АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: A60.mail@ arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о частичном удовлетворении жалобы
Резолютивная часть определения объявлена 06.07.2016 года. В полном объеме определение изготовлено 13.07.2016 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.А.Сушковой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.В.Фроловой, рассмотрел в открытом судебном заседании в рамках дела по заявлению ООО «Дельта-Центр» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании его несостоятельным (банкротом),
жалобу кредиторов ФИО1 и ФИО2 на действия временного управляющего ООО «Дельта-Центр» ФИО3,
в судебном заседании приняли участие:
от заявителей: ФИО4, представитель по доверенности от 28.11.2014,
конкурсный управляющий: ФИО3, предъявлен паспорт.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены, отводов составу суда, помощнику судьи не заявлено.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
До начала судебного заседания представителем заявителя представлена копия определения суда от 23.05.2016, которая приобщена судом к материалам дела.
Конкурсным управляющим представлен отзыв на жалобу с приложением документов, которые приобщены судом к материалам дела.
Рассмотрев заявление, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Определением суда от 23.09.2014г. принято к производству заявление ООО «Дельта-Центр» о признании его несостоятельным (банкротом), возбуждено производство по делу о банкротстве.
Определением суда от 22.10.2014 требования заявителя признаны обоснованными, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Дельта-Центр» (ИНН <***>, ОГРН <***>) введена процедура банкротства - наблюдение.
Временным управляющим должника ООО «Дельта-Центр» утвержден ФИО3.
Соответствующие сведения опубликованы в газете "Коммерсантъ" № 198 от 30.10.2014г.
В Арбитражный суд Свердловской области 23.05.2016 поступило жалоба кредиторов ФИО1 и ФИО2 на ненадлежащее исполнение временным управляющим ООО «Дельта-Центр» ФИО3 своих обязанностей.
Определением суда от 10.06.2016 произведена замена судьи Журавлева Ю.А. на судью Сушкову С.А. для рассмотрения данного обособленного спора.
Определением суда от 10.06.2016 указанная жалоба принята к рассмотрению, назначено судебное заседание на 06.07.2016.
Решением суда от 23.06.2016 ООО «Дельта-Центр» (ИНН <***>, ОГРН <***>) признано несостоятельным (банкротом). Открыто в отношении ООО «Дельта-Центр» процедура конкурсного производства сроком на 6 месяцев, до 17.12.2016. Конкурсным управляющим ООО «Дельта-Центр» (ИНН <***>, ОГРН <***>) утвержден ФИО3, член Некоммерческое партнерство СОАУ «Континент».
В судебном заседании представитель заявителей поддержал жалобу в полном объеме.
Конкурсный управляющий требования не признал, возражения изложены в отзыве.
Исследовав представленные доказательства, суд полагает, что требования заявителей подлежат удовлетворению частично, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Закона о банкротстве лицам, участвующим в деле о банкротстве, в целях защиты нарушенных прав и законных интересов предоставлено право на подачу жалобы в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей.
Пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве установлено общее правило, согласно которому при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Основной круг обязанностей конкурсного (временного) управляющего определен в статьях 20.3, 67, 129 Закона о банкротстве, неисполнение которых является основанием для признания действий и бездействия арбитражного
управляющего незаконными. При этом предусмотренный в указанных нормах перечень не является исчерпывающим.
I. Как заявители указывают в заявлении, временным управляющим ненадлежащим образом исполнялись обязанности, выразившиеся в непринятии мер к получению информации и документов, касающихся деятельности должника и необходимых для проведения анализа финансового состояния должника и проведения проверки наличия (отсутствия) признаков преднамеренного и фиктивного банкротства.
Заявители полагают, что временный управляющий ФИО3 не принял надлежащих мер к получению информации и документов, касающихся деятельности должника и необходимых для проведения анализа финансового состояния должника и проведения проверки наличия (отсутствия) признаков преднамеренного и фиктивного банкротства.
Перечень обязанностей арбитражного управляющего предусмотрен в пункте 2 статьи 20.3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», которая является общей и определяет перечень обязанностей, возлагаемых на арбитражного управляющего независимо от процедуры банкротства, для проведения которой он утверждён.
К числу названных в указанной норме обязанностей арбитражного управляющего относится обязанность анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности; выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, и сообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях.
При этом в пункте 1 названной нормы законодателем указаны права, которые арбитражным управляющим реализовать при исполнении возложенных него судом обязанностей, в том числе временного управляющего.
Так, в частности, в силу пункта 1 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами в случаях, предусмотренных настоящим Законом; запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления.
