ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 04АП-5188/2015 от 17.08.2015 АС Забайкальского края

23/2015-70444(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г. Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отказе во введении наблюдения и прекращении

производства по делу о банкротстве

г.Чита Дело № А78-306/2015
17 августа 2015 года

Резолютивная часть определения объявлена 10 августа 2015 года.  Определение изготовлено в полном объёме 17 августа 2015 года. 

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Антоновой О.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Рютиной И.Ю., 

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Арбитражного суда  Забайкальского края по адресу: г.Чита, ул. Выставочная, 6, дело по заявлению  Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции № 2 по городу Чите  (ОГРН 1047550035400, ИНН 7536057435) о признании несостоятельным (банкротом)  общества с ограниченной ответственностью «Мясо» (ОГРН 1027501007962,  ИНН 7529009085), 

при участии в судебном заседании представителей:

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г.Чите  Фоминой Е.Д. по доверенности от 23.01.2015; 

Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю  Авдась В.В. по доверенности от 20.01.2015; 

общества с ограниченной ответственностью «Мясо» Малюнина А.А. по  доверенности от 12.01.2015, 

установил:

производство по делу № А78-306/2015 о признании несостоятельным (банкротом)  общества с ограниченной ответственностью «Мясо» (Забайкальский край, г. Чита,  ул. Новобульварная, д. 36, кв. 514, далее – ООО «Мясо», должник) возбуждено  Арбитражным судом Забайкальского края на основании заявления Федеральной  налоговой службы (далее – ФНС России, уполномоченный орган), принятого  определением от 23 января 2015 года. 

Предъявленное требование мотивировано уполномоченным органом тем, что  ООО «Мясо» не исполняет в добровольном порядке обязанность по уплате обязательных  платежей, в связи с чем образовалась просроченная к уплате свыше трех месяцев  задолженность по состоянию на 29.12.2014 в размере 1 753 149 рублей 76 копеек, в том  числе 1 159 185 рублей 36 копеек по налогам, 184 162 рубля 60 копеек по пени и 409 801  рубль 80 копеек по штрафам. 

Определением от 14 апреля 2015 года на основании части 3 статьи 18  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи  Архипенко Т.В. в деле № А78-306/2015. В соответствии с частью 5 статьи 18 


Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела  произведено судом с самого начала. 

Уполномоченный орган в ходе рассмотрения дела неоднократно уточнял в порядке  статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации размер  задолженности по обязательным платежам (л.д.10-11 т.2, л.д. 1 т.3, л.д. 5,73-74 т.4). 

В соответствии с последним уточнением уполномоченным органом в качестве  обоснования признаков банкротства ООО «Мясо» указана задолженность по налогам  согласно реестру принятых досудебных мер по требованию № 32440 от 26.11.2013 на  сумму 1 640 946 рублей 40 копеек, из которых 1 046 982 рубля налоги, 184 162 рубля 60  копеек пени, 409 801 рубль 80 копеек штрафы (л.д. 73-74 т.4) 

Уточненные требования приняты судом к рассмотрению в порядке статьи 49  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением от  29 апреля 2015 года. 

В судебном заседании 10.08.2015 представители уполномоченного органа  заявленные требовании поддержали, представили письменные пояснения по делу. 

Представитель должника возражал против удовлетворения заявления ФНС России  по доводам, изложенным в отзыве на заявление с учетом его дополнения, суду пояснил,  что требование № 32440 от 26.11.2013 не направлялось в адрес должника, а также указал  на отсутствие задолженности по иным требованиям, предъявленным уполномоченным  органом в качестве обоснования признаков банкротства. 

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд  установил следующие обстоятельства. 

Для введения процедуры наблюдения необходимо установление признаков  банкротства, определенных статьями 3 и 6 Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.2002  «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) - требования к  должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей по  основному долгу, они не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда должны были  быть исполнены. 

Суд приходит к выводу об отсутствии оснований для введения процедуры  наблюдения в отношении должника, исходя из следующего. 

Задолженность в размере 1 640 946 рублей 40 копеек (с учетом уточнения)  предъявлена уполномоченным органом на основании требования об уплате налога, сбора,  пени, штрафа № 32440 от 26.11.2013 (л.д. 109-110 т.1). 

Названное требование было выставлено на основании решения № 2.7-31/32 о  привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 30.09.2013,  принятого по результатам выездной налоговой проверки по акту № 2.7-31/25 от  23.08.2013 (л.д. 88-121 т.2). 

