ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 09АП-33190/2016 от 30.05.2016 АС города Москвы

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

30 мая 2016г.

Дело №

А40-214548/2015 (145-1778)

Резолютивная часть решения объявлена 25 мая 2016г.

Решение в полном объеме изготовлено 30 мая 2016г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Председательствующего судьи

Вигдорчика Д.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Широбоковой О.В.

рассмотрев заявление ОАО «БАЛТИК ЭКСПО» об уточнении заявленных требований в части состава лиц, участвующих в деле

по делу по заявлению Открытого акционерного общества «БАЛТИК ЭКСПО» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 236000, <...>)

к Правительству Российской Федерации (103274, <...>)

Генеральной Прокуратуре Российской Федерации (125993, ГСП-3, <...> а)

Департаменту промышленности и инфраструктуры Правительства Российской федерации 103274, <...>)

Министерству строительства и Жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>, 127994, <...>)

Департаменту градостроительного зонирования и планировки территории Министерства строительства и Жилищно-Коммунального хозяйства Российской Федерации (127994, <...>)

Третьи лица: «Czechoslovak Energy, OIL&GAS, a.s.» (Zerotinova 1133/32, Zizkov, 130 00 Praha 3 (ФИО1 1133/32, ЖИжков, 130 00 Прага 3)

Министерство спорта Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>, 105064, <...>)

о признании незаконным бездействия ответчиков выразившееся в не надлежащем рассмотрении заявлений, обращений и жалоб заявителей на действия по изъятию земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18, в том числе заявления по отмене Постановления Правительства Калининградской области от 25.05.2015г. № 156, о признании незаконным бездействий по не представлению документов по запросу заявителей, не опубликовании информации о целях изъятия земельного участка, не проведении проверок и не совершении иных действий по обращениям заявителей, обязании устранить допущенные нарушения

При участии: до и после объявления перерыва: от заявителя ФИО2, протокол 25 от 19.06.2015, паспорт, ФИО3, доверенность от 15.09.2015, паспорт.; от ответчика: Правительство РФ - ФИО4, удостоверение 0405 МСР от 11-С от 24.05.2016(поручение П9-60798 от 12.12.2015), Прокуратура - ФИО5, удостоверение ГП 008735 доверенность 8-3287-2011 от 28.04.2016, Департамент промышленности – неявка, извещен, Минстрой - ФИО4, удостоверение 0405 МСР от 11-С от 24.05.2016, Градостроительный департамент – неявка, извещен, от третьих лиц: «Czechoslovak Energy, OIL&GAS, a.s.» - ФИО3, доверенность от 15.09.2015, паспорт, Минспорт – неявка, извещен.

УСТАНОВИЛ: что варбитражный суд г.Москвы обратилось ОАО «БАЛТИК ЭКСПО» с заявлением в порядке главы 24 АПК РФ (том. 5 л.д. 102-133). 03.12.2015г.(том. 5 л.д. 1-22) и 23.12.2015г. (том 4 л.д. 10-51) заявителем в суд представлены уточненные заявления.

Определением от 13.04.2016г. суд возбудил производство по делу № А40-214548/2015 (145-1778) на основании заявления ОАО «БАЛТИК ЭКСПО». Состав лиц определен судом в порядке ст. 127 АПК РФ. В качестве заинтересованных лиц судом указаны: Правительство Российской Федерации, Прокуратура Российской Федерации, Департамент промышленности и инфраструктуры Правительства Российской федерации, Министерство строительства и Жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Департамент градостроительного зонирования и планировки территории Министерства строительства и Жилищно-Коммунального хозяйства Российской Федерации

В судебном заседании 25.05.2016г. ОАО «БАЛТИК ЭКСПО» представлено заявление о разъяснении судебного акта, в просительной части которого общество просит суд определить состав лиц, участвующих в деле с учетом уточненного заявления от 23.12.2015г. (том 4 л.д. 10-51).

Рассмотрев заявление заявителя, на основании ст. 44, 133, ч. 3 ст. 159 АПК РФ, суд пришел к следующим выводам.