Аналогичное право закреплено и в пункте 1 статьи 66 Федерального закона
«О несостоятельности (банкротстве)», согласно которой временный управляющий вправе получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника; осуществлять иные установленные настоящим Законом полномочия.
Предоставление временному управляющему такого права обусловлено возложением на него обязанности в процедуре наблюдения провести анализ финансового состояния должника (пункт 1 статьи 67 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), заключение по которому он вместе с отчётом о своей деятельности впоследствии обязан представить в суд и на основании которого он также представляет в суд соответствующее обоснование возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, целесообразности введения последующих применяемых в деле о банкротстве процедур (пункт 2 статьи 67 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Анализ финансового состояния должника, как следует из пункта 1 статьи 70 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Законом.
Временный управляющий на основе анализа финансового состояния должника, в том числе результатов инвентаризации имущества должника при их наличии, анализа документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав собственности, осуществляет обоснование возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих применяемых в деле о банкротстве процедур (пункт 3 статьи 70 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Из положений пунктов 1, 3-5 Правил проведения финансового анализа, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2003 № 367, следует, что при проведении финансового анализа арбитражный управляющий анализирует финансовое состояние должника на дату проведения анализа, его финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность, положение на товарных и иных рынках.
Документы, содержащие анализ финансового состояния должника, представляются арбитражным управляющим, в частности, собранию (комитету) кредиторов, в арбитражный суд.
При проведении финансового анализа арбитражный управляющий, выступая как временный управляющий, использует результаты ежегодной инвентаризации, проводимой должником.
Финансовый анализ проводится на основании:
а) статистической отчётности, бухгалтерской и налоговой отчётности, регистров бухгалтерского и налогового учёта, а также (при наличии) материалов аудиторской проверки и отчетов оценщиков;
б) учредительных документов, протоколов общих собраний участников организации, заседаний совета директоров, реестра акционеров, договоров, планов, смет, калькуляций;
в) положения об учётной политике, в том числе учётной политике для целей налогообложения, рабочего плана счетов бухгалтерского учёта, схем документооборота и организационной и производственной структур;
г) отчётности филиалов, дочерних и зависимых хозяйственных обществ, структурных подразделений;
д) материалов налоговых проверок и судебных процессов;
е) нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность должника.
При проведении финансового анализа арбитражный управляющий должен руководствоваться принципами полноты и достоверности, в соответствии с которыми, в документах, содержащих анализ финансового состояния должника, указываются все данные, необходимые для оценки его платежеспособности; в ходе финансового анализа используются документально подтвержденные данные; все заключения и выводы основываются на расчётах и реальных фактах.
В пункте 2 Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 855, перечислены документы, подлежащие исследованию арбитражным управляющим при проведении проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства за период не менее 2 лет, предшествующих возбуждению производства по делу о банкротстве, а также за период проведения процедур банкротства (далее - исследуемый период), а именно:
а) учредительные документы должника;
б) бухгалтерская отчётность должника;
в) договоры, на основании которых производилось отчуждение или приобретение имущества должника, изменение структуры активов, увеличение или уменьшение кредиторской задолженности, и иные документы о финансово- хозяйственной деятельности должника;
г) документы, содержащие сведения о составе органов управления должника, а также о лицах, имеющих право давать обязательные для должника указания либо возможность иным образом определять его действия;
д) перечень имущества должника на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также перечень имущества должника, приобретенного или отчужденного в исследуемый период;
е) список дебиторов;
ж) справка о задолженности перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами с указанием раздельно размеров основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) и на последнюю отчетную дату, предшествующую дате проведения проверки;
з) перечень кредиторов должника;
и) отчеты по оценке бизнеса, имущества должника, аудиторские заключения, протоколы, заключения и отчеты ревизионной комиссии, протоколы органов управления должника;
к) сведения об аффилированных лицах должника; л) материалы судебных процессов должника; м) материалы налоговых проверок должника;
н) иные учетные документы, нормативные правовые акты, регулирующие деятельность должника.
Прежде чем дать соответствующее заключение о наличии либо отсутствии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства должника временным управляющим должен осуществить проверку достаточно большого объёма документов финансово-хозяйственной деятельности должника.
Необходимые для проведения такой проверки документы запрашиваются временным управляющим у кредиторов, руководителя должника, иных лиц, а в случае отсутствия у должника необходимых для проведения проверки документов временный управляющий обязан запросить надлежащим образом заверенные копии таких документов у государственных органов, обладающих соответствующей информацией, как следует из пунктов 3, 4 Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 855.
Таким образом, проведение финансового анализа и установление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства является обязанностью временного управляющего в связи с введением в отношении должника процедуры наблюдения.
