165/2011-78160(2)
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ||
г. Санкт-Петербург | ||
27 сентября 2011 года | Дело №А56-28470/2011 |
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе
председательствующего Савицкой И.Г.,
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Крыловой А.С.,
при участии:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 10.05.2011;
от заинтересованных лиц: Комитет: Ёлкин И.С. по доверенности от 14.03.2011 № 14; УФМС: ФИО2 по доверенности от 22.12.2010 № 1/5-8293;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «ФИО3 Лес – торг СПб», Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, Управления Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2011 по делу №А56-28470/2011 (судья Баталова Л.А.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ФИО3 лес – торг СПб» к Комитету по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, Управлению Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
о признании незаконными решений
установил:
общество с ограниченной ответственностью «ФИО3 лес – торг СПб» (место нахождения: 197183, Санкт-Петербург, улица Заусадебная, дом 31, основной государственный регистрационный номер 1057813059501; далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга (место нахождения: 190000, Санкт- Петербург, улица Галерная, дом 7, основной государственный регистрационный номер 1079847017910; далее – комитет) от 14.02.2011 по делу № 3-19-239 и решения Управления Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербурга и Ленинградской области (место нахождения: 191028, Санкт-Петербург, улица Кирочная, дом 4, основной государственный регистрационный номер
1057813098914; далее – управление, УФМС) от 16.02.2011 № 64, об обязании комитета выдать заключение о целесообразности привлечения иностранных работников и направить его в УФМС, а также об обязании УФМС выдать ООО «Шишкин лес – торг СПб» разрешение на привлечении иностранных работников в соответствии с заявлением от 10.02.2011.
В рамках судебного разбирательства в суде первой инстанции общество заявило письменное ходатайство об изменении предмета предъявленных требований, в котором просило суд признать незаконными действия комитет, совершенные в ходе принятия решения от 14.02.2011 № 3-19-239, о выдаче заключения о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников, о признании незаконными указанного решения комитета и решения управления от 16.02.2011 № 64 об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников. В порядке устранения допущенных прав и законных интересов заявителя последний просил суд обязать комитет выдать заключение о целесообразности привлечения и использования ООО «ФИО3 лес – торг СПб» иностранных работников и направить его в УФМС, а также обязать управление выдать обществу разрешение на привлечение иностранных работников в соответствии с заявлением от 10.02.2011 (листы дела 73-74).
Решением от 30.06.2011 суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил частично и признал незаконными обжалованные ненормативные акты уполномоченных органов, обязав комитет в течение десяти дней со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу выдать заключение по заявке о потребности в привлечении иностранных работников на 2011 год от 10.02.2011 и «Запросу о выдаче заключения о привлечении и об использовании иностранных работников Управления ФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 10.02.2011 № 227867-78 о целесообразности привлечения иностранных работников», а управление - оформить разрешение на привлечение иностранных работников ООО «ФИО3 лес - торг СПб» в течение десяти дней с даты получения заключения Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга.
В апелляционной жалобе комитет, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда от 30.06.2011 по настоящему делу отменить и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, вынесенное им решение в полной мере согласуется с требованиями действующего
законодательства, так как в Регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения (банке вакансий и работодателей) отсутствуют сведения о потребности заявителя в работниках для замещения вакантных свободных мест рабочих мест (вакантных должностей), в отношении которых работодателем ежегодно должно быть подано заявление о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы.
Общество в своей апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, просит суд апелляционной инстанции изменить мотивировочную часть решение суда от 30.06.2011 и отменить его в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконными действия комитета, приняв в этой части новый судебный акт о незаконности действий уполномоченного органа при принятии решения от 14.02.2001 № 3-19-239 о выдаче заключения о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников, совершенные, по мнению подателя жалобы, с нарушением пункта 1 статьи 7 и пункта 5 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», пунктов 15- 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 № 783 «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формировании квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации», Положения о Комитете по труду и занятости населения Санкт- Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12.12.2006 № 1542, пунктов 72 и 80 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденного Приказом ФМС России № 1, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 4, Министерства транспорта Российской Федерации № 1, Госкомрыболовства РФ №2 от 11.01.2008. Одновременно заявитель просит указать в мотивировочной части постановления на вышеперечисленные нарушения как основание для признания
оспоренных решения комитета и его действий незаконными. В остальной части общество согласно с судебным актом, ввиду чего просит оставить без изменения. Так, как указывает заявитель, его нарушенное право на своевременное получение государственной или муниципальной услуги оставлено без оценки судом. Не нашла отражения в судебном акте и позиция общества о принятии комитетом оспоренного решения с превышением предоставленных ему полномочий в части определения целесообразности привлечения лицом иностранного работника. Кроме того, как полагает заявитель, в письменных пояснениях по делу от 20.06.2011 им подробно изложены действия, которые совершены комитетом вопреки действующему законодательству, а потому по своей природе являвшиеся неправомерными. В этой связи общество считает, что суд первой инстанции неправомерно отклонил его ходатайство об изменении заявленных им требований в части признания незаконными действий уполномоченного органа, осуществленных в ходе принятии решения от 14.02.2011 № 3-19-239.
