11/2014-67560(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6
Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru
http://astrahan.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань | Дело № А06-5147/2006 |
26 ноября 2014 года | |
Резолютивная часть определения объявлена 26.11.2014 | |
Полный текст определения изготовлен 26.11.2014 |
Арбитражный суд Астраханской области в составе
Председательствующего судьи Колбаева Р.Р.
Судей Негерева С.А., Колмаковой Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Морозовой А.Р.,
представителя ООО "ЭнергоВодСтрой" – ФИО1, доверенность от 09.06.2014, представителя ФИО2 – ФИО3, доверенность от 24.12.2013,
представителей должника – ФИО4,
представителей ФНС России – ФИО5, ФИО6, доверенности от 30.10.2014,
представителя собственника имущества должника – ФИО7, доверенность от 06.08.2014,
представителя ИП ФИО8 – ФИО9, доверенность от 10.10.2014,
дело о несостоятельности (банкротстве) ГП АО "Астраханские водопроводы" (ИНН <***>, ОГРН <***>, 416474, <...>),
установил:
Определением Арбитражного суда Астраханской области от 27.07.2006 возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) ГП АО "Астраханские водопроводы".
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 20.04.2010 ГП АО "Астраханские водопроводы" признано несостоятельным (банкротом).
Вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Астраханской области от 25.05.2011 по настоящему делу установлено, что в ходе внешнего управления кредиторы должника на своем собрании 12.02.2008 (л.д. 9, том 6) приняли решение о проведении замещения активов должника в соответствии с планом внешнего управления. Определением Арбитражного суда Астраханской области от 18.03.2008 указанный план внешнего управления был утвержден.
В соответствии с пунктом 1 статьи 115 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее Закон о банкротстве) "замещение активов должника проводится путем создания на базе имущества должника одного открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ. В случае создания одного открытого акционерного общества в его уставный капитал вносится имущество (в том числе имущественные права), входящее в состав предприятия и предназначенное для осуществления предпринимательской деятельности. Состав предприятия определяется в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 110 настоящего Федерального закона".
В результате начавшегося замещения активов должника было создано Открытое акционерное общество "Астраханские водопроводы". Часть имущества должника была передана в ОАО "Астраханские водопроводы". Передача оставшейся части имущества не прошла государственную регистрацию по причине несвоевременного представления части документов. Таким образом, замещение активов должника завершено не было.
Согласно пункту 2 статьи 12 Закона о банкротстве вопросы изменения плана внешнего управления отнесены к исключительной компетенции собрания кредиторов. Таким образом, в ходе внешнего управления изменение исполнения плана внешнего управления без решения собрания кредиторов недопустимо.
Переход из внешнего управления в конкурсное производство (при неизменности мероприятий в виде замещения активов, начатых в соответствии с планом внешнего управления) не изменяет вышеуказанного правила, поскольку статья 141 Закона о банкротстве предусматривает возможность замещения активов должника и в ходе конкурсного производства. Указанной нормой предусмотрено, что проведение замещения активов должника в ходе конкурсного производства происходит на основании решения собрания кредиторов. Тем самым, законодатель и в ходе внешнего управления, и в ходе конкурсного производства предоставляет собранию кредиторов исключительное право выбора такого способа удовлетворения своих требований, как замещение активов.
В связи с этими выводами арбитражного суда конкурсный управляющий, утвержденный решением арбитражного суда от 20.04.2010, не имел правовых
оснований для реализации имущества должника вплоть до принятия собранием кредиторов 05.07.2012 решения об изменении способа удовлетворения своих требований путем отказа от замещения активов и перехода к продаже имущества.
Определением Арбитражного суда Астраханской области от 24.05.2011 по настоящему делу установлено, что в соответствии с пунктом 1 распоряжения Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом от 29.05.2006 №1246-р "О безвозмездной передаче федерального государственного унитарного предприятия "Астраханские сельскохозяйственные водопроводы" в государственную собственность Астраханской области было безвозмездно передано Федеральное государственное унитарное предприятие "Астраханские сельскохозяйственные водопроводы" как имущественный комплекс.
