АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: A60.mail@ arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о назначении экспертизы и о приостановлении производства по делу
г. Екатеринбург
Резолютивная часть определения объявлена 10.07.2015. Определение в полном объеме изготовлено 12.07.2015.
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи К.И. Забоева, судей О.В. Лесковец, В.С. Трухина, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.А. Рудковским, рассмотрел в судебном заседании объединенное дело
№ А60-3505/2015 по исковым заявлениям
Общества с ограниченной ответственностью "ГЕОЗЕМСТРОЙ" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании решения об одностороннем отказе от исполнения контракта недействительным,
Общества с ограниченной ответственностью "ГЕОЗЕМСТРОЙ" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Свердловской области в лице Департамента лесного хозяйства Свердловской области, Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства России
о взыскании 47537200 руб., исполнении обязанности в натуре,
по встречным исковым заявлениям
Департамента лесного хозяйства Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Обществу с ограниченной ответственностью "ГЕОЗЕМСТРОЙ" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании 684132 руб. 80 коп.
Департамента лесного хозяйства Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Обществу с ограниченной ответственностью "ГЕОЗЕМСТРОЙ" (ИНН 3666095794, ОГРН 1023601534990)
о взыскании 5562103 руб. 21 коп.,
при участии в судебном заседании:
от общества: ФИО1, представитель по доверенности № 8 от 02.03.2015, предъявлен паспорт; ФИО2, представитель по доверенности № 5 от 02.03.2015, предъявлен паспорт; ФИО3, представитель по доверенности № 6 от 02.03.2015, предъявлен паспорт;
от департамента: ФИО4, представитель по доверенности от 24.10.2014, предъявлен паспорт; ФИО5, представитель по доверенности № 24-0712/52 от 13.03.2015, предъявлен паспорт; ФИО6, представитель по доверенности № 24-07-12/54 от 16.03.2015, предъявлен паспорт; ФИО7, представитель по доверенности № 24-07-12/22 от 03.02.2015, предъявлен паспорт;
от Рослесхоза: представители не явились, извещены, ходатайство.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
Помимо этого в судебном заседании от сторон поступили следующие ходатайства:
от общества:
- о приобщении дополнительных документов – запросов в экспертные учреждения, датированных 29.06.2015. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено, документы приобщены.
- об отложении судебного заседания для получения ответов от экспертных организаций и представления своих экспертных организаций и кандидатур экспертов.
С учетом мнения Департамента хозяйство ходатайство судом рассмотрено и отклонено, оснований для отложения судебного заседания суд не усматривает. С учетом того, что в определении от 28.05.2015 было предложено сторонам рассмотреть вопрос о назначении судебной экспертизы и представить суду сведения, необходимые о ее назначении, в том числе об экспертных учреждениях и экспертах, суд приходит к выводу о том, что с учетом указанной даты сторонам было дано достаточно времени для предоставления необходимой информации.
- о приобщении ответа ООО «НТЦ «Лесопроект ЦНИЛХИ» на запрос
общества "ГЕОЗЕМСТРОЙ". Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено,
ответ приобщен.
от Департамента лесного хозяйства Свердловской области:
- о приобщении дополнительных документов. Ходатайство судом
рассмотрено и удовлетворено, документы приобщены.
- о назначении по делу судебной экспертизы. Ходатайство принято судом
к рассмотрению.
Иных заявлений и ходатайств не поступало.
ООО "ГЕОЗЕМСТРОЙ" (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований) обратилось в суд к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области со следующими требованиями
- признать недействительным решение Департамента лесного хозяйства Свердловской области № 24-07-11/9853 от 31.12.2014 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 25.03.2014 № 1-ЛУ на выполнение работ по лесоустройству на территории земель лесного фонда Ново-Лялинского, Режевского, Туринского лесничеств Свердловской области; - обязать Департамент лесного хозяйства Свердловской области удалить информацию об одностороннем отказе заказчика от исполнения государственного контракта от 25.03.2014 № 1-ЛУ из единой информационной системы;
- обязать Департамент лесного хозяйства Свердловской области принять результат выполненных работ в рамках принятия работ по второму этапу Государственного контракта от 25.03.2014 № 1-ЛУ на выполнение работ по лесоустройству на территории земель лесного фонда Ново-Лялинского, Режевского, Туринского лесничеств Свердловской области
- взыскать с Департамента лесного хозяйства Свердловской 47537200 руб. в рамках принятия работ по второму этапу Государственного контракта от 25.03.2014 № 1-ЛУ на выполнение работ по лесоустройству на территории земель лесного фонда Ново-Лялинского, Режевского, Туринского лесничеств Свердловской области.
