ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 12АП-5999/2015 от 09.09.2015 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005

http://volgograd.arbitr.ru e-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон: (8442) 23-00-78 факс: (8442)24-04-60 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Волгоград Дело № А12-16123/2014
« 09 » сентября 2015 года

Резолютивная часть определения объявлена 02 сентября 2015 года.
Полный текст определения изготовлен 09 сентября 2015 года.

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Стрельниковой Н.В. при  ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дашковой Е.И., рассмотрев в  судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Волгоградская  мельница» о взыскании с Территориальной административной комиссии Ворошиловского  района г. Волгограда в пользу общества с ограниченной ответственностью «Волгоградская  мельница» судебных расходов на оплату услуг представителю, понесенных при рассмотрении  дела в суде апелляционной инстанции в размере 21151,70 рублей; 

заявление общества с ограниченной ответственностью «Волгоградская мельница» о  взыскании с Территориальной административной комиссии Ворошиловского района г.  Волгограда судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб. и  почтовых расходов в размере 51,60 руб., понесенных в рамках дела № А12-16123/2014 по  заявлению общества с ограниченной ответственностью «Волгоградская мельница» (ИНН  <***>, ОГРН <***>) об оспаривании постановления Территориальной  административной комиссии Ворошиловского района г. Волгограда заинтересованное лицо  Администрация Ворошиловского района г. Волгограда 

с участием в рассмотрении заявления в качестве заинтересованного лица Департамента  финансов администрации Волгограда 

В судебном заседании участвуют представители:

от общества с ограниченной ответственностью «Волгоградская мельница»: ФИО1,  доверенность от 01.06.2015; 

от Администрации Ворошиловского района г. Волгограда: ФИО2, доверенность от  06.11.2014 № 05/6212; 


остальные: не явились, извещены 

 установил:

в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной  ответственностью «Волгоградская мельница» (далее – ООО «Волгоградская мельница»,  заявитель) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориальной  административной комиссии Ворошиловского района г.Волгограда от 16.04.2014 № 1/1-14- 460 о привлечении к административной ответственности по статье 8.7 Кодекса  Волгоградской области об административной ответственности в виде штрафа в размере 20  000 рублей. 

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21.08.2014 заявленные  требования удовлетворены, оспоренное постановление признанно незаконным и отменено. 

Определением суда от 31.12.2014 ООО «Волгоградская мельница» отказано во  взыскании судебных расходов в связи с тем, что администрация Волгограда не является  участником данного процесса. Суд указал, что органы местного самоуправления Волгограда  не являются надлежащими ответчиками по заявленному ООО «Волгоградская мельница»  требованию о взыскании судебных расходов. 

Определением суда от 14.04.2015 ООО «Волгоградская мельница» отказано во  взыскании судебных расходов в связи с тем, что администрация Ворошиловского района –  структурное подразделение органа местного самоуправления не является надлежащим  ответчиком по заявленному ООО «Волгоградская мельница» требованию о взыскании  судебных расходов. 


представителя в размере 15 000 руб. и почтовых расходов в размере 51,60 руб. с ходатайством  о восстановлении срока на подачу заявления о взыскании судебных расходов. 

Определением суда от 18.05.2015 в восстановлении срока на подачу заявления о  взыскании судебных расходов отказано, производство по заявлению ООО «Волгоградская  мельница» о взыскании судебных расходов прекращено ввиду пропуска срока на подачу  заявления о взыскании судебных расходов. 

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2015 г.  определение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.05.2015 по делу № А12- 16123/2014 отменено. Вопрос о возмещении судебных расходов направлен на новое  рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области. 

Суд восстанавливает пропущенный срок на обращение в суд с заявлением о взыскании  судебных расходов. 

В арбитражный суд 04.08.2015г. поступило заявление общества с ограниченной  ответственностью «Волгоградская мельница» о взыскании с Территориальной  административной комиссии Ворошиловского района г. Волгограда в пользу общества с  ограниченной ответственностью «Волгоградская мельница» судебных расходов на оплату  услуг представителю, понесенных при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в  размере 21151,70 рублей. 

