АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99.
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
Е-mail: info@irkutsk.arbitr.ru; http://www.irkutsk.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта
г. Иркутск Дело № А19-9818/2015
8 августа 2016 года
Резолютивная часть определения объявлена 03.08.2016. Определение в полном объеме изготовлено 08.08.2016.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Серовой Е.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Акопян Е. Г.,
рассмотрев в судебном заседании заявления главы администрации Бирюсинского Муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» и ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ТРАНСТЕХРЕСУРС» о предоставлении отсрочки исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 15 октября 2015 года по делу № А19-9818/2015 по иску
Заместителя прокурора области в интересах Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» (665051, <...>)
к АДМИНИСТРАЦИИ БИРЮСИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БИРЮСИНСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ» (ОГРН <***>, ИНН <***>; юридический адрес: 665053, <...>)
к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ТРАНСТЕХРЕСУРС» (ОГРН <***> ИНН <***>; юридический адрес: 665051, <...>)
о признании торгов недействительными, о признании сделки недействительной в части, о применении последствий недействительности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: от ООО «ТРАНСТЕХРЕСУРС» - представитель ФИО1
(доверенность б/н от 11.01.2016, личность установлена, паспорт),
от истца: прокурор Крюкова И.Э. (удостоверение),
от ответчика: представитель ФИО1 (доверенность № 17 от 20.07.2016, личность
установлена, паспорт),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области: не
прибыл, уведомлен о заседании в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации,
установил:
Заместитель прокурора области в интересах Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» (далее - истец, прокурор) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с иском к администрации Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» (далее - Администрация, ответчик) и обществу с ограниченной ответственностью «Транстехресурс» (далее - ООО «ТрансТехРесурс», ответчик) о признании торгов в форме открытого конкурса на право заключения договора безвозмездного пользования в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, находящегося в муниципальной собственности Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» в части имущества по перечню объектов №№ 1-35, 37-75, недействительными; о признании договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом по результатам открытого конкурса № 9 от 01.10.2014, заключенного между администрацией Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» и ООО «ТрансТехРесурс», в части передачи имущества согласно акту приема-передачи к данному договору №№ 1-35, 37-75 недействительным; о применении последствий недействительности ничтожной сделки, обязав ООО «ТрансТехРесурс» возвратить администрации Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» муниципальное имущество, указанное в акте приема-передачи, являющегося приложением к договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом по результатам открытого конкурса № 9 от 01.10.2014, №№ 1-35, 37-75.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15.10.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2016 № 04АП-6513/2015 по делу № А19-9818/2015 решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 октября 2015 года по делу № А19-9818/2015 оставлено без изменения.
В кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа указанное решение не обжаловалось.
От администрации Бирюсинского Муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» и ООО «ТРАНСТЕХРЕСУРС» 4 мая 2016 через канцелярию суда Арбитражного суда Иркутской области поступили заявления, уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 15 октября 2015 года по делу № А19-9818/2015 на срок – до момента заключения концессионного соглашения на объекты коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства в городе Бирюсинске.
Заместитель прокурора области в представленном отзыве на заявление указал, что ввиду отсутствия в размещенном в сети интернет на сайте torgi.gov.ru предложении о заключении концессионного соглашения имущества за №№ 46, 52, 63, 65, 66, 68, 75, не возражает против заявленной отсрочки исполнения решения в отношении имущества из акта приема-передачи к договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом по результатам открытого конкурса № 9 от 01.10.2014 по №№ 1-35, 37-45, 47-51, 53-62, 64, 67, 69-74. В удовлетворении остальной части заявленных требований просит отказать.
В обоснование поданных заявлений администрация Бирюсинского Муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» и ООО «ТРАНСТЕХРЕСУРС» указали, что на основании решения суда по настоящему делу ООО «ТРАНСТЕХРЕСУРС» необходимо возвратить муниципальному образованию «Бирюсинское городское поселение» имущество согласно акту приема-передачи к договору №№ 1-35, 37-75. Чтобы указанное имущество могло быть передано для эксплуатации и предоставления коммунальных ресурсов ресурсоснабжающей организации, необходимо провести конкурс на право заключения концессионного соглашения на объекты коммунальной инфраструктуры в городе Бирюсинске, при этом процедура проведения конкурса, подведения итогов и заключение самого концессионного соглашения займет около 6-7 месяцев. В то же время, по окончании отопительного сезона, то есть 15 мая начинаются работы по подготовке объектов (источников теплоснабжения) к прохождению следующего отопительного сезона. При отсутствии должной сезонной подготовки объектов увеличивается вероятность количества
сбоев, аварийных ситуаций при работе котельных в осенне-зимний период, что может привести к срыву отопительного сезона 2016-2017гг. ООО «ТрансТехРесурс» в настоящее время является единственной ресурсоснабжающей организацией в городе Бирюсинске, которая может осуществлять эксплуатацию котельных и предоставлять коммунальные ресурсы для населения. Прекращение работы котельных повлечет прекращение теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения населения города Бирюсинска, а также детского сада № 5, который не сможет принимать детей из-за отсутствия теплоснабжения и водоснабжения, в связи с чем родители вынуждены будут решать вопрос с вынужденным отпуском по месту работы, что скажется на доходах и обеспечении части населения города.