Департамент в представленном отзыве требования общества не признал, указывая на то, что на основании заключений приемочной комиссии от 18.12.2014 и 29.12.2014, мотивированного отказа от подписания акта выполненных работ по 2 этапу контракта, руководствуясь положениями контракта, ГК РФ, ФЗ № 44-ФЗ, департамент 31.12.2014 принял решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, денежные средства, предусмотренные на оплату работ по 2 этапу контракта – возвращены в бюджет Российской Федерации. Бюджетные средства, предусмотренные на оплату работ по 2 этапу работ по государственному контракту в сумме 47537200 руб. выделены в 2014 году, в 2015 году денежные средства на оплату работ по второму этапу по контракту не предусмотрены. На основании вышеизложенного, заинтересованное лицо считает, что взыскание денежных
средств, в размере 47537200 руб. в рамках принятия работ по государственному контракту необходимо обращать на бюджет Российской Федерации.
Федеральное агентство лесного хозяйства в представленном отзыве поддержало позицию департамента.
Департамент, возражая против первоначальных исковых требований, обратился со встречным исковым требованием к обществу о взыскании 684132 руб. 80 коп. штрафных санкций за неисполнение обязательств по государственному контракту от 25.03.2014 № 1-ЛУ на выполнение работ по лесоустройству на территории земель лесного фонда Ново-Лялинского, Режевского, Туринского лесничеств Свердловской области.
Департамент обратился с требованиями о признании ненадлежащим качество работ, выполненных обществом в рамках первого этапа работ по государственному контракту от 25.03.2014 № 1-ЛУ, и взыскании с общества 4978880 руб. убытков, а также 583223 руб. 21 коп. неустойки, начисленной за нарушение исполнителем условий контракта.
ООО "ГЕОЗЕМСТРОЙ" в представленном отзыве требования департамента не признает, указывает, что 23.06.2014 Департаментов лесного хозяйства по Свердловской области проведена экспертиза представленных исполнителем документов в целях сдачи 1 этапа работ, исследование в рамках экспертизы проводилось путем изучения представленных документов (результатов выполненных работ) с последующим сопоставлением с данными технической документации и требованиями нормативных документов. В связи с чем, 23.06.2014 по итогам рассмотрения результатов по 1 этапу Государственного контракта комиссией подписан акт выполненных работ № 1 без замечаний, государственный заказчик платежным поручением № 79362 от 01.07.2014 произвел оплату первого этапа работ в размере 4978880 руб., таким образом, подтверждения ненадлежащего исполнения исполнителем работ по первому этапу государственного контракта отсутствуют. Кроме того, общество указывает, что работы по наложению координат снимков, выполненные Уральским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг», учитывать недопустимо, так как данная организация является не только прямым конкурентом ООО "ГЕОЗЕМСТРОЙ", но и в процессе выполнения работ всячески препятствовало путем задействования административного ресурса, как государственная организация, находящаяся в системе Рослесхоза РФ. По качеству проведения проверок по второму этапу общество считает необходимым отметить следующее: во-первых – проверок было 9, из которых 4 положительные, во- вторых – по качеству проверок, в актах проведенных проверок отражались субъективные ошибки членов проверочной комиссии (в составе которой, не было специалистов – таксаторов и лесоустроителей, а также члены комиссии не проходили тренировку в начале полевого сезона), которые не всегда совпадали с мнением специалистов исполнителя (все сотрудники исполнителя проходили тренировку, по результатам которой были допущены к работе на данном объекте). На каждый акт проверки были даны возражения на замечания, никаких документов о непринятии данных возражений исполнителю представлено не было, в актах проверки полевых работ специалисты
исполнителя были исключены из комиссионного состава, и ставили подписи только в ознакомительном порядке. Необходимо отметить, что акты проверок были предоставлены исполнителю только 24 ноября 2014 года, в целом не согласны с общей оценкой – неудовлетворительно, с вязи с невозможностью оспаривать решения, принятые не специалистами в сфере лесоустройства. По поводу существенных нарушений, в отношении фотоабрисов без контурного дешифрования – данный вывод является ошибочным, все контурное дешифрование было проведено на 1 этапе, результаты которого были сданы заказчику, и были приняты экспертным заключением.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Поскольку в ходе рассмотрения объединенного дела между сторонами возник спор по объему и качеству выполненных работ, в целях объективного судебного разбирательства, учитывая, что объем и качество предъявленных к оплате работ невозможно оценить путем простого визуального осмотра, и для разрешения данного вопроса необходимы специальные познания, в судебном заседании Департамент лесного хозяйства Свердловской области заявил ходатайство о назначении судебной экспертизы.