В силу ст. 44 АПК РФ сторонами в арбитражном процессе являются истец и ответчик. Ответчиками являются организации и граждане, к которым предъявлен иск.

В соответствии с ч. 1 и ч. 5 ст. 46 АПК РФ иск может быть предъявлен в арбитражный суд совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие).

При невозможности рассмотрения дела без участия другого лица в качестве ответчика арбитражный суд первой инстанции привлекает его к участию в деле как соответчика по ходатайству сторон или с согласия истца.

В силу ч.1 ст. 133 АПК РФ задачами подготовки дела к судебному разбирательству являются определение характера спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства, обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела; разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса; оказание содействия лицам, участвующим в деле, в представлении необходимых доказательств; примирение сторон.

При этом, в соответствии со ст. 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.

Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд отмечает, что в силу положений п. 1 ч. 1 ст. 199 АПК РФ в заявлении (подлежащем рассмотрению в порядке главы 24 АПК РФ) должно быть указано наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействия).

Из положений п. 1, п. 5 ч. 1 ст. 199 АПК РФ в их совокупности следует, что ответчиком является то лицо, к которому обращено материально-правовое требование.

Таким образом, вопрос о составе лиц участвующих в деле непосредственно связан с заявленными требованиями.

В нарушении вышеуказанных норм в ходатайстве заявителем не обоснована необходимость привлечения конкретных должностных лиц государственных органов как заинтересованных лиц при рассмотрении требований общества о признании незаконным бездействия органов власти.

При этом суд, отклоняя представленное заявление на данной стадии процесса считает, что оно не отвечает требованиям приведенных статей Гл. 24 АПК РФ.

Суд учитывает, что Полномочия Председателя Правительства РФ по организации работы Правительства Российской Федерации определены в ст. 24 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

В соответствии со ст. 47 данного Закона установлено, что для обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации образуется аппарат Правительства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Положения об Аппарате Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 Аппарат Правительства Российской Федерации является государственным органом, образованным для обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации (далее - Правительство) и Председателя Правительства, а также организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых ими решений.

Согласно ст. 5 Положения структура Аппарата Правительства включает в себя руководство Аппарата и подразделения Аппарата - департаменты Правительства и секретариаты Председателя Правительства, Первого заместителя Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и Руководителя Аппарата Правительства. В составе департаментов создаются отделы.

В соответствии с пп. «и» «и.1» и «и.2» п. 4 Положения Аппарат Правительства РФ рассматривает обращения граждан и организаций, адресованные в Правительство, направляет эти обращения в соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления для рассмотрения и принятия мер, организует прием граждан членами Правительства, а также проводит информационно-аналитическую работу с указанными обращениями; подготавливает для Председателя Правительства материалы к его докладам и выступлениям, а также необходимые аналитические и справочные материалы; обеспечивает работу с запросами информации о деятельности Правительства в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также проводит информационно-аналитическую работу с указанными запросами;

В силу п. 118 Постановление Правительства РФ от 01.06.2004г. № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» в случае предъявления в суд общей юрисдикции и в арбитражный суд (кроме Верховного Суда Российской Федерации) исковых или иных требований к Правительству представление интересов Правительства в суде осуществляют без дополнительного поручения федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, на основании направленных им Аппаратом Правительства документов, поступивших в Правительство, а также сотрудники Аппарата Правительства по доверенности.

Таким образом, при обжаловании бездействия Председателя Правительства Российской Федерации, руководителя Департамента промышленности и инфраструктуры Правительства Российской федерации, руководителя отдела строительства Департамента промышленности и инфраструктуры Правительства Российской федерации, советника отдела строительства промышленности и инфраструктуры Правительства Российской федерации ответчиками не могут выступать конкретные должностные лица.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации утв. Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013г. № 1038 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) является федеральным органом исполнительной власти

В соответствии с п. 9 Положения структурными подразделениями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы.

