаемых в процессе  принудительного исполнения судебных и иных решений, а также побуждение должника к  исполнению требований исполнительного документа. 

Взыскание с должника исполнительского сбора производится, если исполнительный  документ в установленный судебным приставом-исполнителем срок не исполнен им без 


уважительных причин. При этом обязанность надлежащим образом подтвердить, что  нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано  чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими  непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при  соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в  целях надлежащего исполнения обязанности, лежит на должнике. 

Изложенное согласуется с правовой позицией, выраженной в Постановлении  Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П. 

В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 16 мая 2014 года № 27 "О некоторых вопросах применения законодательства  об исполнительном производстве" указано, что с должника не подлежит взысканию  исполнительский сбор, если им будут представлены доказательства осуществления  конкретных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в  добровольном порядке в течение срока на добровольное исполнение. 

Следовательно, в рассматриваемом случае Департамент должен представить  доказательства, свидетельствующие о совершении им необходимых действий,  направленных на исполнение требований исполнительного документа, или  подтверждающие намерение исполнить исполнительный документ в пределах срока на  добровольное исполнение. 

Из представленных Департаментом доказательств в обоснование доводов,  изложенных в заявлении, следует, что Департамент действительно в пределах срока на  добровольное исполнение, а именно 05.12.2014 (постановление от 27.11.2014 о  возбуждении исполнительного производства № 109568/14/14037-ИП получено  Департаментом 01.12.2014) обратился судебному приставу-исполнителю с письменным  пояснением о том, что по состоянию на 05.12.2014 взыскатель с пакетом документов не  обратился в орган местного самоуправления за оформлением земельного участка после  вступления решения суда в законную силу, поскольку согласно административному  регламенту Окружной администрации г. Якутска от 29.06.2012 № 107п «Предоставление  земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности или  государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со  строительством» при отказе в предоставлении муниципальной услуги заявителю  направляются предоставленные им документы, в связи с чем не представляется возможным  рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка в собственность без наличия  полного комплекта документов и кадастрового паспорта земельного участка, на основании 


изложенного Департамент указал о том, что с учетом объективных обстоятельств  добровольное исполнение исполнительного документа в установленный срок невозможно,  в связи с чем просит не применять взыскание исполнительского сбора, штрафа и продлить  срок исполнения. Более того, Департамент 10.12.2014 обратился с аналогичным  письменным пояснением начальнику Якутского городского отдела судебных приставов  УФССП по РС (Я) ФИО4 

Между тем, ни судебным приставом-исполнителем, ни начальником Якутского  городского отдела судебных приставов никаких ответов на указанные пояснения не  представлены. Доказательства рассмотрения указанных пояснений не представлены  судебным приставом-исполнителем в суд. 

Пунктом 3.25 Административного регламента Окружной администрации г. Якутска от  29.06.2012 № 107п «Предоставление земельных участков из земель, находящихся в  муниципальной собственности или государственная собственность на которые не  разграничена, для целей, не связанных со строительством» предусмотрено, что при отказе в  предоставлении муниципальной услуги заявителю направляется соответствующее письмо и  предоставленные им документы. 

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Департаментом представлены  доказательства, подтверждающие уважительность причин неисполнения исполнительного  документа в срок, установленный для добровольного исполнения, наличие  предусмотренных частью 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве оснований  для освобождения Департамента от взыскания исполнительского сбора, а именно  должником подтверждено, что исполнение требований исполнительного документа было  невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых  при данных условиях обстоятельств. 

Кроме того, суд учитывает, что Департаментом требования исполнительного  документа исполнены по состоянию на момент рассмотрения заявления Департамента об  освобождении от взыскания исполнительского сбора – распоряжением заместителя главы  ГО «Город Якутск» от 30.03.2015 № 11299 зр «О предоставлении в собственность  земельного участка, государственная собственность на который не разграничена,  Обслуживающему сельскохозяйственному потребительскому кооперативу «Фермер»  Кооперативу предоставлен в собственность земельный участок из земель  сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 14:35:106004:329, находящийся  по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, Тулагино-Кильдямский налег, урочище  «ФИО2 2», для ведения сельскохозяйственного производства, общей площадью 


При таких обстоятельствах и с учетом норм процессуального закона, суд приходит к  выводу об удовлетворении заявления Департамента об освобождении от исполнительского  сбора. 

Руководствуясь статьями 184, 185, 329 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражный суд 

 О П Р Е Д Е Л И Л:

заявление Департамента имущественных и земельных отношений Окружной  администрации города Якутска от 12.02.2015 № 1 об освобождении от исполнительского  сбора удовлетворить. 

Освободить Департамент имущественных и земельных отношений Окружной  администрации города Якутска от взыскания исполнительского сбора на основании  постановления судебного пристава-исполнителя Якутского городского отдела судебных  приставов Управления ФССП по Республике Саха (Якутия) ФИО3 от  21.01.2015, вынесенного в рамках исполнительного производства № 109568/14/14037-ИП. 

Определение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд  в течение месяца со дня его вынесения (изготовления в полном объеме). 

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через  арбитражный суд, вынесший определение. Апелляционная жалоба также может быть  подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного  суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru. 

В случае обжалования определения в порядке апелляционного производства  информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на  интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru. 

Судья А.Н. Устинова


Официальный сайт Арбитражного суда Республики Саха (Якутия): www.yakutsk.arbitr.ru
(информация о движении дела, справочные материалы и др.).

Официальный сайт Арбитражного суда Республики Саха (Якутия): www.yakutsk.arbitr.ru
(информация о движении дела, справочные материалы и др.).

Официальный сайт Арбитражного суда Республики Саха (Якутия): www.yakutsk.arbitr.ru
(информация о движении дела, справочные материалы и др.).

Официальный сайт Арбитражного суда Республики Саха (Якутия): www.yakutsk.arbitr.ru
(информация о движении дела, справочные материалы и др.).

Официальный сайт Арбитражного суда Республики Саха (Якутия): www.yakutsk.arbitr.ru
(информация о движении дела, справочные материалы и др.).

Официальный сайт Арбитражного суда Республики Саха (Якутия): www.yakutsk.arbitr.ru
(информация о движении дела, справочные материалы и др.).

Официальный сайт Арбитражного суда Республики Саха (Якутия): www.yakutsk.arbitr.ru
(информация о движении дела, справочные материалы и др.).

Официальный сайт Арбитражного суда Республики Саха (Якутия): www.yakutsk.arbitr.ru
(информация о движении дела, справочные материалы и др.).

Официальный сайт Арбитражного суда Республики Саха (Якутия): www.yakutsk.arbitr.ru
(информация о движении дела, справочные материалы и др.).