Результат выявления признаков преднамеренного банкротства может повлиять на права кредиторов в деле о банкротстве, поскольку требования кредиторов удовлетворяются за счёт имущества должника.
В частности, установление признаков преднамеренного банкротства может способствовать привлечению к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, установлению необходимости дополнительного оспаривания сделок должника.
Поэтому временный управляющий обязан подготовить полное и достоверное заключение финансового состояния должника, а также заключение о наличии либо отсутствии признаков фиктивного или преднамеренного
банкротства должника, которые необходимы как кредиторам должника, так и суду для объективной оценки платежеспособности должника, определения последующей процедуры банкротства либо прекращения производства по делу ввиду отсутствия у должника достаточных средств для покрытия судебных расходов по делу о банкротстве (пункт 1 статьи 57, статьи 59, 75 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», пункт 15 Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 855).
Заключение о наличии либо отсутствии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства должника должно быть составлено временным управляющим не на основании каких-либо выборочных документов, имеющихся в распоряжении у временного управляющего, а на основании вышеперечисленных документов, прямо обозначенных во Временных правилах проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 855.
Из финансового анализа и заключения о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства должника следует, что данный анализ проведён и заключение составлены временным управляющим не на основании каких-либо документов.
То есть, финансовое состояние должника и заключение подготовлены временным управляющим на основании необходимых первичных документов должника, включая договоры, сметы, материалы налоговых проверок, выписок по счетам, анализ которых мог привести действительно к полному и объективному представлению о финансово-хозяйственной деятельности должника.
Первичные документы должника не подвергались временным управляющим какому-либо анализу в сопоставлении с данными бухгалтерской отчётности должника, поскольку в числе поименованных документов, использованных временным управляющим при проверке финансового состояния, они не указаны ни в финансовом анализе, ни в заключении.
В качестве приложения к отчету указаны следующие документы: перечень дебиторов и кредиторов на неустановленную дату, перечень амортизируемых основных средств, выписки из ЕГРП, бухгалтерские балансы за 2014 и 2015 годы, ответов из ГИБДД, ИНФС, Гостехнадзора. Но это обстоятельство также не свидетельствует о соблюдении управляющим требований относительно перечня документов, на основании которых проводится анализ, подготавливается заключение.
В заключении о признаках фиктивного (преднамеренного) банкротства временным управляющим сделаны выводы об отсутствии признаков фиктивного банкротства должника, а в отношении признаков преднамеренного банкротства временный управляющий высказался о том, что проведение проверки наличия (отсутствия) признаков преднамеренного банкротства должника невозможно в связи с отсутствием документов, необходимых для проведения проверки.
Как следует из материалов дела, арбитражный управляющий ФИО3 направил запросы о предоставлении первичной документации должника в адрес участников общества «Дельта-Центр» ФИО1 и ФИО2, однако доказательств истребования документов у руководителя общества суду не представлено.
Таким образом, арбитражным управляющим ФИО3 не были предприняты все предусмотренные Законом о банкротстве меры для истребования документации должника, выводы о финансовом состоянии
должника сделаны на основе не всех имеющихся у него документов должника, а выводы относительно наличия (отсутствия) признаков преднамеренного банкротства не сделаны в силу отсутствия документов.
Пунктом 2 статьи 66 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что органы управления должника обязаны предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника.
В соответствии с пунктом 3.2 статьи 64 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» не позднее пятнадцати дней с даты утверждения временного управляющего руководитель должника обязан предоставить временному управляющему и направить в арбитражный суд перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения. Ежемесячно руководитель должника обязан информировать временного управляющего об изменениях в составе имущества должника.
Временным управляющим должника ФИО3 утвержден определением суда от 22.10.2014 (резолютивная часть определения оглашена 17.10.2014).
Соответственно, по истечении установленного законом срока (15 дней) после даты утверждения ФИО3 временным управляющим он был осведомлён о неисполнении руководителем должника обязанностей, предусмотренных пунктом 3.2 статьи 64 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
В указанной части жалоба заявителей подлежит удовлетворению.
II. Заявители полагают, что временным управляющим ненадлежащим образом исполнялись обязанности, выразившиеся в проведении анализа финансового состояния должника с нарушением требований Правил проведения финансового анализа, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2003 № 367.
В силу пункта 1 статьи 67 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» временный управляющий обязан проводить анализ финансового состояния должника
Пунктом 2 статьи 67 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что временный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности и протокол первого собрания кредиторов с приложением документов, определенных пунктом 7 статьи 12 настоящего Федерального закона, не позднее чем за пять дней до даты заседания арбитражного суда, указанной в определении арбитражного суда о введении наблюдения. К отчету временного управляющего прилагаются:
— заключение о финансовом состоянии должника;
— заключение о наличии или об отсутствии оснований для оспаривания сделок должника;
— обоснование возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, целесообразности введения последующих применяемых в деле о банкротстве процедур.