На основании распоряжения Правительства Астраханской области от 10.07.2006 № 219-Пр "О приеме в государственную собственность Астраханской области Федерального государственного унитарного предприятия "Астраханские сельскохозяйственные водопроводы" и акта приема передачи от 19.09.2006 ФГУП "Астраханские сельхозводопроводы" как имущественный комплекс было принято в собственность Астраханской области.
Распоряжением Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области от 10.07.2006 № 58 было принято решение о переименовании ФГУП "Астраханские сельхозводопроводы" в ГП АО "Астраханские водопроводы" и согласован устав в новой редакции.
В соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, при переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 статьи 11 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях": при переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
Таким образом, в процессе передачи государственного предприятия ФГУП "Астраханские сельхозводопроводы" в государственную собственность Астраханской области имущество не изымалось из хозяйственного ведения предприятия, продолжало
оставаться в хозяйственном ведении государственного предприятия и оставалось на его балансе.
Подтверждением ранее возникшего права хозяйственного управления за ФГУП "Астраханские сельхозводопроводы" является зарегистрированный в установленном порядке устав предприятия с перечнем имущества переданного в хозяйственное ведение.
Из представленных Агентством по управлению государственным имуществом Астраханской области документов следует, что должник в настоящее время обладает имуществом на праве хозяйственного ведения, распоряжение которым в соответствии с утвержденным собранием кредиторов замещением активов должника, предполагает получение денежных средств для погашения требований кредиторов, включенных в реестр (л.д. 1-47, том 22).
Указанные выводы сторонами оспорены не были, определение от 24.05.2011 вступило в законную силу.
Несмотря на вынесенные арбитражным судом судебные акты 24.05.2011 и 25.05.2011 с момента принятия собранием кредиторов решения об отказе от замещения активов конкурсным управляющим ФИО10 04.04.2013 была реализована только незначительная часть всего имущественного комплекса должника, а именно: Административное здание общей площадью 938, 9 кв.м., лит. А, инвентарный №11:8:63; Гараж на 25 машин общей площадью 896,7 кв.м., этажей 2, лит. Б., инвентарный №11:8:63; Здание проходной общей площадью 7,3 кв.м., лит. Т., инвентарный №11:8:63; Здание склада (568,3 кв.м.); Склад кислородных баллонов (113 кв.м.); Заглубленный склад инвентаря (448 кв.м.); Площадка для мойки автомашин (148 кв.м.); Площадка для складирования (2520 кв.м.); Вертикальная планировка (1650); Вертикальная планировка (200); Дорожное покрытие (11 060 п.м.); Ограждение (519,5); Сети канализации (120 п.м.); Сети теплофикации (153); Водоснабжение (105 п.м.); Сети телефонизации; Внешние электрические сети (6); Трансформатор ТМ-250 10/0,4; Котел Сармат (2 шт.) Озеленение.
Определением Арбитражного суда Астраханской области от 03.04.2014 указанная сделка признана недействительной, реализованное имущество подлежит возвращению в конкурсную массу.
Таким образом, до настоящего времени, несмотря на неоднократно проведенные инвентаризации имущества, за прошедшие 8 лет с момента возбуждения дела о банкротстве и прошедшие 4 года с момента открытия конкурсного производства фактически имущество должника не реализовывалось.
14.05.2012 ГП АО "Астраханские водопроводы" была возобновлена производственная деятельность по водоснабжению населения и организаций Астраханской области.
Данная производственная деятельность продолжается и по настоящее время.
В соответствии с ответом конкурсного управляющего на запрос арбитражного суда производственная деятельность ГП АО "Астраханские водопроводы" является убыточной, а возможность безубыточной деятельности не может быть реализована по причине значительного износа имущественного комплекса и низкого, экономически необоснованного тарифа.