В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью  «Волгоградская мельница» настаивал на удовлетворении требований. 

Представитель Администрации Ворошиловского района г. Волгограда против  удовлетворения требований заявителя возражает. 

Изучив представленные документы, проверив обоснованность доводов, изложенных в  заявлении, выслушав мнения лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные  требования о взыскании судебных расходов не подлежат удовлетворению, по следующим  основаниям. 

Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с  рассмотрением дела арбитражным судом. 

В соответствии со статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде,  относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам,  расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг  адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие 


расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в  арбитражном суде. 

Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого был  принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвовавшего в  деле, в разумных пределах (части 1, 2 статьи 110 АПК РФ). 

 В соответствии с пунктом 3 Информационного письма Президиума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 № 121 «Обзор судебной практики  по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату  услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах»  лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер  и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность. 

Таким образом, при разрешении вопроса о распределении судебных расходов  арбитражный суд обязан установить обоснованность несения лицом, участвующим в деле,  судебных расходов и их фактический размер. 

В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать  обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. 

Другая сторона обладает правом заявить о чрезмерности требуемой суммы и  обосновывает разумный размер понесенных заявителем расходов применительно к  соответствующей категории дел с учетом оценки, в частности, объема и сложности  выполненной представителем работы, времени, которое мог бы затратить на подготовку  материалов квалифицированный специалист; сложившейся в регионе стоимости оплаты  услуг адвокатов; имеющихся сведений статистических органов о ценах на рынке  юридических услуг; продолжительности рассмотрения и сложности дела. 

При определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя  принимаются во внимание, в частности, нормы расходов на служебные командировки,  установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое  мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в  регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о  ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела  (пункт 20 информационного письма № 82). 

Чрезмерность расходов должна доказывать противная сторона.

В обоснования требования о взыскании с ответчика 15 051,60 рублей общество  ссылается на следующие обстоятельства. 


Между индивидуальным предпринимателем Демьяновым Вячеславом Викторовичем  («Исполнитель») и ООО «Волгоградская мельница» («Заказчик»), заключен договор № 5-А  возмездного оказания юридических услуг от 05.05.2014г. 

Согласно п.1.1 договора возмездного оказания юридических услуг «Исполнитель»  обязуется по заданию «Заказчика» оказать юридические услуги, указанные в п. 1.2  настоящего договора, а «Заказчик» обязуется оплатить эти услуги. 

«Исполнитель» принимает на себя обязательства оказать следующие юридические  «Услуги»: составление судебного заявления «Об оспаривании решения, административного  органа, о привлечении в административной ответственности», оказание юридических услуг в  Арбитражном суде Волгоградской в споре с Территориальной административной комиссией  Ворошиловского района г. Волгограда и Администрацией Ворошиловского района г.  Волгограда (пункт 1.2). 

Стоимость юридических «Услуг» по настоящему договору составляет 15 000  (пятнадцать тысяч) рублей, без НДС (пункт 3.1). 

Согласно представленному акту от 20.08.2014г. «Исполнителем» оказаны юридические  услуги в Арбитражном суде Волгоградской области по делу № А12-16123/2014 в споре  Территориальной административной комиссией Ворошиловского района г. Волгограда и  Администрацией Ворошиловского района г. Волгограда, на сумму 15000 (пятнадцать тысяч)  рублей. 

По качеству предоставления юридических услуг «Заказчик» к «Исполнителю»  претензий не имеет. 

В подтверждение оплаты по договору № 5-А от 05.05.2014г. представлена копия  платежного поручения № 655 от 08.10.2014г. на сумму 15 000 руб. 

