ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 13АП-7903/2021 от 17.11.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

935/2021-461518(2)



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит.А,
http://13aas.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 

Определение изготовлено в полном объеме 23 ноября 2021 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Протас Н.И., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания ФИО1,

при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен

рассмотрев апелляционную жалобу 13АП-7903/2021 акционерного общества  "Концерн Росэнергоатом" Филиал "Кольская атомная станция" на решение  Арбитражного суда Мурманской области от 22.01.2021 по делу А42-11113/2018,  принятое 

по заявлению акционерного общества "Концерн Росэнергоатом" Филиал "Кольская  атомная станция" 

к Северо-Западному межрегиональному территориальному управлению  Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии;  

о признании незаконным предписания,

установил:

акционерное общество «Российский концерн по производству электрической  и тепловой энергии на атомных станциях» в лице филиала «Кольская атомная  станция» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд  Мурманской области с заявлением к Северо-Западному межрегиональному  территориальному управлению Федерального агентства по техническому  регулированию и метрологии в лице Отдела государственного контроля и надзора в  Мурманской области (далее – СЗМТУ Росстандарт) о признании незаконным  предписания Росстандарта от 15.10.2018 № 62 об устранении нарушений  обязательных требований. 

Решением суда первой инстанции от 20.11.2019, оставленным без изменения  постановлением апелляционного суда от 08.02.2020, заявленные требования  удовлетворены частично. Суд признал недействительным предписание 


[A1] Росстандарта от 15.10.2018 N 62 за исключением запрета применения установки  УПУ-6 для испытания повышенным напряжением до устранения выявленного  нарушения и разработки в этой части плана мероприятий по устранению  выявленного нарушения. В этой части в удовлетворении требований отказано. 

Арбитражный суд Северо – Западного округа постановлением от 30.06.2020  решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.11.2019 и постановление  Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2020 по делу N А4211113/2018 отменил. Дело направил на новое рассмотрение в Арбитражный суд  Мурманской области. При этом удом кассационной инстанции указано на  необходимость назначения экспертизы, так как имеется необходимость в  специальных познаниях для правильного разрешения спора. 

Решением от 22.01.2021 Арбитражный суд Мурманской области в  удовлетворении заявленных требований отказал, в связи с отказом сторон от  проведения экспертизы, экспертиза по делу не проведена. 

АО "Концерн Росэнергоатом" Филиал "Кольская атомная станция" не  согласившись с решением суда от 22.01.2021, обратилось с апелляционной  жалобой, в обоснование которой ссылается на то, что доказательств того, что  Кольская АЭС генерирует и в дальнейшем передает на оптовый рынок  электроэнергию, качество которой не соответствует ГОСТ 32144-2013 не  представлено. Кольская АЭС, как потребитель электроэнергии, не обязана  осуществлять контроль качества электроэнергии на соответствие нормам,  установленным ГОСТ 32144-2013, и порядок проведения такого контроля должен  соблюдаться госорганом в ходе осуществления государственного надзора. 

В отсутствие испытаний, подлежащих проведению Госорганом в ходе  проверки на сетях потребителя, при наличии отрицательных результатов качества  электроэнергии на сетях сетевой организации в точке поставки электроэнергии  Кольской АЭС, выявленные в протоколах мониторинга Кольской АЭС отклонения  допустимых значений качества электроэнергии, не свидетельствуют о нарушении  качества электроэнергии именно со стороны Кольской АЭС. 

По мнению подателя жалобы доказательств, подтверждающих, что  мониторинг качества электроэнергии Кольской АЭС проводится в нарушение  п.6.2.3.2 и п.6.2.3,3 ГОСТ 33073-2014 не представлено. Соотнесение центров  питания (пунктов мониторинга), указанных в протоколах мониторинга Кольской АЭС,  с пунктами мониторинга, указанными в п.6.2.3.2 ГОСТ 33073-2014, произведено  госорганом без анализа схемы электроснабжения и актов разграничения между  Кольской АЭС и сетевой организацией. Госорганом в материалах проверки не  обозначены какие конкретно пункты мониторинга не соответствуют требованиям п.  6.2.3.2 ГОСТ 33073-2014. 