В связи с неисполнением должником требования № 32440 от 26.11.2013 налоговым  органом принято решение № 98192 от 11.01.2014 о взыскании налогов, пени, штрафа за  счет денежных средств на счетах налогоплательщика, а также решение и постановление   № 267 от 06.03.2014 о взыскании налогов, пени, штрафа за счет имущества  налогоплательщика (л.д. 116,121,123 т.1). 

Должник заявил о том, что требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа   № 32440 от 26.11.2013 он не получал. 

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации  налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если  иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате  налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и  сборах. 

Принудительное взыскание недоимки, пеней, штрафов начинается с выставления  налоговым органом требования об уплате налога, пеней, штрафа (абзац третий пункта 1,  пункт 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации). 


Требование об уплате налога, пеней, штрафа, процентов - документ, которым  налоговый орган уведомляет налогоплательщика о наличии у него недоимки,  задолженности по пеням, штрафам, процентам, начисленным в соответствии с главой 9  НК РФ, и необходимости уплатить их в установленный срок. Требование об уплате налога  направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункты 1, 2,4, 6, 8 статьи  69 Налогового кодекса Российской Федерации). 

По общему правилу налогоплательщик должен исполнить требование (т.е.  погасить задолженность) в течение восьми рабочих дней с даты его получения. В случае  направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по  истечении шести дней с даты направления заказного письма. 

Именно с момента направления такого требования начинается этап  принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть  направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения  обязанности по уплате налога для организации. 

В пункте 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что в  случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 Кодекса, налоговый орган вправе взыскать  налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств  налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального  предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом  сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Кодекса. 

Основанием для принятия решения о взыскании налога, пени, штрафа за счет  денежных средств налогоплательщика является неисполнение налогоплательщиком  требования налогового органа об уплате налога, пени, штрафа. 

Из положений статей 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации следует,  что процедура принудительного взыскания недоимки в отношении налогоплательщиков  реализуется посредством нескольких последовательных этапов в виде выставления  требования об уплате, принятия соответствующих решения взыскании недоимки за счет  денежных средств и за счет имущества налогоплательщика. При этом соблюдение  процедур, установленных для каждого из этапов, является обязательным, нарушение  одного из установленных законодательством этапов принудительного взыскания  нарушает установленный законом порядок бесспорного взыскания обязательных  платежей и влечет незаконность взыскания. 

Налоговым законодательством для каждого этапа установлен соответствующий  порядок и конкретные сроки реализации, по истечении или нарушении которых  налоговые органы не вправе в дальнейшем осуществлять соответствующие действия. 

В подтверждение факта направления в адрес ООО «Мясо» требования № 32440 от  26.11.2013 уполномоченным органом в материалы дела представлены оригиналы  следующих документов: 

- почтовой квитанции от 29.11.2013, содержащей сведения об отправке ФНС  России 56 почтовых отправлений по списку (л.д. 18 т.4); 

- списка почтовых отправлений на трех страницах (56 отправлений) от 29.11.2013,  в котором содержится информация об отправке в адрес ООО «Мясо» (пункт 12 по списку)  почтового отправления, имеющего номер почтового идентификатора 67200268727878  (далее – список № 1, л.д. 19-21 т.4); 

- списка почтовых отправлений по ф.103 на 23 почтовых отправления, на котором  отсутствует оттиск календарного почтового штемпеля отделения связи, и содержится  информация о направлении в адрес ООО «Мясо» почтового отправления (требования   № 32440 от 26.11.2013), имеющего номер почтового идентификатора 67200268110427  (далее – список № 2, л.д. 22-24 т.4); 

- списка почтовых отправлений по ф.103 на 35 почтовых отправления, в котором  отсутствует информация о направлении почтовых отправлений в адрес ООО «Мясо» и 


отсутствует оттиск календарного почтового штемпеля отделения связи (далее – список   № 3, л.д. 25-28 т. 4). 

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи»  порядок оказания услуг почтовой связи регулируется Правилами оказания услуг почтовой  связи, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. 

Оказание услуг почтовой связи до 02.02.2015 осуществлялось в соответствии с  Правилами оказания услуг почтовой связи (далее – Почтовые правила), утвержденными  Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221 «Об  утверждении Правил оказания услуг почтовой связи». 