Согласно пункту 1 статьи 70 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» анализ финансового состояния должника проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Пунктом 2 статьи 70 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что если в соответствии с законодательством Российской Федерации ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности должника подлежат обязательному аудиту, анализ финансового состояния проводится на основании документов бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности должника, достоверность которых подтверждена аудитором.
При отсутствии документов бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности должника, достоверность которых подтверждена аудитором, в том числе в связи с неисполнением должником обязанности по проведению обязательного аудита, временный управляющий для проведения анализа финансового состояния должника привлекает аудитора, оплата услуг которого осуществляется за счет средств должника.
При этом проведение финансового анализа состояния должника, регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2003 № 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа.
Исходя из содержания финансового анализа состояния должника, представленного в материалы дела ФИО3, следует, что он составлен с нарушениями требований к его проведению, что подтверждается следующим.
пунктами 3 и 4 настоящих Правил. На странице 3 анализа управляющий указывает, что использует многочисленные документы о деятельности должника, однако к анализу документы не приложены.
Процедура в отношении должника была возбуждена определением Арбитражного суда Свердловской области от 23.09.2014, таким образом, 2- летний период, учитываемый поквартально, должен составлять с 01.06.2012 по 31.03.2016 (учитывая, что финансовый анализ, как указано в нем, подготовлен 16.04.2016).
Управляющий указывает, что он рассчитан в виде отношения текущих активов к краткосрочным обязательствам, в то время как в Правилах указано, что он рассчитывается как отношение наиболее ликвидных оборотных активов к текущим обязательствам.
13. Арбитражным управляющим в нарушение пункта 3 Приложения № 1 к Правилам неверно рассчитан коэффициент абсолютной ликвидности.
Управляющий указывает, что он рассчитан в виде отношения высоколиквидных активов к краткосрочным обязательствам, в то время как в Правилах указано, что он рассчитывается как отношение ликвидных активов к текущим обязательствам должника.
Управляющий указывает, что он рассчитан в виде отношения собственного капитала к общей сумме капитала, в то время как в Правилах указано, что он рассчитывается как отношение собственных средств к совокупным активам.
Управляющий указывает, что он рассчитан в виде отношения собственных оборотных средств к оборотным активам, в то время как в Правилах указано, что он рассчитывается как отношение разницы собственных средств с скорректированных внеоборотных активов к величине оборотных активов.
Указанные выше нарушения являются существенными, проведенный анализ практически в полном объеме не соответствует Правилам, в связи с чем
суд делает вывод о ненадлежащем выполнении управляющим своих обязанностей.
Кроме того, факт допущенных нарушений подтверждается определением суда от 23.05.2016, в котором указано, что анализ финансового состояния должника по сути является аудиторским заключением. Суд отложил судебное заседание для представления временным управляющим актуализированного анализа финансового состояния должника.
Возражения конкурсного управляющего, изложенные в отзыве, судом не принимаются, поскольку анализ финансового состояния должника был составлен повторно, что свидетельствует о допущенных временным управляющим нарушениях.
В данной части жалоба подлежит удовлетворению.
III. Заявители полагают, что временным управляющим ненадлежащим образом исполнялись обязанности, выразившиеся в подготовке отчета о своей деятельности с нарушением требований, установленных законодательством.
В силу пункта 2 статьи 67 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» временный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности и протокол первого собрания кредиторов с приложением документов, определенных пунктом 7 статьи 12 настоящего Федерального закона, не позднее чем за пять дней до даты заседания арбитражного суда, указанной в определении арбитражного суда о введении наблюдения.
Подготовка отчета управляющего регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 № 299 «Об утверждении Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего», Приказом Минюста Российской Федерации от 14.08.2003 № 195 «Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего».
Отчет, представленный ФИО3 в материалы дела, по мнению заявителей, составлен с нарушениями указанных выше нормативных актов.
а) о мерах, принятых для обеспечения сохранности имущества должника и выявления кредиторов должника;
б) о предъявлении в суды от имени временного управляющего исковых заявлений и ходатайств и сведения о результатах их рассмотрения;
в) иные сведения о выполнении временным управляющим своих обязанностей и реализации им своих прав.
В нарушение указанных положений такие сведения управляющим не указаны.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 10.06.2015 по делу № А60-39613/2014 приняты дополнительные меры по обеспечению
сохранности имущества должника, возложившие на временного управляющего обязанность по контролю всех совершаемых управляющим сделок.