Кольская АЭС применяет АИИС КУЭ утвержденного типа и прошедшей  поверку, поскольку на данную систему имеется свидетельство об утверждении типа  средства измерения от 17.04.2017 № 65734 и свидетельство о поверке от 19.04.2017   № 135314/415108/-2017. Выдача Росстандартом свидетельства об утверждении типа  АИИС КУЭ на 20 точек, подтверждает тот факт, что 10-ть «малых точек» не  подлежали включению в описание типа АИИС КУЭ, поскольку не измеряются с  помощью этой системы. 

Податель жалобы указывает, что у Кольской АЭС имеются все свидетельства  о поверке с действующими сроками поверки (до 03.01.2020) и знаком первичной  поверки завода-изготовителя. Факт использования УССВ-35НУ8 в системе АИИС  КУЭ не доказан, а нарушения в отношении УССВ-16НУ8 в ходе проведения  проверки Госорганом не устанавливались. Доказательств того, что при поверке 


[A2] средства измерения в сфере государственного регулирования требуется проведение  поверки именно диапазона, не представлено. 

Сертификат об утверждении типа № 8150 на АММ-90 зарегистрирован в  Госреестре под № 19791-00 после поставки на объект эксплуатации (Кольскую  АЭС), но до ввода в промышленную эксплуатацию. Сертификат об утверждении  типа АММ-90 № 8150 выдан заместителем Председателя Госстандарта России.  Описание типа подписано представителем организации-заявителя и руководителем  лаборатории государственных эталонов в области ионизирующих излучений ГЦИ  СИ ГУП «ВНИИМ им. Д.И. Менделеева». Кроме того, госоргану было предоставлено  свидетельство о поверке на указанную систему № 86П-17/ИИ от 30.10.2017 со  сроком действия до 29.10.2018. Таким образом, доводы госоргана о том, что  Концерн используется систему АММ-90, входящую в систему АСКРО,  неутвержденного типа, являются необоснованными. 

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.06.2020 № 912  Приказ Минприроды России от 07.12.2012 № 425, на который ссылается суд в своем  решении, утратил силу и не применяется на территории РФ с 01.01.2021. В  соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2020 № 1847 утвержден  Перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования  обеспечения единства измерений, согласно которому с учетом установленного  предела допустимой погрешности измерения, диапазон измерений, указанный в  описании типа АММ-90, соответствует требованиям закона. 

Госорганом в ходе проведения проверки не исследовался вопрос о  правомерности использования 9 каналов в составе АСРК и нарушения в этой части  Кольской АЭС не вменялись, и до настоящего времени Госорганом не  предоставлено доказательств, достоверно подтверждающих, что эти каналы  отнесены к сфере государственного регулирования. 

В предписании не указано, должен ли быть утвержден тип на АСКРО-2 в  целом либо на каждую из станций АМС в отдельности. 

Возложение госорганом обязанности на Кольскую АЭС по обеспечению  аттестации методик, разработанных и утвержденных федеральным органом  исполнительной власти, противоречит требованиям закона, поскольку обязанность  по передаче сведений об аттестованных методиках (методах) измерений в ФИФ  была установлена законодателем только с 08.03.2016 в соответствии с Порядком  аттестации первичных референтных методик (методов) измерений, референтных  методик (методов) измерений и методик (методов) измерений и их применения»,  утвержденным приказом Минпромторга России от 15.12.2015 № 4091. При этом,  Порядок не устанавливает обязанности по внесению сведений в ФИФ о методиках,  аттестованных до его утверждения и вступления в силу. Кроме того, сведения об  аттестованных методиках (методах) передает лицо, проводящее аттестацию  методик (методов) измерений. Кольская АЭС к категории таких лиц не относится. 

Кольской АЭС представлены доказательства того, что испытание изоляции  допускается проводить испытательной установкой и УПУ-6 не отнесена к средствам  измерений, что подтверждается ответом Госстандарта от 24.12.2019 № СГ- 24254/04. 