В рамках заключенного договора № 5-А от 05 мая 2014г. между ИП ФИО1 и  ООО «Волгоградская мельница» «Возмездного оказания юридических услуг» на сумму 15000  рублей, ИП ФИО1 оказаны следующие юридические услуги: 

- ознакомление с материалами административного правонарушения;

- составление заявления в Арбитражный суд Волгоградской области «Об оспаривании  решения, о привлечении к административной ответственности», подписанное директором  Общества, ФИО3 

- участие и оказание юридической помощи в Арбитражном суде Волгоградской области  по делу № А12-16123/2014, в судебных заседаниях 06.08.2014г. и 20.08.2014г. 


- составление ходатайств «О восстановлении пропущенного процессуального срока»,  «О рассмотрении дела по общим правилам судопроизводства», «О приобщении  дополнительных материалов дела». 

Юридические услуги по указанному договору ИП ФИО1 исполнил надлежащим  образом, ООО «Волгоградская мельница» претензий к нему не имеет. 

В обосновании требования о взыскании с Территориальной административной  комиссии Ворошиловского района г. Волгограда в пользу ООО «Волгоградская мельница»  21151,70 рублей, расходов на оплату услуг представителю, понесенных при рассмотрении  дела в суде апелляционной инстанции общество ссылается на следующие обстоятельства. 

По договору возмездного оказания юридических услуг № 8 от 02.06.2015 (далее  Договор) индивидуальный предприниматель ФИО1, (Исполнитель)  обязуется по заданию ООО «Волгоградская мельница», (Заказчик) оказать юридические  услуги, указанные в п. 1.2 настоящего договора, а «Заказчик» обязуется оплатить эти услуги. 

«Исполнитель» принимает на себя обязательства оказать следующие юридические  «Услуги»: составление апелляционной жалобы на Определение арбитражного суда  Волгоградской области от 18 мая 2015г. и оказание юридических услуг в Двенадцатом  Арбитражном апелляционном суде по делу № А12-16123/2014 г. в споре с Территориальной  административной комиссией Ворошиловского района Волгограда (п.1.2 Договора). 

Стоимость юридических «Услуг» по настоящему договору составляет 19000  (девятнадцать тысяч) рублей, без НДС, из которых: 

- 15000 рублей, составление апелляционной жалобы и оказание юридических услуг в  Двенадцатом Арбитражном апелляционном суде; 

- 4000 рублей, суточные командировочные расходы, из расчета 2000 рублей за одни  сутки, нахождения «Исполнителя» в командировке. (п.3.1 Договора). 

Расходы на проезд составляют ж/д билет ФИО4 - 1 277,5руб. и ж/д билет  Саратов- Волгоград – 1874,2руб. Всего 3151,7 руб. – расходы на проезд из Волгограда до  Саратова и обратно. Общая сумма расходов на оплату услуг представителя при рассмотрении  дела в Двенадцатом арбитражном апелляционном суде составила 22151,70 руб. Указанная  сумма перечислена ИП ФИО1 по платежному поручению № 100 от 30.07.2015. 

Отказывая в удовлетворения заявления о взыскании судебных расходов суд исходит из  следующего. 

В соответствии со статьей 40 АПК РФ лицами, участвующими в деле, являются:  стороны; заявители и заинтересованные лица - по делам особого производства, по делам о  несостоятельности (банкротстве) и в иных предусмотренных Кодексом случаях; третьи лица; 


прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы,  обратившиеся в арбитражный суд в случаях, предусмотренных Кодексом. 

В рассматриваемом случае сторонами по делу являются заявитель и территориальная  административная комиссия Ворошиловского района г. Волгограда. Администрация  Ворошиловского района привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не  заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. 

Кроме того, согласно ст. 1 Закона Волгоградской области от 02.12.2008 N 1792-ОД «О  наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Волгоградской  области государственными полномочиями по организационному обеспечению деятельности  территориальных административных комиссий» органы местного самоуправления  муниципальных образований в Волгоградской области наделяются государственными  полномочиями по организационному обеспечению деятельности территориальных  административных комиссий по рассмотрению дел об административных правонарушениях,  предусмотренных Кодексом Волгоградской области об административной ответственности. 