Согласно бухгалтерской справке, представленной конкурсным управляющим, общая сумма кредиторской задолженности ГП АО "Астраханские водопроводы" по текущим платежам за период с 14.05.2012 по настоящее время составила 328.456.003,53руб., превысив более чем вдвое общий размер кредиторской задолженности, включенной в реестр требований кредиторов (141.802.578,84руб.).
В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве "конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Кредиторы - лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору".
Приведенные выше финансовые результаты свидетельствуют о том, что производственная деятельность должника не отвечает целям конкурсного производства, поскольку не происходит соразмерного удовлетворения требований кредиторов (как текущих, так и реестровых), увеличение текущей задолженности уменьшает вероятность удовлетворения реестровых требований (лиц, участвующих в деле о банкротстве).
Фактически производственная деятельность ГП АО "Астраханские водопроводы" служит источником финансирования расходов по делу о банкротстве, в состав которых входит и вознаграждение конкурсных управляющих, что само по себе является благоприятной средой для волокиты реализации мероприятий конкурсного производства.
В Письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.01.1999 N С1-7/УП-61 "О применении законодательства о несостоятельности (банкротстве)" рекомендовано арбитражным судам следующее:
- тщательно исследовать возможности должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, в том числе в связи с находящимися в производстве делами по искам должников к своим контрагентам;
- избегать поспешности и формализма при введении той или иной процедуры банкротства, учитывать социально - экономические последствия банкротства организации;
- иметь в виду, что процедура банкротства может использоваться в целях передела собственности, устранения конкурента, в связи с чем необходимо тщательно исследовать конкретные обстоятельства по делу с учетом требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Указанные рекомендации не исчерпывают пределы контрольных функций арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве, поскольку в соответствии с задачами арбитражного судопроизводства, установленными статьей 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд призван защищать правопорядок в экономической сфере от любых проявлений злоупотребления участниками рынка своими правами и обязанностями.
Из смысла Закона о банкротстве следует, что процедура банкротства является исключительной мерой, применяемой кредитором по денежному обязательству лишь в том случае, если защита его прав и законных интересов невозможна иным способом.
Исследование имеющихся в деле доказательств свидетельствует об отсутствии у предыдущих конкурсных управляющих, а также иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, необходимой процессуальной активности в оперативном осуществлении мероприятий конкурсного производства.
Анализ бездействия лиц, участвующих в настоящем деле, не проявлявших в течение всего времени, начиная с 05.07.2012, обусловленной их имущественными интересами инициативы по ускорению процедуры конкурсного производства, исследование представленных конкурсным управляющим ФИО4 по запросу арбитражного суда инвентарных описей имущества должника, а также состоявшихся ранее по настоящему делу и по другим делам (№А06-7467/2010, №А06-7237/2012) судебных актов явились основанием для назначения судебного заседания по вопросу о завершении конкурсного производства в порядке осуществления контрольных функций арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве.
В ходе судебного заседания стороны возражали против завершения конкурсного производства, пояснив, что причинами, препятствовавшими своевременному осуществлению мероприятий конкурсного производства являлись отсутствие достаточных финансовых ресурсов для оплаты расходов, связанных с оформлением
технической документации имущества, оплату услуг оценщиков, сокрытие предыдущими конкурсными управляющими полной информации о финансовом состоянии должника, а также наличием противоречий и несовпадений в наименовании имущества, находящегося в пользовании у должника, с имуществом, учтенном в реестре государственной собственности Астраханской области. Стороны полагают, что по делу имеются реальные возможности для полноценного осуществления необходимых мероприятий конкурсного производства.
Анализируя причины, по которым до сегодняшнего дня не осуществлены мероприятия, направленные на достижение целей конкурсного производства, арбитражный суд пришел к следующему.
Выводы арбитражного суда относительно владения ГП АО "Астраханские водопроводы" имущественным комплексом на праве хозяйственного ведения не были оспорены и вступили в законную силу.