Согласно Почтовым правилам, сдаваемые предприятиями, организациями,  учреждениями и частными лицами внутренние регистрируемые почтовые отправления в  количестве 5 шт. и более в один или несколько адресов, называются партионными.  Партионные почтовые отправления сдаются на предприятия связи и оформляются  списком по форме 103, в котором предусмотрена графа для штрихового почтового  идентификатора (далее - ШПИ). Проставление ШПИ внутреннего регистрируемого  почтового отправления является обязанностью почтового отделения и влияет на  возможность отслеживания почтового отправления с помощью компьютерных  технологий. 

Указанным нормативным правовым актом предусмотрено, что исполнитель  (отделение связи) обязан принимать от заказчика партионные регистрируемые почтовые  отправления по спискам формы 103 (форма 103а), составленным в двух экземплярах, при  этом проставлять оттиск календарного почтового штемпеля в копии списка формы 103,  возвращаемой заказчику. Данный оттиск свидетельствует о приеме соответствующих  почтовых отправлений. 

Таким образом, в обязанности отделения почтовой связи входит принятие от  отправителя корреспонденции с проставлением оттиска календарного почтового  штемпеля в копии реестра почтовых отправлений, возвращаемой заказчику и  свидетельствующей о приеме от заказчика простых и заказных почтовых отправлений. 

Согласно пунктам 9.1, 9.4, 9.5 Порядка оформления сопроводительных документов  при приеме внутренних партионных почтовых отправлений, утвержденного ФГУП  «Почта России» от 23.03.2011 № 3.2.2-05/8-нд (далее - Порядок), списки ф. 103  составляются отправителями регистрируемых почтовых отправления в соответствии с  формой Приложения № 1 к Порядку. 

В заполненных отправителем списках ф. 103 не допускаются исправления и  подчистки. 

Списки ф. 103 подписываются отправителем и заверяются оттиском печати, в  случае если отправитель является юридическим лицом. В отделении почтовой связи после  приема и проверки регистрируемых почтовых отправлений на каждом листе списка ф. 103  ставится оттиск календарного почтового штемпеля и подпись работника,  осуществляющего прием регистрируемого почтового отправления, после чего списки ф.  103 распределяются в следующем порядке: один экземпляр передается отправителю  (представителю юридического лица); второй экземпляр передается руководителю  отделения почтовой связи для последующего оформления. 

В представленных уполномоченным органом списках № 2 и № 3 (л.д. 22-28 т.4)  соответствующие реквизиты (оттиск календарного почтового штемпеля и подпись  работника, осуществляющего прием регистрируемого почтового отправления)  отсутствуют. При отсутствии оттиска календарного почтового штемпеля списки № 2 и   № 3 не подтверждают факта приема отделением почтовой связи соответствующих  почтовых отправлений. 

В списках № 2 и № 3 все ШПИ, содержащие номера внутренних почтовых  отправлений, перечеркнуты без указания причин (л.д. 22-24 т.4). 


Список № 1, представленный уполномоченным органом в подтверждение  исполнения им обязанности по направлению налогоплательщику требования № 32440 от  26.11.2013, состоит из трех листов, при этом оттиск календарного почтового штемпеля о  принятии корреспонденции к отправке проставлен только на третьем листе списка. Под  номером 12 в списке № 1 содержатся сведения о направлении в адрес должника заказного  письма с номером почтового идентификатора 67200268727878. Информация о  направлении должнику требования № 32440 от 26.11.2013 в названном списке отсутствует  (л.д. 19-21 т.4). 

Общее количество почтовых отправлений в списке № 1 не соответствует общему  количеству почтовых отправлений в списках № 2 и № 3. 

Списки № 2 и № 3 никак не соотносятся со списком № 1 (ни по дате, ни по  количеству почтовых отправлений, ни по ШПИ). 

Иных доказательств в подтверждение факта направления в адрес ООО «Мясо»  требования № 32440 от 26.11.2013 уполномоченным органом в материалы дела не  представлено. 

Оценив представленные документы в соответствии с требованиями статьи 71  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд  приходит к выводу о том, что ФНС России не доказала факт направления  налогоплательщику требования № 32440 от 26.11.2013 по почте, поскольку из  представленных документов невозможно установить факт направления ООО «Мясо»  именно названного требования. 

Должник факт получения требования № 32440 от 26.11.2013 отрицает.