Систему административных комиссий Волгоградской области образуют:  Волгоградская областная административная комиссия; 

территориальные административные комиссии.

Волгоградская областная административная комиссия осуществляет руководство  всеми территориальными административными комиссиями, в том числе оказывает им  методическую, организационную и иную помощь. При этом Волгоградская областная  административная комиссия не вправе вмешиваться в процессуальную деятельность  территориальных административных комиссий. 

Территориальные административные комиссии самостоятельны в принятии своих  решений. 

При этом, правовую основу деятельности территориальных административных  комиссий составляют Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об  административных правонарушениях, Устав Волгоградской области, Кодекс Волгоградской  области об административной ответственности, законы Волгоградской области, настоящий  Закон, положения о территориальных административных комиссиях (статья 2). 

Статьей 4 этого же Закона предусмотрено, что территориальные административные  комиссии создаются решением Волгоградской областной административной комиссии. В  решении о создании территориальной административной комиссии определяется ее  юрисдикция, которая распространяется на территорию или часть территории  муниципального образования. 


Территориальные административные комиссии действуют на основании положений о  них, утверждаемых Волгоградской областной административной комиссией в соответствии с  типовым положением. 

Типовое положение о территориальной административной комиссии утверждается  постановлением Губернатора Волгоградской области. 

Во исполнение этой нормы Закона постановлением Главы Администрации  Волгоградской области от 14.01.2009 № 12 «Об утверждении типового положения о  территориальной административной комиссии» утверждено типовое положение о  территориальной административной комиссии. Разделом 7 этого постановления  предусмотрено, что организационное обеспечение деятельности территориальной  административной комиссии осуществляется в соответствии с Законом Волгоградской  области от 2 декабря 2008 г. № 1792-ОД «О наделении органов местного самоуправления  муниципальных образований в Волгоградской области государственными полномочиями по  организационному обеспечению деятельности территориальных административных  комиссий». 

Согласно ч. 3 Закона Волгоградской области от 02.12.2008 N 1792-ОД «О наделении  органов местного самоуправления муниципальных образований в Волгоградской области  государственными полномочиями по организационному обеспечению деятельности  территориальных административных комиссий» финансовые средства на реализацию  государственных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на  другие цели. 

Постановлением Правительства Волгоградской обл. от 29.01.2013 № 44-п утвержден  Порядок расходования и учета субвенций из областного бюджета на осуществление органами  местного самоуправления муниципальных образований в Волгоградской области  государственных полномочий по организационному обеспечению деятельности  территориальных административных комиссий. 

В свою очередь постановлением главы Волгограда от 21.01.2009 № 73 «Об  утверждении Порядка расходования и учета субвенций из областного фонда компенсаций на  осуществление органами местного самоуправления Волгограда полномочий по  организационному обеспечению деятельности территориальных административных  комиссий городского округа город-герой Волгоград» закреплено главными распорядителями  бюджетных средств (получателями субвенций) являются комитет общественной  безопасности, казачества и административных органов администрации Волгограда и  администрации районов Волгограда. 


Исходя из предмета спора между ООО «Волгоградская мельница» и территориальной  административной комиссией Ворошиловского района городского округа - город Волгограда  следует, что он не относится к организационному обеспечению деятельности органов  местного самоуправления. При этом территориальные административные комиссии  самостоятельны при принятии решений, никто не вправе вмешиваться в их деятельность. 

Правовой статус территориальных административных комиссий установлен Законом  Волгоградской области от 02.12.2008 № 1789-ОД «Об административных комиссиях». 

Статьей 1 этого Закона установлено, что административная комиссия является  коллегиальным постоянно действующим государственным органом, уполномоченным  рассматривать дела об административных правонарушениях, отнесенных к ее компетенции  Кодексом Волгоградской области об административной ответственности. 