Однако сведений о реализации указанных мер, принятых для обеспечения сохранности имущества должника, в отчете не отражено.
Вместе с тем, суд полагает, что данные доводы заявителей не нашли документального подтверждения, в отчете временного управляющего отражены все необходимые сведения. Кроме того, в судебном заседании арбитражный управляющий ФИО3 пояснил, что типовая форма отчета не предполагает отражение сведений о вознаграждении временного управляющего, дополнительные меры по сохранности имущества временным управляющим не принимались. В связи с чем, в удовлетворении жалобы в указанной части следует отказать.
IV. Заявители полагают, что временным управляющим ненадлежащим образом исполнялись обязанности, выразившиеся в анализе наличия (отсутствия) признаков преднамеренного банкротства должника с нарушением требований, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 855 «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства».
В силу абзаца 9 пункта 2 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, и сообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях.
Порядок подготовки заключения о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного или фиктивного банкротства установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 855 «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства» (далее - Временные правила).
Исходя из содержания заключения, при его подготовке временным управляющим были допущены следующие существенные нарушения.
2. В нарушение пункта 2 Временных правил временным управляющим не исследованы следующие документы, исследование которых обязательно:
б) бухгалтерская отчетность должника;
в) договоры, на основании которых производилось отчуждение или приобретение имущества должника, изменение структуры активов, увеличение или уменьшение кредиторской задолженности, и иные документы о финансово- хозяйственной деятельности должника;
г) документы, содержащие сведения о составе органов управления должника, а также о лицах, имеющих право давать обязательные для должника указания либо возможность иным образом определять его действия;
д) перечень имущества должника на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также перечень имущества должника, приобретенного или отчужденного в исследуемый период;
е) список дебиторов (за исключением организаций, размер долга которых составляет менее 5 процентов дебиторской задолженности) с указанием размера дебиторской задолженности по каждому дебитору на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);
з) перечень кредиторов должника (за исключением кредиторов, размер долга которым составляет менее 5 процентов кредиторской задолженности) с указанием размера основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций за ненадлежащее выполнение обязательств по каждому кредитору и срока наступления их исполнения на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также за период продолжительностью не менее 2 лет до даты подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);
и) отчеты по оценке бизнеса, имущества должника, аудиторские заключения, протоколы, заключения и отчеты ревизионной комиссии, протоколы органов управления должника;
к) сведения об аффилированных лицах должника; м) материалы налоговых проверок должника;
н) иные учетные документы, нормативные правовые акты, регулирующие деятельность должника.
При этом иные документы, поименованные в заключении, к нему не приложены (например, сведения об остатках денежных средств на банковских счетах должника).
В нарушение данной нормы никакие коэффициенты в заключении не приведены.
управления должника законодательству Российской Федерации, а также выявляются сделки, заключенные или исполненные на условиях, не соответствующих рыночным условиям, послужившие причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности и причинившие реальный ущерб должнику в денежной форме.
При этом, исходя из содержания заключения, управляющим оценивалось только лишь их соответствие рыночным условиям; соответствие сделок и действий (бездействия) органов управления должника законодательству Российской Федерации не исследовалось.
Согласно пункту 10 «в» Временных правил по результатам анализа значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, и сделок должника, управляющий может прийти к выводу о невозможности проведения проверки наличия (отсутствия) признаков преднамеренного банкротства, но только при отсутствии документов, необходимых для проведения проверки.
Таким образом, указанный вывод свидетельствует о том, что вопреки содержанию заключения, сделки управляющим не анализировались.
Факт допущенного временным управляющим нарушения подтверждается также составленным повторно 09.06.2016 заключением о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.
На основании изложенного, в указанной части жалоба подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 60 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Признать ненадлежащим исполнение обязанностей арбитражным управляющим должника ФИО3 в период исполнения им обязанностей временного управляющего, выразившееся в непринятии мер к получению информации и документов, касающихся деятельности ООО «Дельта-Центр» и необходимых для проведения финансового анализа состояния деятельности должника и проведения проверки наличия (отсутствия) признаков преднамеренного и фиктивного банкротства; в проведении анализа финансового состояния должника с нарушением требований п. 8 Правил проведения финансового анализа; проведении анализа наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства должника с нарушением п. 2,6,8 Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства. В удовлетворении остальной части жалобы отказать.
2. Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия. Жалоба на постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по результатам рассмотрения апелляционной жалобы на определение арбитражного суда первой инстанции, может быть подана в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий месяца со дня вступления в законную силу такого постановления.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший определение.
В случае обжалования определения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья С.А.Сушкова