Проведение экспертизы просил поручить эксперту Центра экспертизы в сфере лесного комплекса при федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный Лесотехнический университет имени С.М. Кирова» ФИО8.
ФИО8 кандидат биологических наук, доцент кафедры «Общей экологии, физиологии растений и древесиноведения», стаж работы в области лесного хозяйства составляет более 10 лет, является автором более 40 научных и научно-популярных статей в изданиях Леспроминформ, Лесной эксперт, ведет рубрику Лесное хозяйство в журнале Леспроминформ. Защитил кандидатскую диссертацию по специальности 06.03.02 Лесоведение, лесоводство, лесоустройство и лесная таксация.
В обоснование выбора экспертной организации и эксперта Департаментом лесного хозяйства Свердловской области представлено письмо Центра экспертизы в сфере лесного комплекса при федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный Лесотехнический университет имени С.М. Кирова» от 16.06.2015 № 01-14/826 о согласии проведения экспертизы с указанием срока ее проведения, составляющего 45 календарных дней, и стоимости экспертизы – 234000 руб., в случае возникновения необходимости выезда эксперта на место дополнительно расходы составят около 100000 руб.
ООО "ГЕОЗЕМСТРОЙ" возражало против кандидатуры эксперта ФИО8, указывая на то, что сфера его деятельности не отвечает тем вопросам, которые перед ним будут поставлены. Также
общество указало, что эксперт должен быть по сфере деятельности ближе к лесоустройству, таксации, однако ходатайства об отводе предложенного Департаментом эксперта в порядке, предусмотренном ст. 21, 23 АПК РФ от общества не последовало.
В свою очередь обществом, после отклонения судом ходатайства об отложении заседания, был представлен ответ ООО «НТЦ «Лесопроект ЦНИЛХИ» без номера и даты, согласно которому данная экспертная организация готова провести судебную экспертизу документов и материалов, предоставленных по окончании работ по 1 и 2 этапам в соответствии с государственным контрактом от 25.03.2014 № 1-ЛУ. Стоимость экспертизы в данной организации составляет 230000 руб., в случае возникновения необходимости выезда эксперта на место дополнительно расходы составят 100000 руб., срок проведения составляет 40 календарных дней, состав экспертной комиссии: ФИО9, канд. с/х наук, стаж работы в отрасли 30 лет, ФИО10, канд. с/х наук, стаж работы в отрасли 6 лет.
В соответствии со ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Принимая во внимание, что разрешение вопроса, касающегося объема и качества выполненных работ имеет существенное значение для рассмотрения спора по существу, и учитывая, что данный вопрос требует проверки посредством соответствующего экспертного исследования в рамках назначаемой арбитражным судом экспертизы, суд, руководствуясь положениями ст. 82 АПК РФ, решил ходатайство Департамента лесного хозяйства Свердловской области удовлетворить и назначить по делу судебную лесоустроительную экспертизу.
Исследовав представленные сторонами документы о сроках и стоимости экспертного исследования, об экспертах, их образовании, специальности, стаже работы, занимаемой должности, суд полагает возможным поручить проведение экспертизы предложенному Департаментом лесного хозяйства Свердловской области эксперту Центра экспертизы в сфере лесного комплекса при федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный Лесотехнический университет имени С.М. Кирова» ФИО8.
