ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 112/307Н/С от 24.02.2009 АС Республики Карелия

217/2009-30782(1)

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу

a. Iao ðcaaiane

Aaei  ¹A26-4017/2009

15 e þy 2009 aiaa

Noauy A ðeo ð æiai noaa  Ðnioaeeee Ea ðeey Oaoeia A.A., i ð aaaaiee i ðoieiea noaaaiiai canaaaiey iiiiuieeii noaue Ianaiaiee I.I.,  ðnniio ða a noaaaiii canaaaiee iaoa ðaeu aaea ii cayaeaie þiauanoaа n ia ðie ÷iiie ioaaonoaaiiinou þ"Oaiei ðno ð ie þ"

e Ioaaeaieю a ai ðaa Naaa æ Oi ðaeaiey Oaaa ðeuiie neo æu aaciianiinoe  Ðnnee ii  Ðnioaeeea Ea ðeey, Oi ðaeaieю Oaaa ðeuiie neo æu aaciianiinoe  Ðnnee ii  Ðnioaeeea Ea ðeey

i i ðciaiee iaaaenoaeoaeuiui iaii ðaoeaiiai i ðaiaiai aeoa

i ð o ÷noee i ðanoaaeoaeae:

io cayaeoaey – Aceiiaa A.I. (aiaa ðiiinou a aaea),

от ioaao ÷eов -  Æ ðaeaaa N.A. (aiaa ðiiinou a aaea);

onoaiiaee: Iauanoai n ia ðie ÷iiie ioaaonoaaiiinou þ«Oaiei ðno ð ie þ» ia ðoeeinu a A ðeo ð æue noa  Ðnioaeeee Ea ðeey n cayaeaieai e Отделению в городе Сегежа Управления федеральной службы безопасности России по Республике Карелия и к Управлению Федеральной службы безопасности России по Республике Карелия i признании недействительным требования Отделения № 112/307 н/с от 24.02.2009 о представлении документово признании недействительным ненормативного правового акта

По мнению заявителя, названное требование не соответствует статьям 8, 34- 35 Конституции Российской Федерации, статьям 2, 49, 421, 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 5, 6, 10, 12, 13 Федерального закона «О федеральной службе безопасности» и незаконно возлагает на общество обязанность по предоставлению документов не уполномоченному законом органу, а также доказывать экономическую обоснованность совершения или не совершения действий по заключению или не заключению договоров, нести расходы по предоставлению непредусмотренных законом документов.

Управление Федеральной службы безопасности России по Республике Карелия считает, что производство по делу подлежит прекращению в связи с тем, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Выслушав доводы представителей сторон и изучив материалы дела, суд считает, что производство по настоящему делу подлежит прекращению на


основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела Отделение в городе Сегежа Федеральной службы безопасности по Республике Карелия в рамках оперативно-следственных действий в соответствии с пунктом «м» статьи 13 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности Российской Федерации» направило директору ООО «Теплоресурс плюс» требование от 24.02.2009 № 112/307 н/с о представлении копий ряда документов за период с 01.07.2008 по 01.02.2009 (л.д. 12-13).

Полагая, что данным требованием на Общество незаконно возлагается обязанность по представлению документов неуполномоченному органу, оно обратилось с заявлением в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» федеральная службы безопасности – единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.

Одним из направлений деятельности органов федеральной службы безопасности является борьба с преступностью. Согласно статье 10 Федерального закона № 40-ФЗ органы федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации проводят оперативно-розыскные мероприятия, в том числе по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию организованной преступности, коррупции. Деятельность этих органов в сфере борьбы с преступностью осуществляется в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности, уголовным и уголовно- процессуальным законодательством Российской Федерации.

Подпунктом «м» статьи 13 Закона № 40-ФЗ установлено, что органы федеральной службы безопасности имеют право получать на безвозмездной основе от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен запрет на передачу такой информации органам федеральной службы безопасности.

В силу положений пункта 2 статьи 6 этого же закона лицо, полагающее, что органами федеральной службы безопасности либо их должностными лицами нарушены его права и свободы, вправе обжаловать действия указанных органов и должностных лиц в вышестоящий орган федеральной службы безопасности, прокуратуру или суд. Аналогичная правовая норма содержится в статье 5 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Таким образом, в силу прямого указания закона для обжалования действий Федеральной службы безопасности и ее должностных лиц предусмотрен специальный порядок, из которого не следует возможность выбора каждого на судебную защиту его прав и свобод по своему усмотрению, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства определяются федеральными законами.

Так, частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражному суду подведомственны дела по


экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические дела об оспаривании ненормативных правовых актов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, обязательным условием для принятия дела к рассмотрению арбитражным судом является экономическое содержание спора.

В данном случае суд считает, что заявленные по делу требования не имеют экономического содержания, их рассмотрение специально не отнесено к компетенции арбитражного суда, спор возник не в результате предпринимательской или иной экономической деятельности, а в результате действий Федеральной службы безопасности, связанных с проверкой деятельности общества на предмет наличия признаков уголовного правонарушения.

Рассмотрение в арбитражном суде споров, связанных с защитой нарушенных прав и законных интересов в процессе осуществления оперативно-следственных действий, законодательством не предусмотрено.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины при прекращении производства по делу взысканию подлежат возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 150, статьями 151, 184, 185, 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Производство по делу № А26-4017/2009 прекратить.

2. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Теплоресурс плюс" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 руб., уплаченную при подаче заявления платежным поручением № 267 от

27.04.2009.

3. Определение может быть обжаловано: - в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его изготовления в полном объёме в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г.Санкт- Петербург, Суворовский <...>);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления определения в законную силу – в Федеральный арбитражный суд Северо- Западного округа (190000, <...>).

Noauy

Oaoeia A.A.




2 А26-4017/2009

3 А26-4017/2009

4 А26-4017/2009