Ни до проверки, ни в ходе проверки госорганом не запрашивались данные о  средствах измерений и измерительных системах для внуриреакторного контроля  энергоблоков, систем управления и защиты реакторов, контроля и управления  реакторных и турбинных отделений и т.п. 

АО "Концерн Росэнергоатом" заявлено ходатайство о назначении экспертизы  во исполнение указаний суда кассационной инстанции и для правильного  разрешения спора. Представило ходатайство об отложении судебного 


[A3] разбирательства для подготовки вопросов экспертов и предоставления перечня  экспертных учреждений. 

Росстандарт представило заявление о предоставлении вопросов для  проведения экспертизы. 

В порядке статьи 66 АПК РФ судом апелляционной инстанции направлен  запрос в автономную некоммерческую организацию «Центр Строительных  экспертиз» для предоставления экспертным учреждением информации о  возможности проведения экспертизы, сроках ее проведения, стоимости, а также  кандидатур экспертов, которым она может быть поручена по вышеуказанному  вопросу. 

Судом апелляционной инстанции были рассмотрены поступившие из  экспертного учреждения сведения. 

С учетом поступившего ответа из экспертного учреждения, суд  апелляционной инстанции считает возможным поручить проведение экспертизы  эксперту автономной некоммерческой организации «Центр Строительных  экспертиз» (196066, Санкт – Петербург, Ленинский пр. д. 161 офис 43) ФИО2. 

Производство по делу в связи с назначением экспертизы подлежит  приостановлению в соответствии с пунктом 1 статьи 144 АПК РФ

Руководствуясь статьями 87, 144, 145 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд 

ОПРЕДЕЛИЛ:

Назначить по делу № А42-11113/2018 судебную техническую экспертизу.

Проведение экспертизы поручить эксперту автономной некоммерческой  организации «Центр Строительных экспертиз» (196066, Санкт – Петербург,  Ленинский пр. д. 161 офис 43) ФИО2. 

На разрешение эксперта поставить следующие вопросы:
Номер раздела предписания Росстандарта:

Раздел I (о нарушении ГОСТ 32144- 2013 и ГОСТ 33073-2014 к качеству  электрической энергии и периодическому мониторингу качества электрической  энергии): 

Подлежит ли ГОСТ 32144-2013 и ГОСТ 33073-2014 обязательному  применению Кольской атомной станцией, как генерирующей компанией,  вырабатывающей и передающей электрическую энергию на оптовый рынок  электроэнергии и мощности через системного оператора Единой энергетической  системы? 


[A4] «МРСК Северо-Запада»? 

Раздел II (о нарушении в отношении АИИС КУЭ)

напряжения достаточным условием выполнения требования по непрерывному

контролю качества электроэнергии?

момент проведения проверки Росстандарта)

Раздел II (о нарушении в отношении трансформаторов тока и напряжения


[A5] указанного в свидетельстве (сертификате) об утверждении типа средства  измерения по причине реорганизации завода-изготовителя, имевшей место до  введения в действие требований законодательства о переоформлении  свидетельств в связи с реорганизацией(т.е. до 26.03.2010, Приказ  Минпромторга от ЗОЛ 1.2009 № 1081) при наличии: 

-официального подтверждения завода-изготовителя о том, что его  наименования, указанные как в паспорте на СИ, так и в свидетельстве об  утверждении типа, взаимозависимые и относятся к одному и тому же юридическому  лицу, а также о том, что производство и выпуск СИ осуществлены одним и тем же  юридическим лицом; 

- официального подтверждения ФБУ «Государственный региональный центр  стандартизации, метрологии и испытаний в Свердловской области» о том, что  различия наименования завода-изготовителя в паспортах на СИ и в описании типа  является технической ошибкой паспортов, а СИ соответствует описанию типа и  являются легитимным; 

- бюллетеня завода-изготовителя, выпущенного в соответствии с ГОСТ Р  2.603, для внесения изменений в паспорт на СИ в части наименования  изготовителя; 

- паспортов СИ с внесенными в них изменениями, исключающими  противоречивое написание завода-изготовителя. 

