ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 13АП-20207/18 от 30.01.2019 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

1160/2019-26909(2)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург  

Резолютивная часть определения объявлена 30 января 2019 года  Определение изготовлено в полном объеме 01 февраля 2019 года 

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лопато И.Б., Протас Н.И.

при ведении протокола судебного заседания ФИО1

при участии:

от заявителя: ФИО2 и ФИО3 по доверенности от 09.01.2019  от ответчика: ФИО4, ФИО5, ФИО6 по доверенности от 

от 3-го лица-2: не явился, извещен надлежащим образом (до перерыва), ФИО9 по доверенности от 12.07.2018 (после перерыва) 

рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20207/2018) АО  Корпорация «Трансстрой» на решение Арбитражного суда города Санкт- Петербурга и Ленинградской области от 20.06.2018 по делу А56-61440/2016 (судья  Хохлов Д.В.) , принятое 

по заявлению Комитета по строительству
к АО Корпорация «Трансстрой»

о признании недействительным уведомления

установил:

Комитет по строительству Правительства Санкт-Петербурга (ОГРН  <***>, адрес: 190000, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 76; далее –  Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и  Ленинградской области с заявлением к акционерному обществу Корпорация  «Трансстрой» (ОГРН <***>, адрес: 107217, Москва, ул. Садовая-Спасская,  д. 21/1, эт. 2, пом. II, ком. 18; далее - АО Корпорация «Трансстрой», Общество, 


заинтересованное лицо) о признании расторгнутым контракта № 47/ОК-14 от  06.11.2014. Указанное заявление принято к производству судом первой инстанции,  делу присвоен № А56-61440/2016. 

АО Корпорация «Трансстрой» обратилось в Арбитражный суд города Санкт- Петербурга и Ленинградской области с заявлениями к Комитету о признании  недействительными уведомления об отказе от исполнения государственного  контракта от 06.11.2014 № 47/ОК-14 (исходящий № 18- 7636/16-0-0 от 13.07.2016) и  о признании недействительным одностороннего отказа от государственного  контракта № 47/ОК14 от 06.11.2014. Указанные заявления приняты к производству  судом первой инстанции, делам присвоены №№ А56-59753/2016, А56-62836/2016. 

Определением суда первой инстанции от 14.11.2016 дела № А56-62836/2016,  А56-61440/2016 и А56-59753/2016 объединены в одно производство, с присвоением  объединенному делу номера А56-61440/2016. 

К участию в дело в качестве третьих лиц привлечены: Санкт-Петербургское  государственное казенное учреждение «Фонд капитального строительства и  реконструкции» (ОГРН <***>, адрес: 190000, Санкт-Петербург, наб. реки  Мойки, д. 76; далее – Фонд, третье лицо-1), Банк ВТБ (публичное акционерное  общество) (ОГРН <***>, адрес: 190000, Санкт-Петербург, ул. Большая  Морская, д. 29; далее – Банк, третье лицо-2). 

Решением от 20.06.2018 суд первой инстанции признал расторгнутым контракт  от 06.11.2014 № 47/ОК-14 на выполнение работ по приспособлению для  современного использования объекта культурного наследия регионального  значения «Приморский парк «Победы» (комплексное благоустройство Западной  части Крестовского острова с включением зоны первичного контроля для объекта  «Проектирование и строительство футбольного стадиона в западной части  Крестовского острова с разборкой существующих конструкций стадиона им. Кирова  по адресу: Санкт-Петербург, ФИО10 остров, Южная дорога, 25»), заключенный  между Комитетом по строительству Правительства Санкт-Петербурга и АО  Корпорация «Трансстрой»; в удовлетворении требований АО Корпорация  «Трансстрой» о признании недействительным уведомления Комитета по  строительству об отказе от исполнения государственного контракта от 06.11.2014 №  47/ОК-14 (исходящий № 18- 7636/16-0-0 от 13.07.2016 от 13.07.2016) и о признании  недействительным одностороннего отказа от государственного контракта №  47/ОК14 от 06.11.2014 отказал. 

Не согласившись с решением суда, АО Корпорация «Трансстрой» обратилось в  Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в  которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об  отказе в удовлетворении заявленных Комитетом требований и удовлетворении  исковых требований Общества. 


Определением от 20.11.2018 Тринадцатый арбитражный апелляционный суд,  рассмотрев ходатайство АО Корпорация «Трансстрой» о назначении судебной  строительно-технической экспертизы, рассмотрение апелляционной жалобы АО  Корпорация «Трансстрой» отложил на 25.12.2018; определил направить запросы в  следующие экспертные учреждения ООО «Спецэкспертиза», ООО «БЕНЕФИТ»,  ООО «СОЭКС-НЕВА» договорного холдинга сети «СОЭКС» при Торгово- Промышленной палате РФ, Союз «Ленинградская областная торгово- промышленная палата», ФБУ Северо-Западный РЦСЭ Минюста России, АНО «ЦСЭ  «ПетроЭксперт» о возможности, сроках и стоимости проведения судебной  экспертизы по поставленным вопросам. 

