2339/2019-99090(1)
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
ОБ ОТЛОЖЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ЖАЛОБЫ
город Ростов-на-Дону дело № А32-18976/2019
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя - ФИО1 по доверенности от 23.08.2019, ФИО2 по доверенности от 30.08.2019,
от заинтересованного лица - ФИО3 по доверенности от 26.12.2018, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с
ограниченной ответственностью «Галан»
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 11.07.2019 по делу № А32-18976/2019 (судья Хмелевцева А.С.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Галан»
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН <***>, ОГРН <***>)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Галан» (далее – заявитель, общество, ООО «Галан») обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об оспаривании постановления Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – заинтересованное лицо, административный орган) от 12.04.2019 № 23- 23/09-003-19 по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в сумме 400 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Галан» обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в пункте 7 Федеральных нормам и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденными приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538, установлено, что экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям. В настоящее время требования промышленной безопасности к дымовым трубам котельных не установлены нормативными правовыми актами, указанными в пункте 1 статьи 3 Федерального закона № 116-ФЗ, поэтому основание для проведения экспертизы промышленной безопасности дымовых труб отсутствует. Кроме того, проведение такой экспертизы невозможно по причине отсутствия правового механизма ее проведения. Ранее обязанность проведения экспертизы промышленной безопасности дымовых труб котельных была установлена «Правилами безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб», утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 03.12.2001 № 56. Однако эти Правила утратили силу в соответствии с приказом Ростехнадзора от 01.07.2014 № 287 «О признании не подлежащими применению отдельных актов Федерального горного и промышленного надзора России». Для разъяснения вопроса о необходимости проведения экспертизы промышленной безопасности дымовых труб котельных ООО «Галан» обратилось с запросом в Северо- Кавказское управление Ростехнадзора, откуда получен ответ за подписью заместителя руководителя управления о том, что в настоящее время правовое основание для проведения экспертизы промышленной безопасности дымовых труб отсутствует. Вопросы поддержания надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) регулируются в соответствии с пунктом 4 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. С учетом полученных разъяснений Северо-Кавказского управления Ростехнадзора ООО «Галан» провел не экспертизу промышленной безопасности дымовой трубы, а с привлечением специализированной организации провел исследование на предмет безопасности ее эксплуатации. Государственный инспектор Швец при проведении внеплановой проверки в ООО «Галан» был ознакомлен с содержанием разъяснения Северо-Кавказского управления Ростехнадзора об отсутствии правовых оснований для проведения экспертизы промышленной безопасности дымовой трубы, однако, вынес постановление о привлечении ООО «Галан» к административной ответственности за непроведение данной экспертизы. После этого ООО «Галан» обратилось за разъяснением по данному вопросу непосредственно в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), откуда получен ответ со ссылкой на нормативные акты о том, что «дымовая труба, представляющая собой сооружение, не может являться опасным производственным объектом и не подлежит регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов. В настоящее время требования к дымовым трубам не установлены
нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности, поэтому основание для проведения экспертизы промышленной безопасности дымовых труб отсутствует. Требования к дымовым промышленным трубам, а также к процессу их эксплуатации установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190- ФЗ и Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Таким образом, пункт 8 предписания государственного инспектора Ростехнадзора № 147-138-19 от 16.08.2018, которым на ООО «Галан» возложена обязанность проведения экспертизы промышленной безопасности дымовой трубы котла, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Невыполнение предписания, не основанного на законе, не может являться основанием для привлечения ООО «Галан» к административной ответственности по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ.
