2371/2020-73517(2)
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
О НАЗНАЧЕНИИ ЭКСПЕРТИЗЫ
И ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО АПЕЛЛЯЦИОННОЙ
ЖАЛОБЕ
город Ростов-на-Дону дело № А53-3419/2019 03 июля 2020 года 15АП-21042/2019
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Фахретдинова Т.Р.,
судей Глазуновой И.Н., Илюшина Р.Р., при ведении протокола судебного заседания секретарем Варавиной Е.Н.
при участии в судебном заседании:
от истца: представителей ФИО1 и ФИО2,
от ответчика: представителей ФИО3 и ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
администрации города Ростова-на-Дону на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 10.10.2019 по делу № А53-3419/2019 по иску ООО «Центр безопасности»
к администрации города Ростова-на-Дону
о признании одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта
недействительным
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Центр безопасности" (далее – истец, ООО "Центр безопасности") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Администрации города Ростова-на-Дону (далее - ответчик) с требованием о признании недействительным решения Администрации города Ростова-на-Дону от 25.12.2019 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта № Ф.2018.554358 от 26.11.2018.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 10.10.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Администрация города Ростова-на-Дону обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила отменить решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.10.2019 по делу № А53-
3419/2019 в части удовлетворения исковых требований и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении иска.
Ранее от истца и ответчика поступили ходатайства о назначении по делу экспертизы.
В судебном заседании судом проведено обсуждение указанного ходатайства и вопросов, подлежащих постановке перед экспертом, кандидатуры экспертов.
В соответствии с ч.1 ст.82 АПК РФ, для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд может назначить экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. Согласно ч.2 ст. 82 АПК РФ и п.8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", лица, участвующие в деле, вправе представить в арбитражный суд вопросы, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы, однако определение круга и содержания вопросов, которые будут поставлены перед экспертом, относится к исключительной компетенции арбитражного суда.
Согласно пункту 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" в силу части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле, а также может назначить экспертизу по своей инициативе, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства или проведения дополнительной либо повторной экспертизы.
В соответствии с пунктом 4.3 контракта, для проверки предоставленных Исполнителем результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу.
В соответствии с пунктом 4.4.3 контракта, при выявлении несоответствия качества (недостатков, дефектов), объемов оказанной Исполнителем услуги условиям Контракта, иного несоответствия результата оказанной услуги требованиям Контракта составляется акт несоответствия результата оказанной услуги (далее — Акт несоответствия), с указанием всех нарушений и сроков их устранения (в случае, если нарушения можно устранить).
В соответствии с пунктом 3.1 технического задания, оказанные услуги по подготовке и аттестации сегмента ЛВС, в которой обрабатывается конфиденциальная информация должны соответствовать требованиям, установленным Федеральными законами 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлениями Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в
информационных системах персональных данных», от 21.03.2012 № 211 «Об утверждении перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами», от 15.09.2008 № 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации», Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера», приказами ФСТЭК России от 18.02.2013 № 21 «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», от 11.02.2013 № 17 «Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах», «Положением по аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации» (утверждено Гостехкомиссией РФ 25.11.1994), «Базовой моделью угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008), «Методикой определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008), «Специальными требованиями и рекомендациями по технической защите конфиденциальной информации (СТР-К)», (утверждены Приказом Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации от 30.08.2002 № 282), «Руководящим документом. Автоматизированные системы. Защита от несанкционированного доступа к информации. Классификация автоматизированных систем и требования по защите информации» (утвержден решением Гостехкомиссии России от 30.03.1992), приказом Федерального агентства правительственной связи и информации при президенте Российской Федерации от 13.06.2001 № 152 «Об утверждении Инструкции об организации и обеспечении безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну», приказами Федеральной службы безопасности (ФСБ России) от 10.07.2014 № 378 «Об утверждении состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств криптографической защиты информации, необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности», от 09.02.2005 № 66 «Об утверждении положения о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005)», «Методическими рекомендациями по разработке нормативных правовых актов, определяющих угрозы безопасности персональных данных, актуальные при обработке персональных данных в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при
осуществлении соответствующих видов деятельности» (утверждены ФСБ России 31.03.2015 № 149/7/2/6-432) и настоящим техническим заданием.