Судебный акт по делу №А06-7237/2012 еще раз подтвердил данные выводы применительно к той части имущества должника, которая являлась объектом судебного разбирательства.
Таким образом, указанные вопросы не препятствуют дальнейшему ведению конкурсного производства.
Помимо этого, в составе имущества должника имеется дебиторская задолженность в размере около 40.000.000руб., которая также составляет актив, за счет которого должна формироваться конкурсная масса. Состав конкурсной массы может увеличиться и в результате взыскания денежных средств по оспариваемым сделкам.
Вместе с тем, представителем кредитора ИП ФИО8 в письменных возражениях поставлен вопрос о правомерности применения по настоящему делу положений части 1 статьи 9 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ (далее Закон о водоснабжении), связанный с применением обратной силы гражданского законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении "отчуждение объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а равно и передача указанных объектов и прав пользования ими в залог, внесение указанных объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяйственной деятельности не допускаются".
Поскольку вопросы применения части 1 статьи 9 Закона о водоснабжении не включены арбитражным судом в предмет настоящего судебного разбирательства
(согласно определению от 31.10.2014), а также исходя из начал состязательности
1
арбитражного процесса, арбитражный суд не входит в обсуждение указанных возражений, полагая, что правовую оценку они должны получить в рамках соответствующего спора.
Между тем, принятие решения о передаче имущества, ограниченного в обороте, Закон о банкротстве возлагает на конкурсного управляющего, который в этом случае действует в силу императивных установлений законодателя. Согласования или получения одобрения собрания кредиторов или иных лиц при этом не требуется.
В ходе судебного разбирательства конкурсный управляющий пояснил, что доводы, изложенные представителем ИП ФИО8, будут являться основанием для проведения соответствующих мероприятий: консультаций с юристом в соответствии со статьей 53 Гражданского кодекса Российской Федерации и постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица" от 30.07.2013 N 62, а также последующим принятием решения с уведомлением о нем лиц, участвующих в деле о банкротстве на собрании кредиторов. В случае возникновения разногласий конкурсный управляющий намерен обратиться с заявлением об их разрешении в суд, рассматривающий дело о банкротстве.
Учитывая, указанные пояснения конкурсного управляющего, арбитражный суд приходит к выводу о том, в настоящее время имеются основания для продолжения процедуры конкурсного производства, в ходе которой конкурсному управляющему необходимо решить вопрос либо о передаче имущества, относящегося к объектам централизованной системы холодного водоснабжения, собственнику (Астраханской области), либо о дальнейшей его оценке и реализации в соответствии со сроками и порядком, установленными Законом о банкротстве, а также продолжить осуществление мероприятий по взысканию дебиторской задолженности, оспариванию сделок должника и других мероприятий.
При таких обстоятельствах, в настоящее время арбитражный суд не находит оснований для завершения конкурсного производства.
Установленные в ходе судебного разбирательства фактические обстоятельства содержат в себе достаточно сведений для вынесения судебного акта по предмету судебного разбирательства, определенному арбитражным судом в определении от
31.10.2014, что свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства ООО "ЭнергоВодСтрой" об отложении судебного разбирательства.
Руководствуясь статьями 184, 188, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
определил:
Отказать в удовлетворении ходатайств ООО "ЭнергоВодСтрой" об отложении судебного разбирательства.
Продолжить производство по делу о банкротстве ГП АО "Астраханские водопроводы" в процедуре конкурсного производства.
Определение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его вынесения через арбитражный суд Астраханской области.
Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru
Председательствующий судья Р.Р. Колбаев Судья С.А. Негерев Судья Н.Н. Колмакова
26 ноября 2014 года
2 А06-5147/2006
3 А06-5147/2006
4 А06-5147/2006
5 А06-5147/2006
6 А06-5147/2006
7 А06-5147/2006
8 А06-5147/2006
1
С учетом ограниченного круга лиц, принимающих участие в данном судебном заседании в
соответствии с пунктами 14-17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" от
22.06.2012 № 35.
9 А06-5147/2006