В дополнении к апелляционной жалобе общество указало, что как следует из пункта 1.1 Методических указаний по обследованию дымовых и вентиляционных промышленных труб данные методические указания разработаны в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 28.03.2001 № 241 «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов», «Правилами безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб», утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 03.12.2001 № 56. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ носит основополагающий общий характер, в нем не содержится требование об обязательном проведении экспертизы промышленной безопасности дымовых труб. Постановление Правительства РФ от 28.03.2001 № 241 «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов» в пункте 2 устанавливает, что продление срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений, эксплуатируемых на опасных производственных объектах (определение остаточного ресурса) на территории Российской Федерации, осуществляется в порядке, определяемом Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Такой порядок в отношении дымовых труб определен «Правилами безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб», утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 03.12.2001 № 56. Согласно пункту 3 «Правил безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб», утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 03.12.2001 № 56, трубы, а также проектная документация на реконструкцию, консервацию, ликвидацию и иные документы, связанные с эксплуатацией труб на опасном производственном объекте, подлежат обязательной экспертизе промышленной безопасности. Таким образом, Методические указания по обследованию дымовых и вентиляционных промышленных труб, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 18.06.2003 № 95, приняты на основании требований Правил безопасности эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 03.12.2001 № 56, являются производным документом от указанных Правил и устанавливаютпорядок
и последовательность выполнения комплекса работ по определению технического состояния эксплуатируемых дымовых труб. Требование об обязательной экспертизе промышленной безопасности дымовых труб установлено не Методическими указаниями по обследованию дымовых и вентиляционных промышленных труб, а Правилами безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 03.12.2001 № 56. Между тем, данные Правила признаны не подлежащими применению в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 01.07.2014 № 287 «О признании не подлежащими применению отдельных актов Федерального горного и промышленного надзора России». Таким образом, с 01.07.2014 по настоящее время нормативными актами не установлено обязательное требование о проведении экспертизы промышленной безопасности дымовых труб. Кроме того, согласно пункту 1.2 Методических указаний методика распространяется на порядок и последовательность выполнения комплекса работ по определению технического состояния эксплуатируемых дымовых и вентиляционных труб высотой более 20 м и объем технической документации, выдаваемой специализированной организацией, выполнившей обследование. Высота дымовой трубы, эксплуатируемой ООО «Галан» составляет 18 метров, в связи с чем требования Методических указаний по обследованию дымовых и вентиляционных промышленных труб, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.06.2003 № 95, на данную дымовую трубу не распространяются. Таким образом, судом применен закон, не подлежащий в данном случае применению. Ранее, до 2014 года ООО «Галан» проводило экспертизу промышленной безопасности дымовой трубы, но в связи с отменой с 01.07.2014 Правил безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб, которыми установлена обязательность проведения такой экспертизы, отпала необходимость в проведении экспертизы и после истечения сроков безопасной эксплуатации, установленных предыдущим заключением экспертизы. Кроме того, ссылаясь в обоснование своей позиции на пункт 7 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538, суд не принял во внимание, что в последнем абзаце данного пункта содержится условие, определяющее необходимость и возможность проведения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте: экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям. Суд не учел то обстоятельство, что действующими нормативными актами требования промышленной безопасности при эксплуатации дымовых промышленных труб не установлены, соответственно, отсутствуют правовые основания для проведения экспертизы промышленной безопасности дымовых промышленных труб. Именно об этом правовое управление Ростехнадзора сообщает в своем письме № 11-00-15/6226 от 26.06.2019 на запрос ООО «Галан» о необходимости проведения экспертизы промышленной безопасности дымовой трубы. Нельзя признать обоснованной ссылку суда в обоснование своей позиции на подпункт «о» пункта 218 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной
безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116. Федеральные нормы и правила не устанавливают необходимость проведения экспертизы промышленной безопасности дымовой трубы. Согласно разъяснению Правового управления Ростехнадзора, содержащемуся в письме № 11-00-15/6226 от 26.06.2019, дымовая труба, представляющая собой сооружение, не может являться опасным производственным объектом и не подлежит регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов. Требования к дымовым промышленным трубам, а также к процессу их эксплуатации установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ и Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Является необоснованной и ссылка суда на подпункт «г» пункта 410 Правил о том, что здания и сооружения на опасных производственных объектах, предназначенные для осуществления технологических процессов с использованием оборудования под давлением, подлежат экспертизе промышленной безопасности по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы. Более того, дымовая промышленная труба вообще не является сооружением, работающим под избыточным давлением.
В отзыве на апелляционную жалобу административный орган указал на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель административного органа не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В соответствии с ч. 5 ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 158, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
отложить рассмотрение апелляционной жалобы на 03 октября 2019 года на 12 час. 00 мин. в помещении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: пер. Газетный, 34, г. Ростов-на-Дону, этаж № 4, Зал № 8.
Информацию о движении дела, времени и месте проведения судебных заседаний, объявленных перерывах, можно узнать на официальном сайте
Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу:
http://15aas.arbitr.ru/ или на доске объявлений в здании суда.
Председательствующий М.В. Ильина
Судьи О.Ю. Ефимова
С.С. Филимонова