Указанные обстоятельства, по мнению заявителей, позволяют им обратиться в арбитражный суд с заявлением о предоставлении рассрочки исполнения судебного акта.
Исследовав материалы дела, суд находит заявления администрации Бирюсинского Муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» и ООО «ТРАНСТЕХРЕСУРС» об отсрочке исполнения судебного акта подлежащими частичному удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 № 467-0, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.
Поскольку законодательство не содержит перечня тех обстоятельств, которые служат основанием для отсрочки (рассрочки) исполнения судебного акта, исходя из общей правовой позиции по данному вопросу, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23, следует учитывать, что отсрочка (рассрочка) исполнения судебного акта предоставляется должнику в исключительных случаях с учетом фактических обстоятельств и оценкой реальной
возможности исполнения решения суда по окончанию срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка) исполнения.
При рассмотрении заявления об отсрочке (рассрочке) исполнения судебного акта суд обязан учитывать интересы как должника, так и взыскателя. Должник в порядке статьи 65 АПК РФ должен доказать обоснованность своих требований об отсрочке (рассрочке) исполнения судебного акта, а также то, что отсрочка (рассрочка) исполнения судебного акта позволит после окончания ее срока исполнить решение суда.
Пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ) установлено, что взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 № 467-О Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Закон № 229-ФЗ не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.
В абзаце 2 пункта 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 года № 23 разъяснено, что отсрочка (рассрочка) исполнения судебных актов предоставляется должнику в исключительных случаях с учетом фактических обстоятельств, при этом судам следует оценить реальность исполнения решения суда по окончания срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка) исполнения.
При этом, лицо, ходатайствующее о предоставлении рассрочки исполнения судебного акта, должно доказать затруднительность исполнения в настоящее время и реальную возможность исполнить судебный акт в будущем, в установленный судом срок.
Как было указано выше, в обоснование заявления о предоставлении отсрочки судебного акта администрация Бирюсинского Муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» и ООО «ТРАНСТЕХРЕСУРС» указали на необходимость продолжения бесперебойного функционирования объектов коммунальной инфраструктуры до завершения процедуры проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения на объекты коммунальной инфраструктуры в городе Бирюсинске.
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владении и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Часть 3 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусматривает, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Согласно части 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет, либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передана прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно- технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть
являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Указанные выше положения законов вступили в силу 13.05.2013 в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и действовали на момент опубликования извещения о проведении оспариваемых торгов в виде открытого конкурса на право заключения договоров аренды муниципального имущества.
Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации прямо установлено, что объекты теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, находящиеся в федеральной собственности, могут быть переданы во временное владение и (или) пользование только на основе концессионных соглашений, если дата ввода в эксплуатацию передаваемого объекта на момент проведения конкурса составляет более пяти лет, либо дата ввода в эксплуатацию передаваемого объекта не может быть определена на момент проведения конкурса.
Как установлено судом, ООО «ТрансТехРесурс» 16.05.2016 направило в адрес Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» предложение о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения в отношении объектов коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства в городе Бирюсинске. Администрация Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» разместила данное предложение на сайте 14 июня 2016 года, дата окончания подачи заявок - 01.08.2016, дата подведения итогов - 04.08.2016. В случае, если до 01.08.2016 не будет заявлено ни одного участника, кроме ООО «ТрансТехРесурс», то Бирюсинское муниципальное образование «Бирюсинское городское поселение» заключит концессионное соглашение с единственным участником, если будут другие участники, то будет объявлен конкурс на право заключения концессионного соглашения на объекты коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства в городе Бирюсинске.
Из представленных суду документов усматривается, что администрация Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» разместила предложение ООО «ТрансТехРесурс» о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения в сети интернет на сайте torgi.ru с указанием перечня имущества.
Вместе с тем, судом установлено, что в размещенном на сайте предложении не значится следующее имущество из числа подлежащего передаче по настоящему спору:
- № 46 Водоразборная колонка, адрес: Иркутская область, г. Бирюсинск, ул. Победы, 55;
- № 52 Водоразборная колонка, адрес: <...>;
- № 63 Водоразборная колонка, адрес: Иркутская область, г. Бирюсинск, ул. Юбилейная;
- № 65 Водоразборная колонка, адрес: <...> км.;
- № 66 Водоразборная колонка, адрес: <...>;
- № 68 Водоразборная колонка, адрес: Иркутская область, г. Бирюсинск, на ж/д вокзале ст. Тагул;
- № 75 Водоразборная колонка, адрес: <...>.
В силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влекут за собой ответственность, установленную данным Кодексом и другими федеральными законами.