Отводов данной кандидатуре эксперта, чья квалификация подтверждена представленными Департаментом документами, обществом в порядке ст. 21, 23 АПК РФ не заявлено.
Что касается предложенных обществом кандидатур экспертов, то данные кандидатуры судом отклонены, поскольку документов, подтверждающих изложенные в ответе ООО «НТЦ «Лесопроект ЦНИЛХИ» сведения об их образовании, специальностях, стажах работы, занимаемых должностях суду не
представлено (п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 № 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе").
В соответствии с п. 8 постановления пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 № 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", круг и содержание вопросов, по которым проводится экспертиза, определяются судом.
С учетом данных разъяснений, суд считает необходимым поставить на разрешение экспертам следующие вопросы:
"1) Соответствуют ли выполненные обществом с ограниченной ответственностью "Геоземстрой" работы по качеству и количеству условиям государственного контракта № 1-ЛУ на выполнение работ за счет средств субвенций федерального бюджета от 25.03.2014 (с приложениями и дополнительными соглашениями), а также требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода, в том числе обязательным требованиям, предусмотренным законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке?
Ответы на вопросы 1-4 должны быть даны экспертом по каждому этапу работ в отдельности.
В связи с назначением экспертизы производство по настоящему делу подлежит приостановлению на основании п. 1 ч. 1 ст. 144 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 82, 83, 143, 147, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
"1) Соответствуют ли выполненные обществом с ограниченной ответственностью "Геоземстрой" работы по качеству и количеству условиям государственного контракта № 1-ЛУ на выполнение работ за счет средств субвенций федерального бюджета от 25.03.2014 (с приложениями и дополнительными соглашениями), а также требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода, в том числе обязательным требованиям, предусмотренным законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке?
Ответы на вопросы 1-4 должны быть даны экспертом по каждому этапу работ в отдельности.
5) Возможно ли использование фактического результата работ, выполненных обществом с ограниченной ответственностью "Геоземстрой", в целях, предусмотренных государственным контрактом № 1-ЛУ на выполнение работ за счет средств субвенций федерального бюджета от 25.03.2014 (с приложениями и дополнительными соглашениями)?
- копия государственного контракта № 1-ЛУ от 25.03.2014 на выполнение работ за счет средств субвенций федерального бюджета с приложениями - на 19-ти листах;
- информационный отчет по теме: «Выполнение работ по лесоустройству на территории земель лесного фонда Ново-Лялинского, Режевского, Туринского лесничеств Свердловской области» этап второй – полевые работына 75-ти листах;
- краткий информационный отчет от 28.11.2014 - на 2-х листах; - краткий информационный отчет от 23.12.2014 - на 3-х листах;
- отчет по теме: «Выполнение работ по лесоустройству на территории земель лесного фонда Ново-Лялинского, Режевского, Туринского лесничеств Свердловской области» этап второй – полевые работы - на 266-ти листах;
- приемо-сдаточный акт от 14.11.2014 - на 4-х листах; - приемо-сдаточный акт от 20.10.2014 - на 3-х листах; - приемо-сдаточный акт от 15.09.2014 - на 2-х листах; - приемо-сдаточный акт от 05.08.2014 - на 2-х листах;
- заключение по результатам рассмотрения полевых материалов лесотаксационных работ по состоянию на 01.10.2014 от 05.11.2015 - на 3-х листах;
- заключение по результатам рассмотрения полевых материалов
лесотаксационных работ по состоянию на 01.11.2014 от 26.11.2015 - на 4-х
листах;
- заключение по результатам рассмотрения полевых материалов
лесотаксационных работ по состоянию на 01.09.2014 от 05.11.2015 - на 2-х
листах;
- приказ № 1036 от 31.07.2014 - на 2-х листах;
- ведомость координат характерных точек и пересечений квартальных