УФМС также подало апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм процессуального права, просит решение суда от 30.06.2011 по настоящему делу отменить в части признания незаконным решения управления от 16.02.2011 № 64 и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суд не установил несоответствие принятого им решения иному нормативному правовому акту. Как указывает УФМС, возможность вынесения им решения о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников при отрицательном заключении органа занятости законодательством не предусмотрена. Кроме того, возложение на управление обязанности оформления разрешения на привлечения иностранных работников заявителем в течение десяти дней с даты получения заключения комитета противоречит срокам предоставления этой государственной услуги, установленным пунктом 25 Административного регламента – в течение 30 календарных дней.
Как усматривается из материалов дела, 01.02.2011 общество обратилось в УФМС с заявлением о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранного работника гражданина Польши в качестве генерального директора.
Управление направило запрос в комитет о выдаче заключения о привлечении и об использовании иностранных работников ООО «ФИО3 лес-торг СПб».
14.02.2011 уполномоченный орган вынес заключение № 3-19-239 о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по должности «Генеральный директор предприятия» в связи с отсутствием в регистре
получателей государственных услуг в сфере занятости населения сведений о потребности ООО «Шишкин лес-торг СПб» в работниках для замещения вакансии: «генеральный директор предприятия» (лист дела 12).
На основании этого заключения органа занятости УФМС в соответствии с пунктом 29.1 Административного регламента отказало обществу в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников (решение от 16.02.2011 № 64; лист дела 13).
Посчитав решение комитета (заключение от 14.02.2011 № 3-19-239) незаконным, заявитель направил жалобу Губернатору Санкт-Петербурга.
Письмом от 22.04.2011 № 03-37-3127/11-0-1 жалоба организации отклонена, а решение уполномоченного органа от 14.02.2011 № 3-19-239 признано законным как принятое в соответствии с действующим законодательством (листы дела 14-16).
Не согласившись с законностью решений комитета и управления, общество оспорило их в арбитражный суд.
Суд первой инстанции посчитал, что решение комитета вынесено в соответствии с требованиями Административного регламента, однако без учета особенностей рассматриваемого спора, в частности длительности трудовых отношений с гражданином Республики Польша, избранного на должность генерального директора организации. Суд также указал на то, что заявка общества на 2011 год о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками принята решением Межведомственной комиссии о целесообразности привлечения заявителем иностранного работника на должность «Генеральный директор предприятия», в связи с чем формальное заключение комитета о нецелесообразности привлечения иностранного работника при отсутствии в соответствующем регистре сведений об отсутствии вакансии должности, на которую Общим собранием участников юридического лица избран иностранный гражданин, не основан на законе. В отношении решения управления суд первой инстанции пришел к выводу о его недействительности как основанного на незаконном заключении комитета от 14.02.2011 № 3-19-239.
Одновременно, отклоняя ходатайство общества о признании незаконными действий уполномоченного органа, совершенных им в ходе принятия решения от 14.02.2011 № 3-19-239 о выдаче заключения о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников, суд указал на их соответствие административному регламенту, а также на то, что заявителем не конкретизировано, какие именно действия в рамках названной процедуры нарушают права организации
Отбор заявок от работодателей о потребности в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками осуществляется комитетом в соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2006 № 783 «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации».
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» к полномочиям федеральных органов государственной власти в области содействия занятости населения относится выдача работодателям заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.
Исходя из пункта 1 статьи 16.1 названного Закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, формируют и ведут регистры получателей государственных услуг в этой сфере.
В силу пункта 3 приведенной нормы в регистр вносится информация о работодателях-получателях государственной услуги по содействию работодателям в подборе необходимых работников, оказываемой государственными учреждениями службы занятости (центрами занятости населения).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 № 815 был утвержден Порядок ведения регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения (физических лиц и работодателей), включая порядок, сроки и форму представления в них сведений (действовал до 12.02.2011).
В соответствии с пунктом 4 названного Порядка государственные учреждения службы занятости населения передают в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия в области содействия занятости населения, сведения о получателях государственных услуг в сфере занятости населения (физических лиц и работодателей) (далее - сегменты регистров получателей) ежемесячно в срок до 10
числа месяца, следующего за отчетным периодом, в соответствии с формой, предусмотренной приложением № 1 к этому Порядку
Аналогичное правило содержится и в действующем с 13.02.2011 Порядке ведения регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения (физических лиц и работодателей), включая порядок, сроки и форму представления в них сведений, утвержденном Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 08.11.2010 №972н.
В соответствии с пунктом 36 Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 03.07.2006 №513, государственная услуга содействия в подборе необходимых работников может быть предоставлена работодателям, сведения о которых содержатся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения (банке работников) в качестве получателей государственной услуги содействия в подборе необходимых работников, заявившим в государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей), с использованием средств телефонной или электронной связи при обращении гражданина, уровень профессиональной подготовки которого соответствует требованиям работодателя к исполнению трудовой функции (работе по определенной профессии (специальности), квалификации или должности).