В суд апелляционной инстанции поступили ответы на запросы из указанных  экспертных учреждений. 

В судебном заседании 25.12.2018 представители АО Корпорация «Трансстрой»  поддержали доводы апелляционной жалобы, возражали против кандидатуры  эксперта ФИО11, предложенного АНО «ЦСЭ «ПетроЭксперт». Письменные  возражения приобщены судом к материалам дела. Представители Комитета и  Фонда возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, ходатайствовали  об отложении судебного разбирательства для ознакомления с ответами экспертных  организаций. Представители Общества возражали против отложения судебного  разбирательства. 

Определением от 25.12.2018 суд апелляционной инстанции отложил  рассмотрение апелляционной жалобы АО Корпорация «Трансстрой» на 23.01.2019. 

В судебном заседании 23.01.2019 представители АО Корпорация «Трансстрой»  поддержали ранее заявленное ходатайство о назначении судебной строительно- технической экспертизы, представители Комитета возражали против назначения  экспертизы, экспертных учреждений и кандидатур экспертов; представили суду  перечень вопросов для экспертизы. Представители АО Корпорация «Трансстрой»  представили письменные возражения относительно предложенных Комитетом  вопросов для судебной экспертизы. Представитель третьего лица-1 возражал  против удовлетворения апелляционной жалобы и заявленного ходатайства. 

Третье лицо-2, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте  рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, в  связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие ВТБ 24 (ПАО) в порядке статьи 156  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). 

В судебном заседании объявлен перерыв до 30.01.2019.

В соответствии с определением суда от 20.11.2018 судом были направлены  запросы в предложенные сторонами экспертные учреждения с целью получения 


сведений о возможности проведения запрашиваемой экспертизы, ее сроках и  стоимости, кандидатурах экспертов. 

С учетом сведений, поступивших из экспертных учреждений, а также мнения  представителей сторон, изложенных в настоящем судебном заседании, суд  апелляционной инстанции считает возможным поручить проведение строительно- технической экспертизы Федеральному бюджетному учреждению Северо-Западный  региональный центр судебной экспертизы Министерства Юстиции Российской  Федерации (191104, Санкт-Петербург, ул. Некрасова, д. 8) экспертам ФИО12,  ФИО13, ФИО14 

Изучив перечень предложенных Комитетом вопросов, которые должны быть  разъяснены экспертной организацией, выслушав мнения представителей сторон и  третьего лица, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что  указанные заявителем вопросы не требуют специальных познаний либо не связаны  с предметом рассмотрения настоящего спора. 

Предложенный Комитетом вопрос № 1 об определении разницы между  плановыми и фактическими показателями «Выполнение» в Графиках погашения  авансовых платежей, составленных ранее анализируемого месяца и составленном  по истечении анализируемого месяца подлежит отклонению апелляционным судом,  поскольку не требует специальных познаний и может быть выяснен путем  сопоставления таких графиков. 

Предложенные Комитетом вопросы №№ 2-5, в которых заявитель просит  определить и указать наименования и виды работ, определенных применительно к  строкам календарных планов от 19.11.2014, 19.01.2015, 29.02.2016 по которым даты  начала и окончания работ согласно календарному плану от 29.02.2016 являются  более поздними по сравнению с датами соответствующих видов работ согласно  календарному плану от 19.11.2014, отклоняются судом апелляционной инстанции,  поскольку также не требует специальных познаний. При этом факт корректировки  графика подтверждается дополнительными соглашениями, подписанными  Комитетом, а также таблицей темпа выполнения работ, представленной Комитетом  при рассмотрении дела. Кроме того, указанные вопросы спорными в настоящем  деле не являются. 

В вопросах №№ 6-8 Комитет просит определить общую стоимость работ,  указанных в актах сдачи-приёмки выполненных работ по форме КС-2, подписанных  обеими сторонами Государственного контракта № 47/ОК-14 от 06.11.2014 и актах  сдачи-приёмки выполненных работ по форме КС-2, подписанных Генеральным  подрядчиком, но не подписанных Заказчиком по Контракту, с учётом индекс- дефлятора (1,222) и без учёта указанного индекс- дефлятора; определить перечень  актов сдачи-приёмки выполненных работ по форме КС-2, подписанных  Генеральным подрядчиком, но не подписанных Заказчиком по Контракту, в 


исполнительной документации, подтверждающей выполнение работ по которым,  лицом, выполнившим работы указано не АО Корпорация «Трансстрой», а иное лицо. 

Вместе с тем, в рамках настоящего дела оспаривается законность  одностороннего отказа от исполнения Контракта, заявленного на основании пункта  2 статьи 715 ГК РФ, сам по себе вопрос стоимости выполненных Обществом и  принятых Комитетом работ не входит в предмет исследования по настоящему делу.  Кроме того, согласно акту КС-3 № 1 от 12.07.216, подписанному сторонами, объем  выполненных и принятых работ составил 4 209 821 005 руб. 54 коп. 

