ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 04АП-6850/2014 от 15.10.2015 АС Забайкальского края

160/2015-82994(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г. Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Чита Дело № А78-8830/2014  15 октября 2015 года 

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Горкина Д.С., 

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Севостьяновой А.В.., 

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление Администрации муниципального  района «Читинский район» об освобождении от исполнительского сбора, наложенного  постановлением о взыскании исполнительского сбора от 21.08.2015, 

при участии в судебном заседании:

от заявителя Администрации муниципального района «Читинский район» – не было,  уведомлен; 

от взыскателя ООО «Транспортная строительная компания» - не было, уведомлен,
от службы судебных приставов – не было, уведомлен.

Решением арбитражного суда Забайкальского края по делу № А78-8830/2014 от  10.11.2014 признаны незаконными действия аукционной комиссии муниципального  заказчика Администрации муниципального района «Читинский район» по недопуску  общества с ограниченной ответственностью «Транспортная строительная компания» к  участию в электронном аукционе № 0191300020414000074 на право заключения  муниципального контракта на выполнение работ по строительству автомобильной дороги  местного значения ст.Лесная-ст.Кука-пгт.Яблоново в Читинском районе Забайкальского  края, как несоответствующие Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О  контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения  государственных и муниципальных нужд», Администрация обязана устранить  допущенное нарушение. 

Постановлением Четвертого арбитражного суда от 22.01.2015, постановлением  арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.04.2015 решение суда первой  инстанции оставлено без изменения. 

По данному делу по заявлению ООО «Транспортная строительная компания»  выдан исполнительный лист серии ФС 000068975, в связи, с чем судебным приставом- исполнителем возбуждено исполнительное производство № 4809/15/75030-ИП. 

Полагая, что имеются основания для освобождения от взыскания исполнительского  сбора в рамках вышеуказанного исполнительного производства, Администрация 


муниципального района «Читинский район» обратилась с соответствующим заявлением в  арбитражный суд. 

На основании ч. 2.1 ст. 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации вопросы об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об  уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, а  также иные вопросы, возникающие в процессе исполнительного производства и в силу  закона подлежащие рассмотрению судом, рассматриваются по правилам, установленным  ч. 2 названной статьи. 

В соответствии с ч. 1 - 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об  исполнительном производстве" (далее - Закон "Об исполнительном производстве")  исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае  неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного  исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается  судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей  статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств  того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть  чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.  Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей  взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи  рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и  десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного  документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина  или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч  рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей. 

Частью 6 ст. 112 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что  должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться  в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о  взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания,  об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. 

В силу ч.7 ст.112 Закона об исполнительном производстве при отсутствии  установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований  ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от  взыскания исполнительского сбора. 

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо  признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от  него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры  для надлежащего исполнения обязательства. 

Таким образом, суд вправе удовлетворить требование должника об освобождении  от взыскания исполнительского сбора, если установит отсутствие вины должника в  неисполнении требований исполнительного документа, то есть когда должник предпринял  все возможные меры для надлежащего исполнения, однако, исполнительный документ не  был исполнен в установленный срок по не зависящим от него причинам. 

Совершение должником в течение срока, установленного для добровольного  исполнения исполнительного документа, конкретных действий, подтверждающих  намерение исполнить исполнительный документ, также может служить основанием для  освобождения должника от уплаты исполнительского сбора. 

В силу п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 16.05.2014 N 27 исполнительский сбор является денежным взысканием,  налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок,  установленный для его добровольного исполнения. Должник освобождается от уплаты  исполнительского сбора в случае представления им доказательств того, что добровольное  исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и 


непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч.ч.1-2 ст.112 Закона об  исполнительном производстве). 

В соответствии с ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на  которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом  арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению,  основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании  имеющихся в деле доказательств (ч. 1 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации). 

Администрация муниципального района «Читинский район» в обоснование своего  заявления указывает, что самостоятельно, как ответчик по делу, исполнить решение  Арбитражного суда Забайкальского края не может, в виду того, что функционал по  рассмотрению первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной  форме обеспечивает оператор электронной площадки. Самостоятельно вернуть закупку на  стадию рассмотрения первых частей заявок участников должник не имеет технической  возможности. 

Вместе с тем, указанные доводы суд оценивает критически.

Ссылка Администрации муниципального района «Читинский район» о том, что  имелись объективные причины, препятствующие своевременному исполнению решения  суда не может свидетельствовать о законности заявленных требований, поскольку  приведенные обстоятельства, на которые ссылается должник не указывают на наличие  оснований для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора. 

При таких обстоятельствах, в связи с недоказанностью Администрацией  муниципального района «Читинский район» наличия уважительных причин неисполнения  в добровольном порядке исполнительного документа и наличия чрезвычайных и  непредвиденных обстоятельств, указанных в п. 3 ст. 401 ГК РФ, оснований для  удовлетворения требований должника об освобождении Администрацией  муниципального района «Читинский район» от взыскания исполнительского сбора по  постановлению судебного пристава-исполнителя Центрального отдела судебных  приставов № 2 г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю нет. 

В силу изложенного, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных  требований отказать. 

Руководствуясь статьями 184, 185, 324 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, суд 


ОПРЕДЕЛИЛ :

В удовлетворении требования Администрации муниципального района  «Читинский район» об освобождении от исполнительского сбора, наложенного  постановлением о взыскании исполнительского сбора от 21.08.2015, отказать. 

На определение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый  арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия. 

Судья Д.С. Горкин