Таким образом, закон предусматривает обязательность исполнения судебных актов, что предполагает безусловное их исполнение в сроки, установленные законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4).
При этом суд в каждом конкретном случае, разрешая вопрос о предоставлении рассрочки судебного акта должен учитывать степень затруднительности исполнения судебного акта, возможности ответчиков по добровольному исполнению судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе и баланс интересов сторон.
Суд, проанализировав представленные в обоснование заявлений документы, учитывая специфику правового статуса должника - ООО «ТрансТехРесурс», являющегося единственной ресурсоснабжающей организацией в городе Бирюсинске (при том, что
доказательств обратного суду не представлено), необходимость проведения конкурса и заключения концессионного соглашения, в сроки установленные Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», а также интересы населения, нуждающегося в обеспечении бесперебойного снабжения коммунальными ресурсами, полагает, что сложившаяся ситуация действительно свидетельствует о невозможности в настоящий момент исполнить решение суда в сроки, предусмотренные законодательством об исполнительном производстве. Суд также принимает во внимание отсутствие возражений со стороны заместителя прокурора области против заявленной отсрочки исполнения решения в отношении имущества из акта приема-передачи к договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом по результатам открытого конкурса № 9 от 01.10.2014 по №№ 1-35, 37-45, 47-51, 53-62, 64, 67, 69-74, и руководствуется тем обстоятельством, что исполнение решения суда в настоящее время без предоставления испрашиваемой ответчиками отсрочки может привести к нарушению прав потребителей коммунальных услуг.
С учетом изложенного суд считает, что существует необходимость в предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 15 октября 2015 года по делу № А19-9818/2015, при том, что ответчиками в материалы дела представлены доказательства принятия мер, направленных на соблюдение действующего законодательства при передаче в пользование спорных объектов (за исключением указанных выше).
При таких обстоятельствах, оценив представленные в дело доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), исходя из баланса интересов сторон суд приходит к выводу о том, что в настоящем случае имеются основания для частичного удовлетворения заявлений администрации Бирюсинского Муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» и ООО «ТРАНСТЕХРЕСУРС» об отсрочке исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 15 окбября 2015 года по делу № А19-9818/2015. Суд полагает возможным в данном случае предоставить отсрочку исполнения решения суда в части передачи имущества согласно акту приема- передачи к договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом по результатам открытого конкурса № 9 от 01.10.2014, заключенного между администрацией Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» и ООО «ТрансТехРесурс» №№ 1-35, 37-75, путем возложения на Общество с ограниченной ответственностью «ТрансТехРесурс» обязанности возвратить администрации Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» муниципальное
имущество, указанное в акте приема-передачи, являющегося приложением к договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом по результатам открытого конкурса № 9 от 01.10.2014, за номерами 1-35, 37-45, 47-51, 53-62, 64, 67, 69-74.
В остальной части, принимая во внимание отсутствие в предложении ООО «ТрансТехРесурс» о заключении концессионного соглашения имущества, указанного в акте приема-передачи, являющегося приложением к договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом по результатам открытого конкурса № 9 от 01.10.2014, за номерами 46, 52, 63, 65, 66, 68, 75 заявление удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 184-185, 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 15 октября 2015 года по делу № А19-9818/2015 удовлетворить частично.
Предоставить АДМИНИСТРАЦИИ БИРЮСИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БИРЮСИНСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ» и ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ТРАНСТЕХРЕСУРС» отсрочку исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 15 октября 2015 года по делу № А19- 9818/2015 на срок до момента заключения концессионного соглашения на объекты коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства в городе Бирюсинске Иркутской области, в части передачи имущества согласно акту приема- передачи к договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом по результатам открытого конкурса № 9 от 01.10.2014, заключенного между администрацией Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» и Обществом с ограниченной ответственностью «ТрансТехРесурс» №№ 1-35, 37-75, путем возложения на Общество с ограниченной ответственностью «ТрансТехРесурс» обязанности возвратить администрации Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» муниципальное имущество, указанное в акте приема-передачи, являющегося приложением к договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом по результатам открытого конкурса № 9 от 01.10.2014, за номерами 1-35, 37-45, 47-51, 53-62, 64, 67, 69-74.
В части предоставления отсрочки исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 15 октября 2015 года по делу № А19-9818/2015 в части передачи имущества согласно акту приема-передачи к договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом по результатам открытого конкурса № 9 от 01.10.2014, заключенного между
администрацией Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» и Обществом с ограниченной ответственностью «ТрансТехРесурс» №№ 1-35, 3775, путем возложения на Общество с ограниченной ответственностью «ТрансТехРесурс» обязанности возвратить администрации Бирюсинского муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» муниципальное имущество, указанное в акте приема- передачи, являющегося приложением к договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом по результатам открытого конкурса № 9 от 01.10.2014, за номерами 46, 52, 63, 65, 66, 68, 75 заявление оставить без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Е.В. Серова