Порядок рассмотрения и сроки рассмотрения обращений и заявлений установлен Федеральным законом от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В силу п. 5.4.67. к полномочиям Минстрой России относятся прием граждан, своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Таким образом, заместитель министра, руководитель Департамента, руководитель отдела не определены указанным Положением в качестве должностных лиц, на которых возложена обязанность по составлению ответов на обращения граждан.

В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее - органы прокуратуры) и организаций и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

В соответствии со ст. 14 Закона о прокуратуре Генеральную прокуратуру Российской Федерации возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется коллегия в составе Генерального прокурора Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором Российской Федерации.

Структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками Генерального прокурора Российской Федерации.

В главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре в Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

В силу п. 2.6 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013г. № 45 в подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах в пределах предоставленной компетенции разрешаются жалобы граждан, должностных и юридических лиц на действия окружных (межрегиональных) федеральных органов власти, органов государственного контроля (надзора) в округе, на решения прокуроров субъектов Российской Федерации конкретного округа.

В силу п. 2.14 Инструкции Решение об оставлении обращения без ответа по существу (без разрешения) на основании рапорта исполнителя принимается начальником отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуры, старшим помощником прокурора, начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта Российской Федерации, прокурором нижестоящей прокуратуры и его заместителем.

Разделом 3 Инструкции предусмотрен порядок Рассмотрения обращений. В силу п. 3.1 Инструкции обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.

Таким образом, в настоящем случае, при обжаловании бездействия по не рассмотрению обращений общества, ответчиком должна выступать непосредственно Генеральная прокуратура Российской Федерации.

В силу ч. 6 ст. 46 АПК РФ в случае если федеральным законом предусмотрено обязательное участие в деле другого лица в качестве ответчика, а также по делам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений, арбитражный суд первой инстанции по своей инициативе привлекает его к участию в деле в качестве соответчика.

С учетом изложенного, суд считает, что в определении суда от 13.04.2016г. о принятии заявления к производству указаны надлежащие ответчики, с учетом заявленных требований общества. Оснований для привлечения в качестве соответчиков указанных в уточненном заявлении должностных лиц отсутствуют.

При этом, в связи с заявленном обществом ходатайства о разъяснении определении суда от 13.04.2016г, суд считает необходимым указать в настоящем определении на надлежащих заинтересованных лиц.

Суд также учитывает, что с процессуальной точки зрения предъявление требования не к ненадлежащему ответчику может являться основанием для осуществления замены ответчика в порядке ст. 47 АПК РФ на стадии подготовки дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства.

Учитывая вышеизложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявления общества об уточнении заявленных требований в части состава лиц, участвующих в деле, а также считает необходимым произвести замену ненадлежащих ответчиков на надлежащих, в целях более полного и правильного рассмотрения дела.

На основании изложенного, в соответствии со ст. 46,47, 184,188 АПК РФ

ОПРЕДЕЛИЛ:

В удовлетворении заявления об уточнении заявленных требований в части состава лиц, участвующих в деле – отказать.

Произвести в порядке ст. 46 АПК РФ замену ответчиков Председателя Правительства РФ, Руководителя Департамента промышленности и инфраструктуры Правительства РФ, Руководителя отдела строительства Департамента промышленности и инфраструктуры Правительства РФ, советника отдела строительства Департамента промышленности и инфраструктуры Правительства РФ на Правительство Российской Федерации.

Произвести в порядке ст. 46 АПК РФ замену ответчиков Министра строительства и Жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Заместителя Министра строительства и Жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Руководителя Департамента градостроительного зонирования и планировки территории Министра строительства и Жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Руководителя отдела мониторинга исполнения переданных полномочий Департамента градостроительного зонирования и планировки территории Министра строительства и Жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на Министерство строительства и Жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Произвести в порядке ст. 46 АПК РФ замену ответчика – Генерального прокурора на Генеральную Прокуратуру Российской Федерации.

Определение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий месяца со дня вынесения определения.

Судья: Д.Г. Вигдорчик