просек Новолялинское лесничество- на 21-м листе;
- диск с информацией по полевым работам – 1 шт.;
- диск с отчетом по полевым работам – 1 шт.;
- протокол первого лесоустроительного совещания на выполнение работ
по лесоустройству на территории земель лесного фонда, Ново-Лялинского
района, Режевского, Туринского лесничеств Свердловской области от
- сведения о наличии объектов лесного семеноводства на землях лесного
фонда Свердловской области – на 8-ми листах;
- акт от 08.07.2014 город Туринск – на 2-х листах;
- протокол технического совещания по вопросам выполнения полевых
работ по лесоустройству на территории земель лесного фонда Ново-
Лялинского, Режевского, Туринского лесничеств Свердловской области – на 9-
ти листах;
- акт проверки лесоустроительных работ от 14.08.2014 - на 2-х листах;
- акт проверки лесоустроительных работ № 2 от 02.09.2014 - на 3-х листах; - сличительная ведомость - на 4-х листах;
- протокол заседания комиссии по вопросу проверки полевых
лесоустроительных работ в границах Режевского лесничества Свердловской
области от 04.09.2014 - на 2-х листах;
- акт проверки лесоустроительных работ № 4 от 25.09.2014 - на 3-х листах; - сличительная ведомость на 4-х листах;
- акт проверки лесоустроительных работ № 5 от 10.10.2014 - на 5-ти
листах;
- сличительная ведомость на 11-ти листах;
- акт проверки лесоустроительных работ № 6 от 15.10.2014 - на 5-ти
листах;
- сличительная ведомость - на 17-ти листах;
- акт проверки лесоустроительных работ № 7 от 22.10.2014- на 4-х листах; - сличительная ведомость - на 9-ти листах;
- акт проверки лесоустроительных работ № 8 от 12.11.2014 на 4-х листах;
- схема космической съемкой Туринского лесничества – 3 листа;
- лицензионный договор № 14/0528-Р от 28.05.2014 - на 17-ти листах;
- лицензионный договор № 14/0418-1-Р от 18.04.2014 - на 13-ти листах; - договор № 128-14/ДТ от 28.04.2014 - на 11-ти листах;
- договор № 25-4Ш от 15.04.2014 - на 3-х листах;
- документация о проведении открытого аукциона в электронной форме -
на 40-ка листах;
- краткий информационный отчет от 23.06.2014 - на 2-х листах;
- отчет по теме: «Выполнение работ по лесоустройству на территории
земель лесного фонда Ново-Лялинского, Режевского, Туринского лесничеств
Свердловской области» этап первый – подготовительные работы - на 91-м
листе;
- договор № 031-02 от 26.03.2014 на 1-м листе; - договор № 055-02 от 05.06.2013 на 1-м листе; - договор № 128-02 от 06.11.2013 на 1-м листе; - договор № 098-02 от 12.09.2013 на 1-м листе; - договор № 33-05/КПО от 18.04.2005 на 2-х листах;
- лицензионное соглашение на 1-м листе;
- договор № ПО-40 на передачу программного обеспечения от 19.06.2008 -
на 2-х листах;
- лицензионный договор № Л-24/11 от 04.03.2011 - на 4-х листах; - акт приема-передачи № 24 от 17.03.2011 - на 1- м листе
- лицензионное соглашение № 9828 от 18.09.2012 - на 1-м листе; - договор № 77 от 26.03.2014 - на 2-х листах;
- спецификация № 1 (приложение № 1 к договору № 77 от 26.03.2014) – на
- разрешение № 180 от 28.04.2014 – на 1-м листе; - нормативно-справочная информация - на 145-ти листах;
- выписка № 31-вн из государственного лесного реестра на 01.01.2015 – 1
лист;
- диск – 1 этап ГК 1-ЛУ от 25.03.2014 – 1 шт.; - диск - абрис Режевское лесничество (1) – 1 шт.;
- диск - абрис Режевское лесничество (2) – 1 шт.; - диск - абрис Режевское лесничество (3) – 1 шт.; - карта- схема покрытия "Режевское лесничество" – на 1-м листе.
ответа на поставленный вопрос, ему следует обратиться к суду с ходатайством
о предоставлении ему соответствующих дополнительных документов, указав
их количество и точные наименования.
быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый
арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его вынесения, а
также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд
Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления определения в
законную силу.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший определение.
В случае обжалования определения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Председательствующий судья К.И. Забоев
Судьи О.В. Лесковец
В.С. Трухин