В силу пункта 86 указанного выше Административного регламента работник государственного учреждения службы занятости (центра занятости населения) на основании полученного от гражданина или работодателя подтверждения о приеме на работу или о замещении свободного рабочего места (вакантной должности) вносит информацию о заполнении вакансии в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения (банк работников, банк вакансий и работодателей).
Согласно пункту 60.1 Административного регламента от 11.01.2008 заключение о привлечении и об использовании иностранных работников, содержащее решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по соответствующим профессиям, специальностям,
должностям, выдается органами государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации с учетом Методики оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в случаях отсутствия в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения сведений о потребности работодателя, заказчика работ (услуг) в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей), по которым работодателем подано заявление о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Следовательно, одним из обязательных условий выдачи комитетом работодателю положительного заключения о привлечении и об использовании иностранных работников является наличие соответствующих сведений в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения (банке вакансий и работодателей), обязанность по внесению которых возложена, прежде всего, на государственные учреждения службы занятости населения.
Как следует из материалов дела, основанием для вынесения комитетом обжалованного решения от 14.02.2011 № 3-19-239 о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по должности «Генеральный директор предприятия» послужило именно отсутствие в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения сведений о потребности ООО «ФИО3 лес-торг СПб» в работниках для замещения этой вакансии.
В то же время, в материалах дела имеется уведомление Санкт- Петербургского государственного учреждения «Центр занятости населению Приморского района Санкт-Петербурга», исходя из которого заявка организации о потребности в привлечении иностранных работников признана целесообразной и включена в предложения потребности Санкт-Петербурга в привлечении иностранных работников и в предложения об объемах квот на 2011 года по спорной должности (лист дела 17). В качестве основания указано решение Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников в Санкт-Петербурге, протокол от 02.07.2010 № 1.
Однако названное решение в виде протокола в материалах дела отсутствует.
Кроме того, не имеется в материалах дела и заявки общества, поданной в учреждение службы занятости населения, по результатам рассмотрения которой Межведомственной комиссией по вопросам привлечения и использования
иностранных работников в Санкт-Петербурге принято решение, оформленное протоколом от 02.07.2010 № 1, и выдано соответствующее уведомление.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает необходимым рассмотрение апелляционных жалоб отложить для представления сторонами дополнительных доказательств по делу.
Руководствуясь статьями 158, 184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Рассмотрения апелляционных жалоб общества с ограниченной ответственностью «ФИО3 Лес – торг СПб», Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, Управления Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2011 по делу №А56-28470/2011 отложить на 08 ноября 2011 года в 15 час. 00 мин. в помещении суда по адресу: Санкт-Петербург, Суворовский пр., д.65, зал 209;
2. Предложить: - Комитету представить:
решение Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников в Санкт-Петербурге – протокол от
02.07.2010 № 1, на который имеется ссылка в уведомлении подведомственного ему Санкт-Петербургского государственного учреждения «Центр занятости населению Приморского района Санкт-Петербурга» (лист дела 17);
письменные мотивированные объяснения со ссылками на нормы законодательства о порядке регистрации заявки работодателя и принятого по результатам ее рассмотрения решения уполномоченным органом в Регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения (банке вакансий и работодателей), а также о порядке взаимодействия санкт-петербургских государственных учреждений центров занятости населения с комитетом в указанной части;
- ООО «ФИО3 Лес» представить заявку о потребности в привлечении иностранных работников, по результатам рассмотрения которой выдано вышеуказанное уведомление Санкт-Петербургского государственного учреждения «Центр занятости населению Приморского района Санкт-Петербурга»;
- УФМС представить заявление общества о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников с приложенными к нему документами от 10.02.2011;
3. Комитету и УФМС исполнить определение суда апелляционного суда от 10.08.2011 по настоящему делу и представить письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу общества с доказательствами направления (вручения) лицам, участвующим в деле;
4. Сторонам представить испрашиваемые судом апелляционной инстанции документы заблаговременно до 01 ноября 2011 года.
5. Суд апелляционной инстанции признает явку сторон в судебное заседание от 08.11.2011 обязательной.
Информация:
- информацию о движении апелляционной жалобы, о перерыве в судебном заседании, об отложении судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы можно получить на официальном сайте суда в сети Интернет: http://13ааs.arbitr.ru
- телефон справочной службы <***>. - запись на ознакомление с материалами арбитражного дела – тел. <***>, 647-59-89.
Председательствующий | И.Г. Савицкая |
Судьи | Л.В. Зотеева |
А.Б. Семенова |
2 А56-28470/2011
3 А56-28470/2011
4 А56-28470/2011
5 А56-28470/2011
6 А56-28470/2011
7 А56-28470/2011
8 А56-28470/2011
9 А56-28470/2011
10 А56-28470/2011