В вопросе № 9 Комитет просит определить соответствие (исполнительной  документации требованиям, предъявляемым к такого рода документации, выявить  полного и/или частичное несоответствие исполнительной документации  требованиям проекта. Указанный вопрос подлежит отклонению, поскольку  предметом экспертизы может быть только анализ конкретных работ, по которым у  Комитета имелись претензии. 

В вопросах № 10-14 Комитет просит указать перечень видов скрытых работ,  которые не могли быть освидетельствованы без вскрытия соответствующих работ в  период после 13.07.2016, определить время, необходимое для повторного  выполнения работ, после вскрытия и выполнения работ, следующих за такими  работами; определить перечень видов работ применительно к строкам  календарного плана от 29.02.2016 при которых выполнялись скрытые работы,  указанные в вопросе 10, и технологически следующие за ними работы, указанные в  вопросе 11; определить перечень работ, выполненных без разрешения на их  производство, указанного в пункте 7 Акта освидетельствования скрытых работ,  составленного в отношении технологически предшествующих работ; определить  перечень работ, определённых применительно к строкам календарного плана от  29.02.2016, скрытые работы по которым, исходя из указанных в Актах  освидетельствования скрытых работ дат освидетельствования и периодов  выполнения работ, выполнены с нарушением технологической последовательности  их выполнения. 

Апелляционный суд отмечает, что в рамках настоящего дела оспаривается  законность одностороннего отказа, заявленного на основании нарушения качества  по определенным работам, а также на основании пункта 2 статьи 715 ГК РФ  (предвидимое нарушение конечных сроков выполнения работ). Между тем, вопросы   № 10-14, поставленные Комитетом, не связаны с основаниями одностороннего  отказа Комитета 13.07.2016 и не являются предметом рассмотрения в рамках  настоящего дела. 

Учитывая изложенное, представленные сторонами вопросы, апелляционный  суд приходит к выводу о том, что на разрешение экспертов необходимо поставить  следующие вопросы: 


1) Могло ли АО Корпорация «Трансстрой» выполнить работы,  предусмотренные контрактом № 47/ОК-14 от 06.11.2014, в срок до 16 декабря 2016  года включительно? 

Установить срок для проведения экспертизы и предоставления заключения в  Тринадцатый Арбитражный апелляционный суд до 12.04.2019. 

Определить размер вознаграждения экспертам за проведение судебной  строительно-технической экспертизы в размере 923 400 руб. В случае, если по  результатам проведения экспертизы экспертным учреждением будет определена  стоимость экспертизы в меньшем размере, излишне внесенные на депозит суда  денежные средства подлежат возвращению АО Корпорация «Трансстрой». 

Обязать АО Корпорация «Трансстрой» в срок до 08.02.2019 перечислить на  депозитный счет Тринадцатого арбитражного апелляционного суда денежные  средства в размере 323 400 руб. (представить доказательства оплаты). 

Производство по делу № А56-61440/2016 в связи с назначением экспертизы  подлежит приостановлению в соответствии с пунктом 1 статьи 144 АПК РФ

Руководствуясь статьями 82, 144, 145 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд 

определил:

Назначить по делу № А56-61440/2016 судебную строительно-техническую  экспертизу. 

Проведение экспертизы поручить экспертам Федерального бюджетного  учреждения Северо-Западный региональный центр судебной экспертизы  Министерства Юстиции Российской Федерации (191104, Санкт-Петербург, ул.  Некрасова, д. 8) ФИО12, ФИО13, ФИО14 

На разрешение экспертов поставить следующие вопросы:


автономным учреждением «Центр государственной экспертизы» положительным  заключением государственной экспертизы № 78-1 -1 -3-0279-16 от 15.11.2016? 

Установить срок для проведения экспертизы и предоставления заключения в  Тринадцатый Арбитражный апелляционный суд до 12.04.2019. 

Предупредить экспертов, которым поручено проведение настоящей  экспертизы, об уголовной ответственности за отказ или дачу заведомо ложного  заключения. 

Обязать АО Корпорация «Трансстрой» в срок до 08.02.2019 перечислить на  депозитный счет Тринадцатого арбитражного апелляционного суда денежные  средства в размере 323 400 руб. (представить доказательства оплаты). 

Оплату экспертизы произвести за счет средств, поступивших на депозитный  счет суда после выставления счета экспертной организацией и получения  экспертного заключения со всеми прилагаемыми документами. 

Определить размер вознаграждения экспертам за проведение судебной  строительно-технической экспертизы в размере 923 400 руб. В случае, если по  результатам проведения экспертизы экспертным учреждением будет определена  стоимость экспертизы в меньшем размере, излишне внесенные на депозит суда  денежные средства подлежат возвращению АО Корпорация «Трансстрой». 

Производство по делу № А56-61440/2016 на период проведения экспертизы  приостановить. 

Определение в части приостановления производства по делу может быть  обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в случаях,  предусмотренных положениями Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок,  не превышающий месяца со дня вынесения определения. 

Председательствующий А.Б. Семенова 

Судьи И.Б. Лопато   Н.И. Протас