Раздел II (о нарушении в отношении УССВ-35НУ8)

Раздел П (о нарушении в отношении Логика 941 К)

- дубликатов паспортов, вьщанных заводом-изготовителем ЗАО «ТЭМ», с  отметками о поверке; 

- письма завода-изготовителя ЗАО «ТЭМ» от 28.09.2018 № 50-18/МС;
- свидетельств о поверке;


[A6] 1 - свидетельства об утверждении типа;
- акта монтажа, установки и наладки АСУТ № 285-04/ТАИ от 21.04.2004;
- акта допуска в эксплуатацию № 986-09/ЦТАИ от 12.11.2009.
Раздел II (о нарушении в отношении АКРБ-03)

Раздел II (о нарушении в отношении АММ-90)


[A7] строго по диапазону, установленному в Перечне измерений, относящихся к сфере  государственного регулирования обеспечения единства измерений,  утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.11.2020 № 1847 (до  01.01.2021 - Приказ Минприроды от 07.12.2012 № 425)? 

Раздел II (о нарушении в отношении АСКРО-РИОН)

Раздел II (о нарушении в отношении АСКРО-2)

Раздел 11 (о нарушении в отношении Harshaw)


[A8] 10.2 Существуют ли в промышленности приборы дозиметрического  контроля, допустимые для отчетного контроля доз облучения 

(термолюминисцентные), с установленными Постановлением Правительства  РФ от 16.11.2020 № 1847 (до 01.01.2021 - Приказом) 

Раздел II (о нарушении в отношении системы Янтарь) 

Раздел II (о нарушении в отношении установки УПУ-6) 

Раздел II (о нарушении в отношении методик (методов) измерений)

Раздел II (о нарушении в отношении Перечня средств измерений,  применяемых в сфере осуществления деятельности в области использования  атомной энергии) 

Учитывая, что федеральными органами исполнительной власти не определен и не  утвержден перечень измерений, относящихся к сфере государственного  регулирования обеспечения единства измерений, применяемых при осуществлении  деятельности в области использования атомной энергии, а также обязательных  метрологических требований к ним (ч. 3 ст. 1 и ч. 5 ст.5 Федерального закона от  26.06.2008 № 102-ФЗ): 

Также суд апелляционной инстанции просит предоставить экспертные  учреждения информацию, касающуюся возможности проведения экспертизы,  сроках ее проведения, а также кандидатур экспертов, которым она может быть  поручена по последующим вопросам: 


[A9] базе ОР8-приемника типа УССВ-35НУ8 в количестве 2 ед. (зав. № 000295, дата  проверки 23.09.2004 г., изготовитель ООО «Эльстер Метроника») для приема  сигналов даты, времени и шкалы времени от глобальных навигационных  спутниковых систем (ГНСС) ГЛ0НАСС/0Р8 и передачи этих данных через  последовательные интерфейсы К8-485, К8-232 и 118В в АРМС КУЭ филиала АО  «Концерн Росэнергоатом» «Кольская атомная станция» (зав. № 422200.097)? 

Соответствуют ли свидетельства о поверке от 22.02.2017 г. № 14П-17/ИИ, от  30.10.2017 г. № 85П-17/ИИ требованиям, предъявляемым к их оформлению,  учитывая отсутствие сведений о применении для поверки комплекта УПИК - 2 - 


[A10] ТОМ, регламентированным описанием типа при его утверждении ( № Госреестра  22867-02)? 

В распоряжение экспертов предоставить материалы дела № А42-11113/2018. 

Предупредить эксперта ФИО2 об уголовной ответственности за отказ  или дачу заведомо ложного заключения. 

Определить срок проведения судебной экспертизы 30 дней после получения  материалов дела № А42-11113/2018. 

Оплату за проведение экпертизы возложить на заявителя по делу.

Производство по делу № А56-109940/2020 на период проведения экспертизы  приостановить.  

Определение может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного  округа в срок, не превышающий месяца со дня вынесения определения. 

Председательствующий О.В. Фуркало 

Судьи Н.И. Протас 

А.Б. Семенова