Систему административных комиссий Волгоградской области образуют:
Волгоградская областная административная комиссия;
территориальные административные комиссии.

Волгоградская областная административная комиссия осуществляет руководство  всеми территориальными административными комиссиями, в том числе оказывает им  методическую, организационную и иную помощь. При этом Волгоградская областная  административная комиссия не вправе вмешиваться в процессуальную деятельность  территориальных административных комиссий. 

Территориальные административные комиссии самостоятельны в принятии своих  решений. 

При этом, согласно статье 2 настоящего Закона, правовую основу деятельности  территориальных административных комиссий составляют Конституция Российской  Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Устав  Волгоградской области, Кодекс Волгоградской области об административной  ответственности, законы Волгоградской области, настоящий Закон, положения о  территориальных административных комиссиях. 

Статьей 4 этого же Закона предусмотрено, что территориальные административные  комиссии создаются решением Волгоградской областной административной комиссии. В  решении о создании территориальной административной комиссии определяется ее  юрисдикция, которая распространяется на территорию или часть территории  муниципального образования. 


Территориальные административные комиссии действуют на основании положений о  них, утвержденных Волгоградской областной административной комиссией в соответствии с  типовым положением. 

Типовое положение о территориальной административной комиссии утверждается  постановлением Губернатора Волгоградской области. 

Во исполнение этой нормы Закона постановлением Главы Администрации  Волгоградской области от 14.01.2009 № 12 «Об утверждении типового положения о  территориальной административной комиссии» утверждено типовое положение о  территориальной административной комиссии. Разделом 7 этого постановления  предусмотрено, что организационное обеспечение деятельности территориальной  административной комиссии осуществляется в соответствии с Законом Волгоградской  области от 2 декабря 2008г. № 1792-ОД «О наделении органов местного самоуправления  муниципальных образований в Волгоградской области государственными полномочиями по  организационному обеспечению деятельности территориальных административных  комиссий». 

Постановлением Правительства Волгоградской области от 29.01.2013 № 44-п  утвержден Порядок расходования и учета субвенций из областного бюджета на  осуществление органами местного самоуправления муниципальных образований в  Волгоградской области государственных полномочий по организационному обеспечению  деятельности территориальных административных комиссий. 

В свою очередь постановлением главы Волгограда от 21.01.2009 № 73 «Об  утверждении Порядка расходования и учета субвенций из областного фонда компенсаций на  осуществление органами местного самоуправления Волгограда полномочий по  организационному обеспечению деятельности территориальных административных  комиссий городского округа город- герой Волгоград закреплено главными распорядителями  бюджетных средств (получателями субвенций) являются комитет общественной  безопасности, казачества и административных органов администрации Волгограда и  администрации районов Волгограда. 

Исходя из вышеизложенного следует, что территориальная административная  комиссия Ворошиловского района городского округа- город Волгоград не относится к  организационному обеспечению деятельности органов местного самоуправления, тем самым  не является надлежащим ответчиком по заявленному требованию ООО «Волгоградская  мельница». 


При указанных обстоятельствах требования ООО «Волгоградская мельница» не  подлежат удовлетворению. 

 Руководствуясь статьями 110, 112, 184-186 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражный суд 

ОПРЕДЕЛИЛ:

Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Волгоградская мельница» в  удовлетворении заявления о взыскании с Территориальной административной комиссии  Ворошиловского района г. Волгограда судебных расходов на оплату услуг представителя в  размере 15 000 руб. и почтовых расходов в размере 51,60 руб., и заявления о взыскании с  Территориальной административной комиссии Ворошиловского района г. Волгограда в  пользу общества с ограниченной ответственностью «Волгоградская мельница» судебных  расходов на оплату услуг представителю, понесенных при рассмотрении дела в суде  апелляционной инстанции в размере 21151,70 рублей. 

Определение может быть обжаловано через Арбитражный суд Волгоградской области в  порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в  течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме). 

Судья Н.В. Стрельникова