В подтверждение доводов о неполучении названного требования ООО «Мясо»  представило для приобщения к материалам дела копии ответов УФПС Забайкальского  края от 17.03.2015 № 16.2-20/445, от 30.03.2015 № 16.2.1-20/544, из содержания которых  следует, что номер почтового идентификатора 67200268110427 по заказному письму  внесен в качестве информации на сайт ошибочно. Заказное письмо с номером почтового  идентификатора 67200268727878 вручено 12.12.2013 по доверенности Авериной Н.В. (л.д.  34-36 т.4). К ответу от 30.03.2015 № 16.2.1-20/544 приложена копия доверенности от  05.12.2013, согласно которой общество с ограниченной ответственностью «Улан»  уполномочило Аверину Наталью Васильевну на получение почтовой корреспонденции от  имени общества (л.д.37 т.4). 

Кроме того, к материалам дела приобщено письменное объяснение Авериной Н.В.  от 07.04.2015, которая отрицает факт получения требования № 32440 от 26.11.2013 (л.д.  39. т.4). 

Согласно статье 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены  определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными  доказательствами. 

Поскольку уполномоченный орган не представил надлежащих доказательств  направления или вручения ООО «Мясо» требования № 32440 от 26.11.2013, суд приходит  к выводу о нарушении ФНС России обязательного досудебного порядка бесспорного  взыскания задолженности, предусмотренного Налоговым кодексом Российской  Федерации. 

Учитывая разъяснения, содержащиеся в пункте 1 постановления Пленума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах,  связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а  также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве», суд приходит к  выводу о невозможности учета задолженности в размере 1 640 946 рублей 40 копеек,  предъявленной уполномоченным органом на основании требования об уплате налога,  сбора, пени, штрафа № 32440 от 26.11.2013, для возбуждения дела о банкротстве. 


Как установлено судом и подтверждено в судебном заседании представителями  уполномоченного органа, задолженность по обязательным платежам в размере,  превышающем 1 640 946 рублей 40 копеек, должником погашена. В подтверждение  указанных обстоятельств к материалам дела приобщены соответствующие платежные  документы. 

Заявления иных кредиторов о признании должника банкротом отсутствуют.

На основании пункта 3 статьи 48 Закона о банкротстве определение об отказе во  введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве выносится  арбитражным судом при отсутствии заявлений иных кредиторов о признании должника  банкротом в случае, если на дату заседания арбитражного суда по проверке  обоснованности заявления о признании должника банкротом требование лица,  обратившегося с этим заявлением, удовлетворено или требование кредитора признано  необоснованным либо установлено отсутствие на дату подачи этого заявления хотя бы  одного из условий, предусмотренных статьями 8, 9 или пунктом 2 статьи 33 настоящего  Федерального закона. 

Согласно пункту 2 статьи 4, пункту 2 статьи 33 Закона о банкротстве должник –  юридическое лицо может быть признан банкротом, если требования к нему в  совокупности составляют не менее чем сто тысяч рублей без учета пеней и штрафов. При  этом положения пункта 2 статьи 33 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона  от 29.12.2014 № 482-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О  несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных  правонарушениях» (в отношении трехсот тысяч рублей) в настоящее время не  применяются, а подлежат применению по истечении шестидесяти дней с даты  утверждения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным  Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке  государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере  несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления, порядка определения  саморегулируемой организации арбитражных управляющих, из числа членов которой  должен быть утвержден арбитражный управляющий, при подаче заявления должника. 

Учитывая изложенное, во введении наблюдения в отношении должника надлежит  отказать, вследствие чего производство по делу подлежит прекращению в связи с тем, что  требование лица, обратившегося с этим заявлением, удовлетворено в полном объеме, а  также установлено отсутствие на дату подачи этого заявления хотя бы одного из условий,  предусмотренных статьями 8, 9 или пунктом 2 статьи 33 Законом о банкротстве. 

Руководствуясь статьями 6, 33, 48, 52 Федерального закона от 26.10.2002   № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 151, 184, 185, 223  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

ОПРЕДЕЛИЛ:

отказать во введении наблюдения в отношении общества с ограниченной 

ответственностью «Мясо» (ОГРН 1027501007962, ИНН 7529009085).

Производство по делу № А78-306/2015 прекратить.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в 

Четвёртый арбитражный апелляционный суд в десяти дней со дня его изготовления в 

полном объеме.

Судья О.П. Антонова