В соответствии с пунктом 3.5 технического задания, в результате оказания услуг по настоящему техническому заданию защита сегмента ЛВС, в которой обрабатывается конфиденциальная информация должна отвечать требованиям руководящих документов по технической защите информации и обеспечивать соответствие информационных систем, при их эксплуатации в реальных условиях, требуемому уровню и классу защищенности согласно норм действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 4.2.1 технического задания, в результате оказания услуг по пункту 4.1. Заказчику передаются следующие документы и материалы:
Модель угроз безопасности информации, сформированная по требованиям статьи 19 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», приказа ФСТЭК от 11.02.2013 № 17 «Об утверждении Требований о защите -информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах», «Базовой моделью угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008), «Методикой определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008), Банком данных угроз безопасности информации ФСТЭК России, «Специальными требованиями и рекомендациями по технической защите конфиденциальной информации (СТР-К)», (утверждены Приказом Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации от 30.08.2002 № 282), приказом ФСБ России от 10.07.2014 № 378 «Об утверждении состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств криптографической защиты информации, необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности», «Методическими рекомендациями по разработке нормативных правовых актов, определяющих угрозы безопасности персональных данных, актуальные при обработке персональных данных в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении соответствующих видов деятельности» (утверждены ФСБ России 31.03.2015 № 149/7/2/6-432).
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции полагает необходимым поставить на разрешение эксперта следующие вопросы:
информационных системах персональных данных» (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008), «Методикой определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008), Банком данных угроз безопасности информации ФСТЭК России, «Специальными требованиями и рекомендациями по технической защите конфиденциальной информации (СТР-К)», (утверждены Приказом Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации от 30.08.2002 № 282), приказом ФСБ России от 10.07.2014 № 378 «Об утверждении состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств криптографической защиты информации, необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности», «Методическими рекомендациями по разработке нормативных правовых актов, определяющих угрозы безопасности персональных данных, актуальные при обработке персональных данных в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении соответствующих видов деятельности» (утверждены ФСБ России 31.03.2015 № 149/7/2/6-432)?
Ознакомившись с кандидатурами экспертов, представленных сторонами, суд апелляционной инстанции полагает возможным поручить проведение экспертизы экспертам ООО «Центр защиты информации «Юнит» ФИО5 и ФИО6.
Согласно поступившей от указанного экспертного учреждения информации срок проведения экспертизы составит 20 рабочих дней, стоимость - 40 000 руб.
Основываясь на изложенном, учитывая, что судом изучены и, в соответствии с частью 2 статьи 107, частью 2 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласованы с участвующими в деле лицами вопросы о необходимости назначения судебной экспертизы по делу, о круге требующих разъяснения вопросов, об условиях проведения экспертизы (о кандидатуре эксперта, о сроках проведения экспертизы, о размере вознаграждения за её проведение, о внесении на
депозитный счет суда вознаграждения за проведение экспертизы), судебная коллегия считает необходимым удовлетворить заявленное ходатайство, назначить по делу судебную экспертизу для получения разъяснений по определенным судом вопросам и на согласованных в судебном заседании с участвующими в деле лицами условиях.
В соответствии с п. 1 ст. 144 АПК РФ, при назначении экспертизы суд вправе приостановить производство по делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 143, 147, 184, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
удовлетворить ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы.
Назначить по делу судебную экспертизу, проведение которой поручить экспертам ООО «Центр защиты информации «Юнит» ФИО5 и ФИО6.
Поставить перед экспертами следующие вопросы:
конфиденциальная информация, а также процесс обработки конфиденциальной информации в этом сегменте ЛВС требованиям по безопасности информации, требованиям руководящих документов по технической защите информации, и обеспечено ли соответствие информационных систем, при их эксплуатации в реальных условиях, требуемому уровню и классу защищенности согласно нормам действующего законодательства, в частности, руководящих и методических документов ФСТЭК и ФСБ России?
Во исполнение требований части 4 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд предупреждает экспертов ФИО5 и ФИО6 об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, предусмотренной статьёй 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Определить стоимость экспертного исследования равную 40 000 руб.
Вознаграждение экспертам будет выплачено с депозитного счета после поступления в адрес суда заключения эксперта с приложением счета (счета – фактуры, акта о проведении экспертизы) по итогам рассмотрения дела.
Установить срок для проведения экспертизы и предоставления в суд экспертного заключения равный 20 рабочих дней с момента поступления определения суда и копий материалов настоящего дела эксперту.
Производство по делу приостановить.
Определение в части приостановления производства по делу может быть обжаловано в срок, не превышающий одного месяца, в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий Т.Р. Фахретдинов
Судьи И.Н. Глазунова
Р.Р. Илюшин